Дополнительное образование должно отвечать потребностям социума и удовлетворять потребности ребенка. Но возникает проблема, каким образом отслеживать результаты обучения ребенка в системе дополнительного образования, уровень получаемых им знаний, умений и навыков.
Система общего образования имеет разработанную и отлаженную систему оценки учащихся, а система дополнительного образования, к сожалению, нет.
В настоящее время в декоративно-прикладном творчестве фактически не существует форм оценки результатов знаний. Каждый педагог декоративно-прикладного направления, оценивает уровень знаний воспитанника субъективно. Чаще всего оценкой уровня его знаний выступает количество выполненных им работ и участие в выставках. Все это отслеживается в течение учебного года и заносится педагогами в журналы и карты отслеживания результатов, индивидуально разрабатываемыми для учебной группы.
Поскольку существующая система не дает полных сведений об уровне усвоения учениками знаний получаемых в процессе занятий и не дает педагогу необходимую информацию для корректировки образовательной программы в процессе работы с обучающимися. Возникла необходимость в создании объективной системы оценки знаний детей и результатов их обучения.
Изучая опыт коллег, специальную литературу и опираясь на собственный опыт, нами была предпринята попытка издания собственной разработки по данному вопросу - «Тест как форма мониторинга образовательных достижений детей в декоративно-прикладном творчестве».
Данная работа является разработанным инструментальным средством для оценки уровня знаний воспитанников в декоративно-прикладном творчестве педагогами дополнительного образования. В ней рассматриваются вопросы подготовки, создания и применения тестовых заданий для бланкового тестирования в системе дополнительного образования.
Пособие основано на нескольких блоках программ декоративно-прикладного направления педагогов детского клуба «Радуга» структурного подразделения ЦДТ «Шанс» г. Перми:
- «Сделай Сам», педагог Парамонова Анна Алексеевна;
- изостудия «Отражение», педагог Баталова Галина Михайловна;
- студия моды «Каприз», педагоги Старцева Людмила Геннадьевна, Голышева Вера Валерьевна;
- программ «Технология» 1-4, 5-8 классы.
Пособие содержит два варианта тестовых баз. Первый вариант рассчитан на работу с детьми первого года обучения и содержит задания связанные с базовыми знаниями основ цветоведения, правил техники безопасности и работы с инструментами, работы с выкройками, композиции. [Приложение №1]
Второй вариант тестовой базы рассчитан на работу с детьми второго и третьего года обучения и содержит задания связанные со знаниями основ технологии швейного производства, изодеятельности, материаловедения, работой с инструментами.
В приложении №2 к данному пособию содержится матрица соответствия знаний и умений. [Приложение №2]
Матрица соответствия есть прямоугольная таблица, строки которой представляют тестовые задания, а столбцы учебные объекты. Если имеется соответствие предметного содержания тестового задания учебным объектам, то в соответствующей клетке ставится условная метка, например (+). Это позволяет педагогу, работающему с тестовой базой определить на развитие каких базовых знаний и умений направлено то или иное задание разработанного теста. [Севрук А.И., Максимова С. Е. Тестовые технологии. / Перм. рег .ин-т пед. информ. технол. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2008. – 96с.]
Теоретические основы, заложенные в пособии.
Педагогическая диагностика является важной составляющей дидактики. Ее значимость определяется стремлением обучаемого, педагога, руководителя иметь конкретные, объективные и непрерывно возобновляемые данные о ходе и результатах учения (обучения). Содержание и формы диагностики определяются содержанием обучения и требованиями к уровню подготовки учащихся, воспитанников, абитуриентов, студентов.
Педагогическая диагностика предполагает измерение выраженности признаков учебных достижений (индивидуальных или групповых) и сопоставления их с нормой или с другими имеющимися данными. В практической педагогике используются многообразные формы педагогической диагностики, среди которых наибольшее распространение получили устные опросы, письменные работы, тесты. В связи с развитием информационных компьютерных технологий наибольшее внимание исследователей уделяется, пожалуй, педагогическим тестам.
Тест - это система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности. [Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Редактор-координатор – академик РАН Г.В.Осипов. – М.: Изд-во НОРМА – ИНФРА, 2000. – 488 с.]
Педагогические тесты стали широко применяться при обучении школьников и студентов. Тесты представляют собой совокупность заданий специальной формы и предназначены для контроля усвоения учебного материала, приобретенных умений на разных этапах воспитания и обучения. Каждое отдельное задание, рассматриваемое вне теста, принято называть заданием в тестовой форме. В составе теста такие задания приобретают новые свойства, которые в принципе невозможно было бы определить до применения их в тесте. Задание, использованное в тестах и наделенное определенным набором характеристик, называют тестовым заданием. В данном пособии тесты, как системы тестовых заданий, почти не затрагиваются, поэтому мы будем использовать термин «тестовое задание» в том же смысле, что и термин «задание в тестовой форме».
Процесс создания дидактического теста можно выразить четырьмя основными этапами:
- Планирование теста:
- Определение релевантных целей тестирования.
- Выбор варьируемых параметров теста.
- Разработка базы теста:
- Выбор параметров базы теста
- Ввод базы теста, обеспечивающей создание параллельных вариантов теста.
- Проверка работоспособности базы в условиях машинной генерации вариантов теста.
- Апробация вариантов теста в условиях бланкового или
компьютерного тестирования.
- Генерация вариантов теста.
- Пробное использование теста, оценки соответствия теста целям тестирования.
- Накопление массива результатов тестирования, математическая параметризация теста.
- Корректировка базы теста.
- Подготовка спецификаций, инструкций по проведению тестирования и интерпретации его результатов. [Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования тестов: учеб. пособие. - М.: Логос, 2002. – 432 с.: ил.]
Материальный тест – это комплекс карточек-заданий в тестовой форме по различным блокам изучаемого материала, определяющих уровень полученных знаний, умений и навыков обучающихся, который в свою очередь может служить основой, создания тематических каталогов, баз тестов.
Для наполнения таких систем от педагога требуется большая работа по структурированию вопросов, подбору материалов, выполнению карточек, оцениванию полученных результатов, но проведение таких тестов одинаково важно и для педагогов, и для обучаемых, поскольку по их результатам можно судить о качестве полученных знаний, умений и навыков.
Структура созданного комплекса, характер заложенных в него связей могут служить надежным индикатором, как глубины освоения изучаемого материала, так и развития системного мышления, уровня поисковой, творческой деятельности. Также очень полезным направлением в создании подобных комплексов может стать подборка справочных и демонстрационных материалов по различным блокам программ системы дополнительного образования. [А.И.Севрук Педагогическая диагностика: задания тестового типа / Перм. рег. ин-т пед. информ. технол. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2003. – 64с.]
Создание подобных комплексов заданий в тестовой форме поможет аттестовывать прошедших курс обучения детей, и выдавать им документы, призванные помочь поступлению обучающихся в соответствующие направлению (профилю) учебные заведения.
Заключение.
Можно отметить, что разработка материального теста по декоративно-прикладному творчеству и его апробация в системе дополнительного образования детей прошла успешно.
Была отобрана и изучена литература по теме исследования, а так же проанализирована необходимая литература, по декоративно-прикладному творчеству представлявшая интерес для разработки заданий теста.
Проанализированы программы по декоративно-прикладному творчеству и выделены учебные элементы, подлежащие контролю в тестовой форме. В данной работе был приведен пример теста включающего в себя два блока заданий, которые могут использоваться в системе дополнительного образования детей наряду с привычными для педагогов формами оценки результатов деятельности детей.
Разработана процедура тестирования и возможность автоматизации подготовки материальных тестов, за счет создания банка тестовых заданий по различным темам декоративно-прикладного творчества.