С темы "Восточные славяне" начинается изучение истории России. Уже на первом уроке можно показать, как знания, полученные в курсе всеобщей истории применяется на новом материале, что позволит активизировать умения учащихся и перейти от репродуктивного подхода к компетентностному.
В первую очередь учитель обращается к алгоритму работы при изучении нового материала:
Вопрос - С чего необходимо начать изучение темы? - получает традиционный уже для учащихся ответ - С предшествующего периода.
Проблема: данный урок - первый в новом курсе, т.е. предшествующего периода в данном учащимся учебном пособии не существует.
Разрешение данной проблемы активизирует самостоятельную работу учащихся. (При необходимости учитель может задать дополнительный вопрос: Что из изученного нами материала может стать таким "предшествующим периодом"?)
Ответ:
История первобытного общества.
Таким образом, изучение темы становится совместной работой учителя (регулирующая функция) и учащихся, применяющих имеющиеся у них знания.
Вступление: праславяне.
Курсивом будет выделен материал, который могут предложить сами учащиеся:
Использование алгоритма разбора темы "Западные и южные славяне в VI-X вв."
Происхождение славян: Славяне принадлежат к индоевропейской языковой семье. На рубеже II-I тыс. до н.э. происходит их выделение из языковой общности. Доказательством может служить яркий лингвистический пример: bear (медведь) и берлога в русском языке.
Прародина.
На данный момент существуют две основные версии.
Висло-Одерская | Буго-Днепровская |
Археологические данные: культура пражской (шнуровой) керамики | Б.Рыбаков на основании "Истории" Геродота: описание скифов-пахарей |
Письменные источники.
Античные: - Геродот "История" - Тацит - Птолемей |
- Геродот: описал три группы скифов
(кочевники, царские, пахари). Версия Б.Рыбаков: под
именем скифов-пахарей описаны праславяне - Тацит, Птолемей и др.: описание соседей германских племен - венедов |
Европейские: Иордан | Венеды и родственные им анты |
Византийские: - Прокопий Кесарийский - Маврикий Стратег - Константин Багрянородный |
- набеги праславян на Византию - анты и склавины (склавы) - высокие, русоголовые, голубоглазые - селятся по берегам рек - живут в народоправстве - свободны, не склонны к рабству - многочисленны - не знают военного строя, но применяю военные хитрости (тростинка) |
Арабские | - трудности перевода - компиляция византийских |
Древнерусский: Нестор | Повесть временных лет (нач. XII в.) |
III - VIII вв. Эпоха Великого переселения народов. | ||
западные | южные | восточные |
Поляки Чехи и т.д. |
Болгары Сербы и т.д. |
Русские Украинцы Белорусы |
Учитель дополняет материал: существует дискуссионный вопрос - были ли восточные славяне коренным население Восточно-Европейской равнины или колонизировали её в ходе Великого переселения народов (для ответа на вопрос можно показать связь дискуссии с гипотезами о прародине). В любом случае, в VI-VIII вв. восточные славяне стали основным населением Восточно-Европейской равнины (Нестор: 15 племенных объединений)
Основная часть: экономика.
Для рассмотрения данного пункта можно использовать тему "Древние германцы". Вспомогательный вопрос: кто такие восточные славяне с точки зрения античного общества? - Варвары, что позволяет использовать материал по теме "Древние германцы".
Экономика восточных славян была натурального типа и имела экстенсивный характер развития.
ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ. | ||
1. Земледелие. | пашенное | |
Учитель дополняет материал с опорой на карту: природно-климатические условия протяженной Восточно-Европейской равнины весьма различаются, что привело к появлению двух систем земледелия: | ||
север | юг | |
Системы земледелия | Подсечно-огневое (подсека) | Переложное (перелог) |
Орудия труда | Топор Борона-суковатка |
Рало (обращение к изучению на уроках литературы древнерусских былин о Микуле Селяниновиче, который "oрал") |
плуг | ||
Система обработки полей | двуполье | трехполье |
2. Скотоводство. | Оседлое или полукочевое Скот - мерило богатства |
|
3. Развитие ремесла и зарождение торговли. | Учитель обращает внимание
учащихся на карту, отмечая внимание на влияние
торговых путей: - "Из варяг в греки" - "Из варяг в персы" |
|
Вспомогательные занятия. |
||
Лесные и речные промыслы. | - бортничество - охота (ради пушнины) - рыболовство (селения по берегам) |
|
Военная добыча. | Проводится аналогия с походами варваров на территорию Западной Римской империи: походы на Византию (Восточная Римская империя) |
Основная часть: общественное устройство.
Учитель отмечает, что в VI-VIII вв. восточные славяне вступили в стадию кризиса родоплеменных отношений. Отсюда учащиеся делают вывод о возможности использования знаний по истории первобытного общества и тем "Западные и южные славяне в VI-X вв.", "Древние германцы". Задачей учащихся становится доказать наличие у восточных славян эпохи военной демократии, признаки которой они уже знают. Эта работа проводится совместно учителем и учениками.
Возможный вариант ответа: признаками военной демократии являются
Признаки военной демократии. | Проявление у восточных славян. |
Племенные объединения | Работа с картой и источником - отрывок из Повести временных лет |
Переход от родовой общины к соседской | Племенные объединения носят названия, указывающие на территорию проживания, а не на кровное родство |
Выделение профессиональных воинов | Организация походов на Царьград (работа с источником - Маврикий Стратег, Константин Багрянородный) |
Укрепление наследственной власти | Правление Кия и его потомков (источник - Повесть временных лет) |
При этом ещё сохраняются элементы родовой организации:
1) вече
2) совет старейшин
3) народное ополчение
- развитие орудий труда ведет к появлению имущественного неравенства и социальной дифференциации: выделяется родовая знать.
Основная часть: религия.
Этот пункт учащиеся разбирают на основе знаний тем "Религия первобытного общества", "Древние германцы". Также можно использовать курс "История религий".
В VI-VIII вв. у восточных славян сохранялось язычество, что означало наличие:
- культа природы
- культа предков (Учитель дополняет материал рассказом о происхождении терминов: пращур - основатель рода; чур - предок)
- политеизм
Работа с учебником или энциклопедическим словарем (при наличии словарей в кабинете): дать определение терминам капище, идолы, волхвы.
Составление таблицы "Пантеон богов восточных славян".
Божество | Функция |
Домашнее задание:
Фактический материал по теме "Восточные славяне"
Таблица "Племенные объединения восточных славян"
Племенное объединение | Территория | Племенной центр |
В зависимости от уровня класса этот материал можно дать по карте, согласовав работу с учителем географии, или использовать учебник А.Н.Сахарова, В.И.Буганова для 10 класса "История России с древнейших времен до конца XVII в."
Таким образом, такое обучение позволяет реализовывать компетентностный подход на уроках истории, показывая параллельность курсов всеобщей истории и истории России, развивая навыки аналогии, сравнительного мышления, умения применять ранее полученные знания с добавление фактического материала по данной теме, в дальнейшем - выделение закономерностей исторического развития для различных стран и народов.