Занятие по математике со здоровьесберегающими компонентами в подготовительной группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание.

  1. Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта. Продолжать учить понимать отношения между числами в числовом ряду, соотносить цифру с количеством предметов.
  2. Закреплять счёт парами, тройками, пятёрками, десятками; умение сравнивать числа и выставлять между ними знаки.
  3. Закреплять представления о геометрических фигурах, умение сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки, делить геометрические фигуры на 8 равных частей, сравнивать части, отражая результаты сравнения в речи.
  4. Уточнять знания об объёмных геометрических телах, находить их сходства и различия с плоскостными геометрическими фигурами.
  5. Упражнять в ориентировке по карте-схеме.
  6. Продолжать формировать представление о понятиях тяжелее – легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе.
  7. Развивать речь детей, логическое мышление, внимание, коммуникативные качества.
  8. Формировать потребность в здоровом образе жизни.
  9. Воспитывать активную жизненную позицию по отношению к своему здоровью и здоровью близких людей.

Предварительная работа:

  • чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»;
  • изготовление пособий для дидактических игр вместе с детьми;
  • дидактические игры с математическим содержанием;
  • составление и решение задач, разучивание физминуток;
  • теневой театр геометрических фигур и объёмных тел.

Материал.

Демонстрационный:

  • 4 ребристые доски;
  • цветик-семицветик с заданиями на обратной стороне каждого лепестка;
  • магнитная доска, маркер;
  • картинки берёзы и ели;
  • таблицы с геометрическими фигурами;
  • объёмные геометрические тела;
  • набивной мяч;
  • картинки с изображением различных продуктов;
  • маркер, указка.

Раздаточный:

  • геометрические фигуры из альбомного листа;
  • лабиринты геометрических фигур и схемы к ним;
  • карточки с цифрами до 10, вата;
  • металлические предметы;
  • геометрические фигуры к таблицам;
  • простые карандаши;
  • «фото» геометрических фигур;
  • красные и синие цветы.

Ход занятия.

Воспитатель. Сегодня, ребята, нас ожидает очень интересное путешествие в мир сказок и чудес. Прежде, чем выйти на улицу и отправиться в путь, надо одеться по погоде. Что это значит? (Ответы детей.)

Воспитатель. Для чего это нужно? (Ответы детей.)

Воспитатель. А чтобы защитить себя от простудных заболеваний, надо провести массаж волшебных точек наших ушей.

(Проводится игровой массаж.)

Игровой массаж по А. Уманской и К. Динейки «Поиграем с ушками».

Подходи ко мне, дружок, становись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди и скорее покажи.
Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз, ушко, ты не отвались.
А потом, а потом, покрутили козелком.
Ушко, кажется, замёрзло, отогреть его так можно.
Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!

Воспитатель. Девочка Женя, из сказки «Цветик-семицветик», просит вас помочь ей решить задания, указанные на лепестках. Вы согласны ей помочь? (Да.)

Воспитатель. Тогда отрываем первый лепесток. На нём задание: возьмите карточку с цифрой и найдите для неё пару так, чтобы в сумме они составляли число 10.

(Дети находят карточки.)

Воспитатель. Почему, Ваня, ты выбрал карточку Маши? (Ответ.)

Воспитатель. Оставайтесь в парах и подойдите, пожалуйста, к дорожкам здоровья. Сейчас вы должны очень внимательно слушать друг друга и, если это нужно, помогать. Во время ходьбы по дорожкам здоровья вы будете считать: Маша и Арсений – парами, Настя и Миша – тройками, Вика и Женя – пятёрками, а Таня и Гриша – десятками. Девочки выполняют прямой счёт, мальчики, на обратном пути, – обратный.

(Дети выполняют счёт в парах – прямой и обратный, при этом проходят по дорожкам здоровья.)

Воспитатель. Как вы оцениваете выполнение задания? (Ответы детей.)

Воспитатель. Какие были трудности, ошибки? (Ответы детей.)

Воспитатель. Молодцы! Посмотрим, что написано на втором лепестке. Представьте себе, что к Жене пришли гости. Баранок у неё не осталось, есть только торт. Помогите разделить его на 8 человек, поровну, так, чтобы никто не обиделся. Выбирайте торт любой формы.

Воспитатель. Как называется самая маленькая часть торта? (Ответы детей.)

Воспитатель. Что больше одна четвёртая или одна восьмая? (Ответы детей.)

Воспитатель. Ребята, а вы любите торты? (Да.)

Воспитатель. Торт – это хорошо или плохо?

(Проводится игра.)

Игра «Хорошо – плохо».

Воспитатель. Ребята, вы много работали, ваши глазки устали, пусть они немного отдохнут.

Физкультурная минутка для глаз.

Движения глаз дети сопровождают словами:

Представьте, мы пришли в волшебный лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа берёзка в шубке стоит,
Слева – ёлка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся.
Снежинки блестят и искрятся,
На ладошки к ребятам садятся.

Воспитатель. Ребята, закройте глаза, я положу вам на ладошки сюрприз.

(Раскладываю на детские ладони вату и металлические предметы.)

Воспитатель. Что лежит на левой руке, а на правой? (Ответы детей.)

Воспитатель. Что легче? Что тяжелее? Как вы это определили? (Ответы детей.)

Воспитатель. Сделайте глубокий вдох и подуйте сначала на вату. Что произошло? (Ответы детей.)

Воспитатель. А теперь подуйте на металлические шарики? Легко ли с ними справиться? Почему? (Ответы детей.)

Воспитатель. Отдохнули глазки, теперь посмотрим, что хранит в себе третий лепесток. Помогите Жене заполнить пустые клетки. Будьте внимательны, обращайте внимание не только на форму, но и на цвет.

Игра «Заполни пустые клетки» (см. рисунок 1).

Рисунок 1

Воспитатель. Покажите ту фигуру, которая должна быть во втором ряду? В третьем ряду? Почему вы так считаете? (Ответы детей.)

Воспитатель. Хотите узнать, какое задание притаилось под четвёртым лепестком? (Да.)

Воспитатель. Пользуясь схемой пути, найдите на карте ваш домик и напишите рядом с ним своё имя.

Игра «Найди свой домик в лабиринте» (см. рисунок 2).

Рисунок 2

Воспитатель. Молодцы, ребята, теперь Женя знает, где вы живёте.

Физкультурная минутка.

Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг!
Мы плечами чик-чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели,
Два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора.

Воспитатель. Отрываем пятый лепесток. Помогите, пожалуйста, по «фотографии» найти объёмные геометрические тела.

(Дети берут карточки с изображением плоскостных геометрических фигур, и определяют какому объёмному телу они соответствуют.)

Воспитатель. Назовите, чьи фотографии у вас? (Шара, куба, цилиндра, призмы, пирамиды.)

Воспитатель. Почему ты, Таня, выбрала именно эту объёмную фигуру? (Ответы детей.)

Воспитатель. На шестом лепестке написано: «Ребята, вы хорошо потрудились, пришла пора подкрепиться. Выберите на картинках те продукты, которые вы считаете полезными для здоровья».

Воспитатель. Сколько полезных продуктов вы нашли? (Ответы детей.)

Воспитатель. Запишите это число на доске.

Воспитатель. Почему вы не выбрали другие? (Ответы детей.)

Воспитатель. Сколько осталось таких картинок?

Воспитатель. Рядом запишите это число.

Воспитатель. Какое число больше? Меньше? Поставьте между ними знак. Прочитайте запись.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями. Остался последний, седьмой лепесток. Вспомните, пожалуйста, как Женя его использовала?

Воспитатель. Да, она оторвала последний, седьмой, лепесток и загадала, чтобы мальчик Витя, который не мог ходить, стал здоров, потому что нельзя быть до конца счастливым, если кто-то рядом с тобой страдает. Давайте и мы оторвём последний лепесток и выскажем свои пожелания друг другу.

(Дети становятся в круг, передают мяч друг другу и высказывают свои пожелания.)

Пожелания детей:

  • Будьте всегда здоровыми.
  • Занимайтесь спортом, делайте зарядку каждый день.
  • Гуляйте на свежем воздухе, закаляйтесь.
  • Чаще говорите вежливые слова.
  • Ешьте полезные продукты, овощи и фрукты.
  • Одевайтесь по погоде.
  • Всегда будьте добрыми и весёлыми.
  • Берегите природу, животных и птиц.
  • Любите своих близких, заботьтесь о них.

Воспитатель.

Дети, я вам желаю чаще улыбаться,
по пустякам не огорчаться.
Всегда иметь весёлый вид,
вовек не знать, где что болит!

Воспитатель. Ребята, наше занятие заканчивается, я очень рада, что вы помогли Жене выполнить такие сложные задания. Вам понравилось занятие? (Да.)

Воспитатель. Если вы довольны своими успехами сегодня и оцениваете свою работу на «отлично» – возьмите в подарок за свою работу красный цветок, а если вы считаете, что у вас что-то не получилось и вы могли бы заниматься лучше – возьмите синий цветок.

(Дети оценивают свою работу.)