Цели:
- познакомить с основными этапами жизни и деятельности В.И. Даля;
- развитие навыков анализа литературного текста;
- развивать чутьё к слову, чувство рифмы, образность речи;
- воспитание культуры учебного труда.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня замечательное осеннее утро.
Яркое солнышко заглянуло в класс и дарит нам свою улыбку.
Подарите улыбки и вы друг другу и пожелайте успешного учебного дня.
II. Актуализация опорных знаний.
Вступительная беседа.
- С какими произведениями мы познакомились на прошлых уроках?
- К какому жанру они относятся? (Авторские (литературные) сказки.)
- Чьи сюжеты чаще всего использовали авторы? (Народных сказок.)
- Что такое обработка народной сказки писателем? (Сохраняется сюжет, герои, язык, особенности текста, его идея.)
- Чем же тогда обработка сказки отличается от первоисточника? (Автор делает текст более грамотным, подчёркивает его особенности, достоинства.)
III. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы с вами будем выступать в роли исследователей литературной сказки (Приложение. Слайд 1). А работать мы будем с произведением автора, с которым вы знакомы.
IV. Открытие детьми нового знания.
1. Игра «Угадай-ка!».
- Постарайтесь узнать, о каком писателе я говорю.
- Он учёный, прекрасный знаток русского языка, фольклора.
- Он собирал сказки, песенки, поговорки, записывал их, обрабатывал специально для детского чтения.
- Его сказки советовал читать А.С.Пушкин.
- Он составил «Словарь живого великорусского языка».
- Его псевдоним Казак Луганский, от названия города, в котором он родился. (Слайд 2) (Владимир Иванович Даль.)
2. Знакомство с основными этапами жизни В.И. Даля.
/Работа в Тетради для чтения с. 48-49./
- Работаем в группах. Познакомьтесь с основными этапами жизни В.И. Даля и ответьте на поставленные вопросы.
- Что особенно запомнилось? (1. Писательская (литературная) деятельность. Собирание русского фольклора и составление словаря. 2. Язык.)
- Вопросы Т. 1.1 с.49. (Слайд 3)
3. Работа с названием текста, иллюстрацией. Прогнозирование содержания текста.
- Откройте учебник на с.163 и прочтите название произведения, с которым мы сегодня работаем. Что можно узнать из заголовка? (Главных героев, жанр.)
- Что изображено на иллюстрации?
- Где будут происходить события?
- Что можно ещё предположить?
4. Первичное чтение.
- Как можно проверить наши предположения? (Прочесть сказку.)
- Каждая группа самостоятельно прочтёт сказку и подготовит вопросы к тексту.
- Под каким деревом вырос гриб-боровик? (Слайд 4) (Под дубом.)
- О каких ягодах не говорится в тексте? (Слайд 5) (Клюкве.)
- Как хотели грузди победить ягоду? (Шапками закидать, пятой затоптать.)
- Почему гриб-боровик решил начать войну? Какое чувство владело им? Что вы можете сказать об этом чувстве? (Зависть.)
5. Работа с иллюстрациями.
- В каком порядке происходили события, изображённые на иллюстрациях? ( Слайд 6) Подберите предложения, которые можно подписать под иллюстрациями. (Слайды 7-12)
6. Наблюдение над языком сказки.
- Что могло привлечь В.И. Даля в этой русской сказке? (Язык, слова.)
- Найдите просторечные слова и выражения. (Всяких, девки, сидючи, глядючи, прёт, сзывать, скликать, не повинны, кичливая, вздымается, насилу, отказалися, опёнки, подымается, помочь.)
- Найдите и выпишите устойчивые сочетания слов, характерные для русского простонародного языка. /Т. II. 2 с. 49/. (Сила великая, сладка ягода, ребята дружны, кичливая ягода, грозная рать, полным-полнёшенько.)
- Почему В.И. Даль, обрабатывая сказку, сохранил их? (Они естественны, создают колорит.)
- Речь сказки очень близка к стихотворной. Что характерно для стихотворной речи? (Рифмы.)
- Найдите, спрятавшиеся рифмы. (Сидючи – глядючи; опёнки – ноги тонки; лист вздымается – рать подымается; волнушки – в кадушки; опёнки – в бочонки; сзывать – скликать; сморчки – старички; волнушки – старые старушки; грузди – ребята дружны; тётка Варвара – широкие карманы; сморчки – в бурачки.)
7. Чтение по ролям.
- В каком варианте сказка звучит интереснее: когда читает (играет) один человек – сказитель, или когда её читают по ролям? Почему?
- Сколько действующих героев мы должны озвучить? (Семь: автор, Гриб-боровик, Грузди, Опёнки, Зелёная трава, Сморчки, Волнушки.)
V. Рефлексия деятельности.
Прочтите любимую пословицу В.И. Даля: «Передний – заднему мост». (Слайд 13)
- Как вы понимаете её смысл? Попробуйте связать эту пословицу с историей детской литературы. (Любой человек своим трудом помогает двигаться вперёд тем, кто идёт следом. Тоже происходит и в истории детской литературы: каждый автор готовит место для нового, иначе не может быть развития.)
- Сумели ли мы проанализировать литературную сказку?
- Как мы это сделали?
- Назовите самое трудное задание.
- Назовите самое лёгкое задание.
- Сегодня мы с вами были исследователями – изучали текст сказки. Дома выступите в роли иллюстраторов, выполнив задание в Тетради для чтения (с. 49 задание II. 3). (Слайд 14)
Посмотрите на рисунки грибов. Не забудьте, что эти рисунки должны превратиться в портреты сказочных героев.
Нравится ли вам работать с литературным текстом? На следующем уроке мы выступим в роли писателя, который обрабатывает народную сказку.
- Д/з. с. 163 – 164 чтение по ролям. Тетрадь для чтения (с. 49 задание II. 3).
- Отметки...
- Спасибо всем за работу. Урок окончен.
Список литературы.
- Антипова И.А., Белоусов А.Ф., Брауде Л.Ю., Ипатьева С.К., Головин В.В., Кулешов Е.В., Мишукова А.А., Свирская И.А., Соломатина В.Б., Степанова Л.В., Тихомирова И.И., Томашева Е.Н. Очерки о детских писателях. – Баласс. Москва, 2001 год.
- Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Уроки чтения в 4–м классе по книге «В океане света». Методические рекомендации для учителя. – Баласс. Москва, 2004 год.