Цели: актуализация словаря по теме “Домашние животные”.
Задачи:
I. Коррекционно-образовательные:
- Закрепить представление о домашних животных.
II. Коррекционно-развивающие:
- Совершенствовать грамматический строй речи (образование форм винительного падежа имени существительного; образование множественного числа существительных в именительном падеже).
- Развивать связную речь.
- Совершенствовать навыки слогового анализа слов.
- Развивать зрительное внимание, мышление, творческое воображение, подражательность.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Совершенствовать навыки правильной голосоподачи.
III. Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать любовь к домашним животным.
Оборудование и материалы:
- демонстрационные
Художественная литература: загадки, стихотворение А. Барто “Игра в стадо”.
Предварительная работа: беседы о труде, работе, помощи взрослым, заучивание пословиц о труде.
Ход занятия
1. Организационный момент. Пальчиковая разминка.
Бельевой прищепкой поочередно “кусаем” ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После первого двустишия – смена рук.
2. Проверка знаний пословиц о труде.
Логопед: Ребята, сегодня утром к нам в группу пришло письмо от дедушки Вани и бабушки Тани. Они приглашают всех нас в гости. Дедушка и бабушка живут в деревне, сами много работают и учат детишек трудиться. А вы любите помогать своим мамам, папам, дедушкам и бабушкам? (ответы детей)
Логопед: А какие пословицы вы помните о труде?
Дети:
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Труд человека кормит, а лень портит.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Кто много лежит, у того бок болит.
Глаза бояться, а руки делают.
3. Отгадывание загадок.
Логопед: Молодцы! Ребята, у дедушки и бабушки в деревне много животных. Хотите узнать, кто это? Бабушка прислала вам загадки, а дедушка вот этот волшебный сундучок с отгадками.
У порога плачет, Коготочки прячет. Тихо в комнату войдёт, Замурлычет, запоёт. (Кошка) Заворчал живой замок, Не пахарь, не столяр, |
С бородой, а не старик. С рогами, а не бык. Не конь, а брыкается. Доят, а не корова. (Коза) Хвост крючком, а нос пяточком. Голодна – мычит, |
4. Совершенствование грамматического строя речи (образование мн.ч. существительных).
Игра “Один – много”.
Логопед: Молодцы! Все загадки отгадали! У дедушки и бабушки по одному
животному, а в деревне их много. Вот у бабушки – корова, а у соседей – коровы. У
бабушки – коза, а у соседей?
Дети: Козы.
Логопед: У бабушки – собака, а у соседей?
Дети: Собаки.
Логопед: У бабушки – кошка, а у соседей?
Дети: Кошки.
Логопед: У бабушки с дедушкой – лошадь, а у соседей?
Дети: Лошади.
Логопед: Ребята, а какие это животные: дикие или домашние?
Дети: Домашние.
Логопед: А почему они называются “домашними”?
Дети: Потому что они живут рядом с человеком и человек за ними ухаживает.
5. Совершенствование навыка слогового анализа слов, развитие зрительного внимания, мышления.
Логопед: Ой, ребята, смотрите, здесь какие-то конверты, ну-ка, давайте
посмотрим. Да это вам письма пришли. (Детям раздаются конверты). Открывайте их.
Катя, что у тебя в конверте? Выйди к доске и покажи всем.
Катя: Корова.
Логопед: Катя, прошагай это слово и скажи, сколько в нем слогов, поставь
свою картинку в нужный вагончик.
Катя: Три слога, значит, поставим картинку в вагончик с тремя окошками.
(Аналогично: коза, собака, кошка, лошадь, свинья).
6. Совершенствование грамматического строя речи (образование форм винительного падежа имени существительного).
Игра “Кого, чем угостили?”
Логопед: Бабушка накрыла на стол. А как вы думаете, что приготовила
бабушка для каждого животного? Что для кошки?
Дети: Молоко.
Логопед: Для коровы?
Дети: Сено.
Логопед: Для лошади?
Дети: Овес.
Логопед: Для козы?
Дети: Капусту.
Логопед: Для собаки?
Дети: Косточку.
7. Совершенствование навыка правильной голосоподачи. Координация речи с движением. Развитие подражательности и творческого воображения.
Физкультминутка “Игра в стадо”.
Логопед: Покушали гости, стали петь и танцевать. А лошадка предложила поиграть в игру.
Игра в стадо.
Мы вчера играли в стадо, И рычать нам было надо. Мы рычали: “Р-р-р” И мычали: “Му”, По-собачьи лаяли: “Гав”. Не слыхали замечаний Анны Николаевны. А она сказала строго: – Что за шум такой у вас? Я детей видала много – Таких вижу в первый раз. Мы сказали ей в ответ: – Никаких детей тут нет! Мы не Ромы и не Вовы – Мы собаки и коровы! А она в ответ: – Да что вы? Ладно, если вы коровы, Я тогда – пастух. И прошу иметь ввиду: Я коров домой веду. |
Идут по кругу, взявшись за руки. Останавливаются,
делают “коготки”. (Слова логопеда)
Останавливаются. А. Барто |
8. Работа по воспитанию правильного физиологического питания и совершенствования навыка голосоведения на мягкой атаке.
Логопед: Подойдите к своим столам и встаньте за стульчики. Давайте отрегулируем дыхание. Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох (три раза).
9. Беседа о пользе домашних животных. Развитие диалогической речи.
Закрепление представлений о домашних животных.
Логопед: Ребята давайте подумаем, какую пользу приносят домашние
животные (показываю игрушку коровы и спрашиваю, например, корова).
Дети: Дает вкусное молоко.
Логопед: Овца?
Дети: Пушистую шерсть.
Логопед: Бабушка будет вязать носочки, рукавички. Какая польза от свиньи?
Дети: Мясо.
Логопед: Пусть мы будем все толстенькие и веселенькие. Ребята, а какая
польза от кошки?
Дети: Ловит мышей.
Логопед: А от собаки?
Дети: Собака охраняет нас от врагов.
Логопед: Хорошо, значит, все домашние животные приносят пользу.
10. Коллективное фантазирование необычного домашнего животного.
Развитие связной речи.
Логопед: Дети, а давайте мы с вами придумаем свое необычное домашнее
животное. Наше животное тоже будет приносить пользу, а необычное оно потому, что
будет оно состоять из полезных частей каждого домашнего животного. Давайте
вместе подумаем. Вот, например, скажите, что можно взять у лошади?
Дети: От лошадки длинные стройные ножки, чтобы наше животное хорошо
бегало. От свиньи давайте возьмем туловище и пятачок. От кошки чуткие ушки, они
помогут вовремя услышать и спастись от врагов. От собаки – хвостик, он будет
весело помахивать.
Логопед: А чем хорошо такое животное?
Дети: Будем хорошо жить. Это животное будет защищать, охранять, молоко
давать, пушистую шерсть.
11. Организация окончания занятия.
Логопед: Ребята, давайте сделаем подарок для бабушки и дедушки на Новый год. Вот вам задание на вечер: нарисуйте свое чудесное животное и расскажите о нем.
Оценивается деятельность каждого ребёнка и группы в целом:
Хорошо рассказали пословицы о труде…
Правильно разделили слова на слоги…
Быстро отгадали загадки…
Очень активно играли “в стадо”...
Ребята, вы все сегодня хорошо поработали. Молодцы! Спасибо вам. Мне было очень приятно с вами общаться.
Занятие окончено.
Литература.
- Белоусова Е.Л. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ Под редакцией Б.Б.Финкельштейн. – СПб: “Детство-пресс”, 2000. – 128с. (Библиотека программы “Детство”.)
- Наши дети учатся сочинять сказки: Методическое пособие к Наглядно-дидактическому материалу по развитию воображения и речи детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи / Авт. – сост.: В.П.Глухов, Ю.А.Труханова. – М.: АРКТИ, 2005. – 28с. (Биб-ка практикующего логопеда.)
- Нищева Н.В. Развивающие сказки: цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие-конспект. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2002. – 48с.+ цв.вкл. 6с.