Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР "В деревне у дедушки"

Разделы: Логопедия


Цели: актуализация словаря по теме “Домашние животные”.

Задачи:

I. Коррекционно-образовательные:

  1. Закрепить представление о домашних животных.

II. Коррекционно-развивающие:

  1. Совершенствовать грамматический строй речи (образование форм винительного падежа имени существительного; образование множественного числа существительных в именительном падеже).
  2. Развивать связную речь.
  3. Совершенствовать навыки слогового анализа слов.
  4. Развивать зрительное внимание, мышление, творческое воображение, подражательность.
  5. Развивать мелкую моторику рук.
  6. Совершенствовать навыки правильной голосоподачи.

III. Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к домашним животным.

Оборудование и материалы:

  • демонстрационные: игрушки домашних животных (кошка, собака, свинья, лошадь, коза, корова);
  • раздаточные: прищепки бельевые, конверты, картинки с изображением коровы, козы, собаки, кошки, лошади, свиньи;
  • оборудование: конверт, сундучок.

Художественная литература: загадки, стихотворение А. Барто “Игра в стадо”.

Предварительная работа: беседы о труде, работе, помощи взрослым, заучивание пословиц о труде.

Ход занятия

1. Организационный момент. Пальчиковая разминка.

Бельевой прищепкой поочередно “кусаем” ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После первого двустишия – смена рук.

2. Проверка знаний пословиц о труде.

Логопед: Ребята, сегодня утром к нам в группу пришло письмо от дедушки Вани и бабушки Тани. Они приглашают всех нас в гости. Дедушка и бабушка живут в деревне, сами много работают и учат детишек трудиться. А вы любите помогать своим мамам, папам, дедушкам и бабушкам? (ответы детей)

Логопед: А какие пословицы вы помните о труде?

Дети:

Любишь кататься, люби и саночки возить.
Труд человека кормит, а лень портит.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Кто много лежит, у того бок болит.
Глаза бояться, а руки делают.

3. Отгадывание загадок.

Логопед: Молодцы! Ребята, у дедушки и бабушки в деревне много животных. Хотите узнать, кто это? Бабушка прислала вам загадки, а дедушка вот этот волшебный сундучок с отгадками.

У порога плачет,
Коготочки прячет.
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.
(Кошка)

Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди –
Лучше в дом не заходи!
(Собака)

Не пахарь, не столяр,
Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник.
(Лошадь)

С бородой, а не старик.
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается.
Доят, а не корова.
(Коза)

Хвост крючком, а нос пяточком.
(Свинья)

Голодна – мычит,
Сыта – жует,
Малым ребяткам
Молочка дает.
(Корова)

4. Совершенствование грамматического строя речи (образование мн.ч. существительных).

Игра “Один – много”.

Логопед: Молодцы! Все загадки отгадали! У дедушки и бабушки по одному животному, а в деревне их много. Вот у бабушки – корова, а у соседей – коровы. У бабушки – коза, а у соседей?
Дети: Козы.
Логопед: У бабушки – собака, а у соседей?
Дети: Собаки.
Логопед: У бабушки – кошка, а у соседей?
Дети: Кошки.
Логопед: У бабушки с дедушкой – лошадь, а у соседей?
Дети: Лошади.
Логопед: Ребята, а какие это животные: дикие или домашние?
Дети: Домашние.
Логопед: А почему они называются “домашними”?
Дети: Потому что они живут рядом с человеком и человек за ними ухаживает.

5. Совершенствование навыка слогового анализа слов, развитие зрительного внимания, мышления.

Логопед: Ой, ребята, смотрите, здесь какие-то конверты, ну-ка, давайте посмотрим. Да это вам письма пришли. (Детям раздаются конверты). Открывайте их. Катя, что у тебя в конверте? Выйди к доске и покажи всем.
Катя: Корова.
Логопед: Катя, прошагай это слово и скажи, сколько в нем слогов, поставь свою картинку в нужный вагончик.
Катя: Три слога, значит, поставим картинку в вагончик с тремя окошками. (Аналогично: коза, собака, кошка, лошадь, свинья).

6. Совершенствование грамматического строя речи (образование форм винительного падежа имени существительного).

Игра “Кого, чем угостили?”

Логопед: Бабушка накрыла на стол. А как вы думаете, что приготовила бабушка для каждого животного? Что для кошки?
Дети: Молоко.
Логопед: Для коровы?
Дети: Сено.
Логопед: Для лошади?
Дети: Овес.
Логопед: Для козы?
Дети: Капусту.
Логопед: Для собаки?
Дети: Косточку.

7. Совершенствование навыка правильной голосоподачи. Координация речи с движением. Развитие подражательности и творческого воображения.

Физкультминутка “Игра в стадо”.

Логопед: Покушали гости, стали петь и танцевать. А лошадка предложила поиграть в игру.

Игра в стадо.

Мы вчера играли в стадо,
И рычать нам было надо.
Мы рычали: “Р-р-р”
И мычали: “Му”,
По-собачьи лаяли: “Гав”.
Не слыхали замечаний Анны Николаевны.
А она сказала строго:
– Что за шум такой у вас?
Я детей видала много –
Таких вижу в первый раз.
Мы сказали ей в ответ:
– Никаких детей тут нет!
Мы не Ромы и не Вовы –
Мы собаки и коровы!
А она в ответ:
– Да что вы?
Ладно, если вы коровы,
Я тогда – пастух.
И прошу иметь ввиду:
Я коров домой веду.
Идут по кругу, взявшись за руки.

Останавливаются, делают “коготки”.
Делают “рожки”.
Встают на четвереньки.
Опять идут по кругу.

(Слова логопеда)

 

Останавливаются.
Качают головой.
Загибают пальцы.
Встают на четвереньки, потом делают “рожки”.
Идут по кругу.
(Слова логопеда).
 

А. Барто

8. Работа по воспитанию правильного физиологического питания и совершенствования навыка голосоведения на мягкой атаке.

Логопед: Подойдите к своим столам и встаньте за стульчики. Давайте отрегулируем дыхание. Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох (три раза).

9. Беседа о пользе домашних животных. Развитие диалогической речи.

Закрепление представлений о домашних животных.

Логопед: Ребята давайте подумаем, какую пользу приносят домашние животные (показываю игрушку коровы и спрашиваю, например, корова).
Дети: Дает вкусное молоко.
Логопед: Овца?
Дети: Пушистую шерсть.
Логопед: Бабушка будет вязать носочки, рукавички. Какая польза от свиньи?
Дети: Мясо.
Логопед: Пусть мы будем все толстенькие и веселенькие. Ребята, а какая польза от кошки?
Дети: Ловит мышей.
Логопед: А от собаки?
Дети: Собака охраняет нас от врагов.
Логопед: Хорошо, значит, все домашние животные приносят пользу.

10. Коллективное фантазирование необычного домашнего животного.

Развитие связной речи.

Логопед: Дети, а давайте мы с вами придумаем свое необычное домашнее животное. Наше животное тоже будет приносить пользу, а необычное оно потому, что будет оно состоять из полезных частей каждого домашнего животного. Давайте вместе подумаем. Вот, например, скажите, что можно взять у лошади?
Дети: От лошадки длинные стройные ножки, чтобы наше животное хорошо бегало. От свиньи давайте возьмем туловище и пятачок. От кошки чуткие ушки, они помогут вовремя услышать и спастись от врагов. От собаки – хвостик, он будет весело помахивать.
Логопед: А чем хорошо такое животное?
Дети: Будем хорошо жить. Это животное будет защищать, охранять, молоко давать, пушистую шерсть.

11. Организация окончания занятия.

Логопед: Ребята, давайте сделаем подарок для бабушки и дедушки на Новый год. Вот вам задание на вечер: нарисуйте свое чудесное животное и расскажите о нем.

Оценивается деятельность каждого ребёнка и группы в целом:
Хорошо рассказали пословицы о труде…
Правильно разделили слова на слоги…
Быстро отгадали загадки…
Очень активно играли “в стадо”...

Ребята, вы все сегодня хорошо поработали. Молодцы! Спасибо вам. Мне было очень приятно с вами общаться.

Занятие окончено.

Литература.

  1. Белоусова Е.Л. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ Под редакцией Б.Б.Финкельштейн. – СПб: “Детство-пресс”, 2000. – 128с. (Библиотека программы “Детство”.)
  2. Наши дети учатся сочинять сказки: Методическое пособие к Наглядно-дидактическому материалу по развитию воображения и речи детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи / Авт. – сост.: В.П.Глухов, Ю.А.Труханова. – М.: АРКТИ, 2005. – 28с. (Биб-ка практикующего логопеда.)
  3. Нищева Н.В. Развивающие сказки: цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие-конспект. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2002. – 48с.+ цв.вкл. 6с.