Цель: формирование у учащихся навыков толерантных отношений.
Задачи:
- воспитывать у учащихся неприятие к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, всему окружающему миру;
- терпимость к инакомыслию;
- развивать коммуникативные способности у учащихся.
Оформление: плакаты, газеты, рисунки. Использование интерактивной доски.
Вступительное слово классного руководителя:
-Вокруг нас - Мир. Мир, полный открытий и серьезных проблем. Он нуждается в нашей заботе. Но и любой человек - это целый Мир.
Как трудно иногда бывает принять правильное решение, сделать выбор в пользу необходимого, а не следовать сиюминутному порыву.
Сегодня мы поговорим о толерантности в мире и непосредственно вокруг нас. Никому не хочется жить в условиях войны, как широкомасштабной с бомбами и смертями, так и в межличностных - в школе, классе, в семье.
Но для начала мы разделимся на две команды: команду девочек и мальчиков и узнаем название каждой команды.
Элементы ролевой игры
Классный руководитель раздает участникам карточки, на которых большими буквами написаны названия: "Выносливые" и "Находчивые".
Задача - узнать слово и построиться.
"Выносливые" - команда мальчиков, "Находчивые" - команда девочек.
Классный руководитель:
-Теперь участникам команд предлагается придумать приветствие друг другу и ближе познакомиться. Каждый из участников встает и представляет себя:
-Я, Кулакова Ольга: (исполнительная)
-Я, Мурадымова Оксана :(упорная)
-Я, Панин Сергей:(сдержанный)
-Я, Дергунов Дмитрий :(вежливый, деликатный)
-Я, Абдюшев Руслан:(спортивный)
-Я, Тарасов Алексей:(спокойный, уважительный)
И так презентуются все остальные ребята.
Классный руководитель:
-Наше знакомство закончилось, а урок взаимопонимания, терпимости и доброты продолжается.
Классный руководитель:
-Ребята, что может произойти, если нарушаются принципы толерантности между государствами?
-Военные конфликты.
-Война.
Классный руководитель:
-К сожалению, это чаще всего именно так.
Сообщение ученицы:
-Отвратительный шум на свет -
Грохот самолета на рассвете:
И зачем тебя, наш дом, разбили?
Ты был маленький, волшебный дом,
Как ребенка мы тебя любили,
Строили тебя с таким трудом.
Одной из самых жестоких форм силового соперничества является война. Часто ее удары обрушиваются на тех, кто не участвует в боевых действиях (на мирных жителей, раненых и пленных). Самой "адской" войной назвал II Мировую войну французский писатель, делегат международного комитета Красного Креста Марсель Жюно в книге "Воин без оружия". Все мы должны помнить, что Советский Союз потерял в этой страшной войне 27 миллионов человеческих жизней, из них 9 миллионов 873 тысячи мирного населения (женщин, детей, стариков).
Международное гуманитарное право ограничивает средства и методы войны, защищает гражданское население и пленных. В современном гуманитарном праве установлен запрет на применение силы. Этот принцип закреплен в Уставе ООН (пункт 4, статья 2).
Классный руководитель:
-Гете сказал "Война - это зло для всех". В наше время происходит много военных конфликтов и локальных войн в разных уголках планеты.
-Ребята, назовите, пожалуйста, локальные войны и военные конфликты, участниками и жертвами которых стали российские воины и мирные жители.
(Примерные ответы: 1-я и 2-я Чеченские воины, военный конфликт в Египте, Афганская интернациональная война, Грузино-Осетинский военный конфликт (8 августа 2008 г.).
Перекрестная дискуссия.
Участник команды "Выносливые":
-Мне бы хотелось узнать: как связаны толерантность и межнациональные отношения? Существует ли сегодня проблема толерантности в межнациональных отношениях?
Ответ представителей команды "Находчивые":
-Да, действительно, эта проблема стоит остро в современном мире и в нашем обществе. Различные социологические опросы правозащитных организаций в нашей стране показали, что сегодня заметно активизировалась деятельность национал-патриотических организаций: "Русские", "Скинхеды", неофашисты.
На совести скинхедов из Санкт-Петербурга - зверское убийство таджикской девочки и студента из Вьетнама, в Воронеже скинхеды убили студента из Перу.
Во время судебных разбирательств они ведут себя цинично и нагло. Их позиция такая: "Все свое - хорошо, чужое - плохо". Такое понимание истории и жизни общества ведет к национальной розни, к новым преступлениям и бедам.
Участник команды "Находчивые":
-Если каждый из нас толерантен, то конфликт для нас - это нормальный процесс, который можно решить конструктивно. Но в мире и в нашей стране есть еще одна страшная беда - терроризм. Вопрос команде "Выносливые" и нашим гостям такой: "Кто такие террористы и что вы знаете о теракте на территории нашего государства?"
(Примерные ответы: теракт в Буденновске - захват боевиками больницы; в Москве - в театре на Дубровке (захват заложников во время мюзикла "Норд-ост"), захват боевиками-террористами школы в Беслане, взрывы в московском метро, теракты в Махачкале, во Владикавказе).
Классный руководитель:
-Толерантный человек стремится к взаимопониманию, к взаимопомощи. Он сострадает другим людям. Послушайте правдивую историю "Что человек может" о чемпионе мира по прыжкам в воду в 70-е годы XX века, Шаварше Карапетяне, который спас 20 человек из затонувшего в Ереванском водохранилище троллейбуса. После этого его ожидала долгая и тяжелая болезнь, уход из спорта. Но он доказал, что человек может многое сделать для других, даже если он один.
(Тренинговое занятие "Ярлыки". Приложение 1)
Классный руководитель:
-А сейчас, ребята, все вы должны написать на листах бумаги черты толерантной личности. Вы должны перечислить не менее 14-15 характеристик толерантной личности. Необходимое для вас время - 8 минут.
(сравнение представлений о толерантной личности представителей обеих команд, возможны дополнения)
Классный руководитель:
-В заключении я хочу вам рассказать о Даше Смирновой, о сестре Милосердия во время I Мировой войны на Кавказском фронте.
Русские и турецкие воины так близко приблизились друг к другу, что между окопами было расстояние в 20-25 метров. И вот из русского окопа показалась палка с привязанным к нему белым платком, а потом из него быстро выбралась молоденькая девушка. Она перевязывала всех раненых воинов: и русских, и турецких. Ее могла сразить в любую минуту вражеская пуля, но она не боялась. И тогда турецкие солдаты закричали: "Браво, русская ханум!" И захлопали громко в ладоши. Благородный поступок Даши Смирновой привел к тому, что на три дня между русскими и турецкими воинами было заключено перемирие.
Вывод:
Ребята, сегодня мы много говорили о толерантности. И я думаю, что вы задумаетесь: правильно ли мы относимся друг к другу, любим ли своих близких. И давайте с этого момента относиться терпимо ко всем, общаться так, чтобы общение приносило только доброту и радость всем окружающим.
Список литературы:
- Голикова Н. С. Формирование толерантности у школьников - Санкт-Петербург, 2009 г.
- Журнал "Классный руководитель" № 2, 2005 г., стр. 45.