Цели:
1. Повторить основные правила техники безопасности при работе с химическими веществами, а также актуализировать ранее полученные знания по органической и неорганической химии.
2. Используя технологию сотрудничества, развивать коммуникативные способности учащихся: умение вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и различие позиций, умение взаимодействовать с партнерами для получения общего результата.
3. Развивать творческое мышление, память, внимание, наблюдательность.
4. Воспитывать экологически грамотную личность, представляющую все негативные последствия от неграмотного и безответственного использования химических веществ.
Оборудование: колбы, штатив с пробирками, ложечка для сжигания веществ, спиртовка.
Реактивы: натрий, фенолфталеин, серная кислота (конц.), красный фосфор, лакмус, раствор аммиака, раствор щелочи, кислород, вода, алюминий.
Тип урока: урок актуализации знаний.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя.
Сегодня невозможно представить жизнь без достижений химии. Современные строительные материалы – легкие и прочные, удобрения, пестициды и инсектициды позволяют получать щедрые урожаи, средства бытовой химии помогают нам поддерживать чистоту, углеводороды помогают быстро передвигаться на огромные расстояния и дают тепло нашему дому. За всем этим стоят конкретные химические вещества или их смеси. Необходимо помнить, что кроме благ цивилизации химические вещества могут принести и огромную беду. Достаточно вспомнить пожар в ночном клубе, где задохнулись от продуктов горения люди; заглянуть в глаза птицам, крылья которых оказываются покрытыми слоем нефти, разлитой в океане; просто зачерпнуть воду из ближайшего водоема или подышать полной грудью около автострады. Основной причиной всех экологических катастроф является антропогенный фактор. Кто-то был небрежен с огнем, кто-то сэкономил на очистных сооружениях, кто-то просто забыл элементарные правила техники безопасности при работе с химическими веществами.
. Первые знания о химических веществах и обращении с ними человек получает в школе. Знаете ли вы, какую опасность могут таить химические вещества? Как надо обращаться с ними, чтобы сохранить здоровье и чистоту окружающего мира? Сегодня мы попытаемся вспомнить и сформулировать основные правила техники безопасности при работе с химическими веществами. Работать будем по группам.
1. Организационный этап
Каждая группа получает конверт с заданием. Учитель акцентирует внимание учащихся на то, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого участника, что предусматривается помощь каждого члена команды друг другу. Для поиска информации можно использовать библиотеку кабинета. Время на выполнение задания – 7 минут.
2. Основной этап
По окончании работы над заданиями учитель вызывает по очереди представителей каждой группы, которые знакомят учащихся с заданием и представляют свое решение. Параллельно учитель демонстрирует слайды презентации, на которых представлены задания группы и последующие решения Цель: весь класс должен увидеть вопросы и оценить правильность представленных ответов.
№ слайда/ демонстрация опыта или фрагмента фильма/ вывод | Содержание деятельности |
2-3 | Отвечает группа №1.Читается задание варианта №1. По щелчку вылетают подсказки. Ученики отвечают и проверяют тут же свои ответы. |
Демонстрация опыта 1 | “Взаимодействие натрия с водой”. |
Вывод 1 | Не допускать попадания воды на щелочные металлы. |
Вывод 2 | При взаимодействии щелочных металлов с водой образуются щелочи – едкие вещества, которые требуют осторожного обращения. |
Дополнительная информация | Щелочи оказывают на организм в основном локальное действие, вызывая омертвение (некроз) только тех участков кожного покрова, на которые они попали. Однако в дальнейшем организм испытывает общее отравление в результате всасывания в кровь продуктов взаимодействия мышечных тканей и щелочей. Действие щелочей, особенно концентрированных, характеризуется значительной глубиной проникновения, поскольку они растворяют белок. В связи с этим очень опасно попадание щелочи в глаза. Если первая помощь будет оказана не сразу, то может наступить полная потеря зрения. (1) |
4-5 | Отвечает группа №2.Читается задание варианта №2. По щелчку вылетают подсказки. Ученики отвечают и проверяют тут же свои ответы. |
Демонстрация опыта 2 | “Разбавление концентрированной серной кислоты водой”. |
Вывод 3 | Правило гласит, что при разбавлении более тяжёлую жидкость приливают к менее тяжёлой, а не наоборот |
Вывод 4 | Кислоты – опасные вещества. Кислоты вызывают локальный химический ожог. |
Дополнительная информация | Концентрированные кислоты хранят под тягой. Переливают их также под тягой, пользуясь индивидуальными средствами защиты (очки или защитная маска, резиновые перчатки, халат, резиновый фартук). |
6-7 | Отвечает группа №3.Читается задание варианта №3. По щелчку вылетают подсказки. Ученики отвечают и проверяют тут же свои ответы. |
Демонстрация опыта 3 | “Ознакомление с запахом раствора аммиака”. |
Вывод 5 | Если необходимо ознакомиться с запахом какого-либо вещества, то не подносите его к носу, а совершите несколько движений рукой от вещества к носу и понюхайте воздух. |
Дополнительная информация | Из концентрированных аммиачных растворов, обладающих основными свойствами, выделяется большое количество газообразного аммиака. Он раздражающе действует на верхние дыхательные пути, а в высоких концентрациях — и на нервную систему. Хорошо растворяясь в воде, аммиак концентрируется во влаге слизистых оболочек, особенно в глазах, и это наиболее опасно, потому что, если не принять мер первой помощи, он проникает глубоко в ткани и вызывает необратимые изменения глазного яблока. Опыты с аммиаком должны проводиться в вытяжном шкафу.(1) |
8-9 | Отвечает группа №4.Читается задание варианта №4. По щелчку вылетают подсказки. Ученики отвечают и проверяют тут же свои ответы. |
Демонстрация опытов 4, 5, 6 или фрагмента фильма 1. | “Горение фосфора в кислороде”, “Растворение фосфорного ангидрида в воде”, “Действие раствора лакмуса на раствор кислоты”(2) |
Вывод 6 | Горение фосфора необходимо проводить под тягой. При работе с открытым пламенем соблюдайте правила противопожарной безопасности. Не допускайте попадания горящего фосфора на рабочую поверхность стола. Не вдыхайте выделяющийся дым. |
10-11 | Отвечает группа №5.Читается задание варианта №5. По щелчку вылетают подсказки. Ученики отвечают и проверяют тут же свои ответы. |
Демонстрация фрагмента фильма2 | “Взаимодействие с водой негашеной извести” (2) |
Демонстрация опыта 7 | “Действие раствора лакмуса на раствор щелочи”. |
Вывод 7 | Негашеная известь оказывает разрушающее действие на слизистые, а брызги, образующиеся при гашении извести, могут привести к ожогам. Поэтому при работе с опасными веществами следует позаботиться о защитных перчатках и очках. |
12-13 | Отвечает группа №6.Читается задание варианта №6. По щелчку вылетают подсказки. Ученики отвечают и проверяют тут же свои ответы. |
Дополнительная информация | Алюминиевый порошок - одно из наиболее часто используемых топлив в пиротехнике. Алюминий обладает очень большой теплотворной способностью. Смеси порошка алюминия с окислителем способны давать очень высокие температуры горения, что может привести к сильному нагреву и воспламенению. |
Демонстрация опыта 8 | “Действие раствора лакмуса на нейтральный раствор”. |
Вывод 8 | При проведении опытов берите только те количества вещества и соблюдайте те пропорции, которые указаны в описании опыта. |
14 | Прочитайте, пожалуйста, основные правила техники безопасности. Что бы вы могли дополнить? |
15-16 | Прокомментируйте плакаты. |
3. Рефлексия
Аукцион.
Давайте вспомним и запишем все реакции, о которых мы говорили на уроке.
Побеждает та группа, которая запишет или назовет последнюю реакцию.
Проверка:
- 2Na +2H2O = 2NaOH + H2
- 4Р+5О2 = 2Р2О5
- Р2О5+3Н2О = 2Н3РО4
- 2Са + О2 = 2СаО
- СаО + Н2О = Са(ОН)2
- 4Аl + 3O2 = 2Al2O3
- H2SO4+n Н2О = H2SO4 • n Н2О и т.д.
4. Подведение итогов урока
Работа в химической лаборатории всегда сопряжена с определенным риском. Но при грамотной и осторожной работе этот риск сводится к минимуму, ведь большинство пожаров, отравлений, ожогов и травм происходит исключительно по причине пренебрежения правилами техники безопасности или просто незнанию их.
Выставление отметок. Не забудьте спросить ученика, которому заранее поручена роль контролирующего, насколько активно каждый ученик группы принимал участие в работе, как партнеры помогали друг другу. (3)
5. Домашнее задание
У каждого из нас дома есть разнообразные химические вещества или смеси веществ: пищевые продукты, средства бытовой химии, косметические средства, лекарства и другое. Знаете ли вы правила техники безопасности при обращении с ними? Читаете ли вы этикетки? Приведите примеры безопасного использования химических веществ в быту. Насколько безопасны эти вещества для окружающей природы?
Использованные источники информации.
- Cайт учителя химии Сафиканова А.Ф.
- http://school-collection.edu.ru/
- Селевко Г.К. “Современные образовательные технологии”: Учебное пособие.