Формирование ценностно-смысловых представлений у детей дошкольного возраста на основе татарской семейной традиционной культуры

Разделы: Работа с дошкольниками


Наш детский сад № 2497 с этнокультурным (татарским) компот образования и воспитания открыт с 2004 года, на основании Постановления Правительства Москвы от 12.05.1998 года “О состоянии и развитии этнокультурного (национального) образования и взаимодействия с национальными объединениями в Москве. Огромную помощь в создании нашего детского сада оказали представители общественных организаций, такие как региональная татарская национально-культурная автономия города Москвы под руководством Р.С. Акчурина и ЮВАО г.Москвы в лице Г.А. Ямбаева.

Открытие нашего детского сада – это социальный заказ на потребность изучения родной культуры и языка, сохранения семейных традиций, их продолжения и возрождения. Об этом говорят результаты проведенного в 2001 году социологического исследования Московским городским педагогическим университетом по инициативе и при участии татарской общественности Москвы. При этом 65 % опрошенных высказывались за открытие таких образовательных учреждений с этнокультурным татарским компонентом – школ и детских садов.

В нашем детском саду воспитываются – 138 детей, семей – 108. По национальному составу: татары – 70, русские – 30, дети смешанными национальными корнями – 38.

Педагогический коллектив многонационален: татары, русские. Педагогический ценз: высшее пед. образование – 13 чел., специальное – 2, Обучение по этнокультурному (татарскому) компоненту ведут педагоги со специальным высшим образованием закончившие в основном Казанские вузы, постоянно повышающие свою квалификационную категорию на кафедре ЮНЕСКО в МИОО.

Переход на статус ДОУ с этнокультурной направленностью образования повлек за собой проблему обновления содержания дошкольного образования, разработку татарского этнокомпонента, налаживание системы воспитательно-образовательного процесса на основе сравнения двух культур, изучения родного языка и традиций.

Основное обучение и воспитание в детском саду осуществляется на русском языке по комплексной программе “Воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Татарский этнокультурный компонент вводится на основании Устава детского сада по программе “Воспитания и обучения в детском саду” (под редакцией К.В. Бургановой и Закировой). Дети изучают родную культуру по желанию родителей на основании заявления.

Этнокультурный компонент проявляется в изучении родного татарского языка, так как родной язык необходим не только как средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство сохранения национальной культуры, традиций и приобщения к ним последующих поколений. С усвоением родного языка тесно связано формирование у детей патриотических чувств и толерантности, что в условиях такого мегаполиса как Москва, где проживают люди многих национальностей, является одной из главных целей воспитания.

Основной целью нашего учреждения является развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка на основе традиционной татарской культуры: воспитание уважения к родителям, старшим членам семьи, сестрам и братьям; привитие культуры здорового образа жизни на основе обычаев и традиций; формирование ценностно-смысловых представлений о мире на родном татарском языке, пословиц, сказок, народной музыке, игр, праздников, танцев.

Способствует приобщению детей к татарской культуре занятия художественно-эстетической направленности, а также народные игры. Через игры на родном языке детям легче осваивать народную мудрость, понимать взаимосвязи и отношения в природе, ценностно-смысловое содержание нравственных установок и правил народного “кодекса чести”.

Особое значение в освоении семейных татарских традиций имеет народное художественное творчество – сказки, музыка, декоративно-прикладное искусство. Рассказывание татарских сказок их обсуждение, рассматривание иллюстраций и сравнение их со сказками русскими позволяет найти в них общее и особенное, национальное, то, что роднит и отличает наши культуры. Сравнение двух культур идет через раскрытие женского и мужского образов-идеалов, рассматривание орнаментов, узоров на народных костюмах, традиционном убранстве дома, быта, кухни, изделий народных промыслов (вышивка, узорное ткачество, шитье, кожаная мозаика,гончарное искусство).

Следует отметить о роли татарской народной музыки, песен, танцев в организации занятий, праздников при обучении татарскому языку для психологического оздоровления детей, просветление их эмоционального фона, в создание комфортной творческой атмосферы в детском саду.

Нельзя не сказать о позитивной роли татарских игр на физкультурных занятиях для оздоровления детей, воспитания ловкости, смелости, смекалки.

Татарский язык пронизывает всю систему интегрированных занятий, но эффективному освоению родного языка способствуют специальные занятия, на которых педагоги занимаются постановкой и автоматизацией звуков, которые свойственны татарскому языку, развивают и активируют связную разговорную речь, знакомят детей с детской художественной литературой, обычаями, традициями.

Одним из основных направлений деятельности нашего учреждения является совместная работа с родителями, ведется углубленная просветительская работа среди взрослого населения, приобщение старшего поколения к своей культуре, национальным традициям, языку и истории народов. Это все формирует вокруг нашего учреждения поликультурную образовательную среду и толерантные отношения между представителями различных этносов.

Так же родители охотно помогают в создании музейного уголка, оборудованного для показа предметов быта, домашнего обихода татарской семьи: изба-эй, люлька-бишек, прядильный станок-каба, и национальной одежды: мужской головной убор-тубетей, женский головной убор-калфак, накосники-чулпы, татарское платье с вышивкой-кулмек, вышитый фартук-алъяпкыч, ичиги-читеклэр, в которых как в зеркале отражаются образ жизни, климатические особенности, земледельческие занятия предков (землепашцев и скотоводов, торговцев), народные эстетические идеалы, верования и религия, социальный статус и контакты с другими народами. Изучая народное искусство, у ребенка появляется желание заниматься декоративно-прикладной деятельностью, он осваивает характерные элементы, колорит, композицию.

Наряду с традиционными праздниками ежегодно проводятся татарские национальные мероприятия, такие как “Каз эмесе”, “Навруз”, “Неделя татарской сказки”, “Неделя изучения татарских блюд”,“Сабантуй”. Благодаря национальным праздникам у детей развивается речь, обогащается кругозор, повышается эстетический вкус, они знакомятся с национальными костюмами, мелодией, формируется дружелюбие, уважение к друг другу, взрослым, бережное отношение к женщине, к матери, к родителям.

А также детский сад ежегодно участвует и занимают призовые места на различных городских и окружных мероприятиях. Таких как, “Времена года”, “Жемчужинки” , “Кроха”, “Юные таланты Московии” на рамках фестиваля “Москва – мой мнагонациональный дом”, “Фестиваль национальностей” в рамках целевой программы “Москва-столица многонациональной России”.

В заключении, я хочу выразить надежду, что этот опыт найдет свое продолжение в деятельности дошкольных учреждений Москвы, образовательные учреждения с этнокультурным компонентом образования займут свою почетную нишу в системе современного образования.