Дошкольный возраст – это тот период, когда начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. В этот период закладывается фундамент будущих гармоничных отношений человека с самим собой и окружающими, происходит адаптация личности к различным социальным ситуациям микро- и макросреды, приобретается опыт социальных отношений, который будет корректироваться во все последующие этапы его жизни.
Возраст от 2 до 7 лет – время, когда происходит минимальная, но значимая для дальнейшего становления, социализация.
Ведущим и определяющим началом социализации является дошкольное образование. Движущей силой социального развития выступает деятельность, в процессе которой в рамках сотрудничества со взрослыми, самостоятельной деятельности путём научения, подражания, идентификации ребёнок приобретает социальный опыт. «Именно через других мы становимся самим собой» – отмечал Выгодский Л.С.
Большое внимание для социализации дошкольников уделяется проблемам формирования эмоционального проявления, которые способны оказывать влияние на положительное или отрицательное поведение личности. Проблема социального самочувствия ребёнка является одной из актуальных. Между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное эмоциональное состояние относится к типу важнейших условий для развития личности.
Приобщение ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний – задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Исторический анализ убеждает также в важности и необходимости квалифицированной помощи ребенку со стороны взрослых в сложном процессе вхождения во взрослый мир, т.к. дети испытывают трудности при установлении разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, у них плохо развиты навыки самообладания и самоанализа, знания о рукотворном мире, не развиты умения адекватно выражать свои эмоции. Представление ребенка о социальном мире формируется на основе знаний, которые он получает.
Социальное развитие – это процесс приспособления ребенка к социальной действительности (миру людей), передачи и дальнейшего развития им социокультурного опыта, накопленного человечеством, который включает в себя:
- культурные навыки;
- специфические знания;
- знакомство с традициями, обрядами и правилами;
- социальные качества, позволяющие человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.
Показателями социального развития являются социальная компетентность (сознательное поведение в различных ситуациях, не противоречащее культурным нормам, потребность добиваться соблюдения этих норм другими), формирование навыков самообслуживания, социальная адаптация, которые возможны при условии целенаправленных воспитательных воздействий.
Планирование и реализация воспитательно-образовательной работы нашего детского сада осуществляется по программе «Радуга» Т.Н. Дороновой, в которой выделяется специальный раздел, способствующий своевременному и полноценному психическому развитию детей», который предполагает работу в овладении базовых свойств личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми. В программе выделяется ряд задач для среднего, старшего возраста (см. Приложение 1). Также дополнительно включены элементы из раздела «Социально-нравственное воспитание» программы «Детство» В.И. Логиновой и практический материал пособия «Я – ты – мы» О.Л.Князевой, включающий эффективные формы и методы работы с детьми.
В системе работы использованы следующие методы и приёмы:
- традиционные и комплексные занятия на модульной основе («Модули занятий» (см. Приложение 2), конспекты занятий (см. Приложение 3));
- игры (дидактические, сюжетно-ролевые, коммуникативные) (см. Приложение 4);
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- проблемные ситуации;
- экскурсии;
- наблюдения.
Занятия на модульной основе объединены между собой на основе сюжета, который развертывается на протяжении долгого времени (месяца и более). Этот сюжет делает педагогический процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения в игре, а так же вносит положительную окраску. Модуль включает в себя комплексные занятия по всем видам деятельности. Дети все время заняты (вплоть до бытового разговора и свободной деятельности), педагогический процесс перестает быть «подготовкой к жизни», а становится самой жизнью, жизнью детей, здесь ничего не делается «понарошку», условно, а все происходит в реальности. Деятельность детей приобретает целесообразность, они усваивают знания не потому, что так запланировал педагог, а потому что эти знания совершенно реально понадобятся им сегодня или в ближайшем будущем.
Игра позволяет ребёнку легче устанавливать связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления. В игре строятся такие сложные отношения, как концентрированное взаимное внимание, принятие и открытое выражение эмоций (в том числе и негативных), проигрывание разнообразных фантазий и способов отношений к ним.
При организации сюжетно-ролевой игры используются игровые обучающие ситуации, которые развивают коммуникативные умения, формируют творческие способности и воображение в процессе игрового общения. Совместно с детьми продумываем атрибуты для игр, которые помогают войти в предметный мир и учат ориентироваться в его многообразии.
Дидактические игры расширяют и формируют знания об окружающем мире, о различных эмоциональных состояниях.
Коммуникативные игры, этюды, упражнения, психогимнастики, игры-драматизации, проблемные ситуации учат понимать эмоциональные состояния, дают представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), совершенствуют способность управлять эмоциями и чувствами. С помощью этого дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности и подготовки его к жизни. Для проведения индивидуальной и групповой работы с детьми по созданию благоприятного психоэмоционального климата в группе сверстников, формированию и закреплению положительных установок в сознании детей используется методическое пособие «Дружные дошколята» (см. Приложение 5).
Художественная литература помогает детям познать окружающий мир, обогатить представления о добре и зле, пробудить и развить социальные чувства, углубить жизненный опыт, сформировать задатки мировоззрения и первоначальных основ социальной активности. Произведения Д. Габе «Мама» и «Работа», В. Осеева «Просто старушка», К. Ушинский «Лекарство» и др. заставляют ребенка прочувствовать и задуматься о необходимости быть добрым и заботиться о самых близких людях. В произведениях Е. Серова «Нехорошая история», Я. Тайц «По грибы», Д. Лукич «Четыре девочки» и др. осуждаются отрицательные проявления (эгоизм, лень, жадность, жестокость, обман). Чтобы научить ценить труд и уважать людей труда, используются для чтения и анализа такие произведения: С. Баруздин «Кто построил этот дом», С. Маршак «Откуда стол пришёл?», Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы» и т.п.
Образовательное пространство группы спроектировано и создано как среда социализации посредством интеграции локальных мини-сред, стимулирующих детей к активному взаимодействию с окружающим и презентации себя в сообществе других.
Уголок «Здравствуй, Я пришёл!», используется следующим образом: приходя в детский сад, ребёнок выбирает соответствующий его настроению кружок и вставляет в кармашек под своей фотографией. С его помощью оценивается психологическая, эмоциональная атмосфера в группе, обращается внимание на тех детей, у которых часто бывает плохое настроение и выясняется ее причина. «Экран добрых дел» служит для самостоятельного анализа детьми своих действий, контроля своего поведения в различных видах деятельности. На экране отражены различные виды деятельности с кармашками, где ребенок выбирает деятельность, вставляет свою фотографию и оценивает своё поведение (на прогулке, на занятиях, в игре и т.д.). Мини-музей «Мои друзья» с рисунками детей способствует положительной ассоциации, связанное с понятием «друг – дружба». Уголок «Дружбы», в виде двух дружащих сердечек, помогает разрешать конфликты, ссоры между детьми и мирить их.
Пособие «Моя копилка» представляет собой объёмные «сердечки», «копилки», которые предназначены для сбора фантиков, мелких игрушек, бонусов и т.п., используя их дети могут рассказать о своих предпочтениях.
Использованные методы и приёмы помогают обогатить содержание работы с детьми, развивать способности адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать ценность собственной личности, других людей и выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями.
Профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Преемственность воспитания и обучения в детском саду и семье является непременным условием социально-эмоционального развития ребёнка. Воспитательные усилия должны быть согласованными. Это не означает, что дома и в детском саду должны быть созданы равные условия, так как то, что возможно дома, может быть не разрешено в детском саду и наоборот. Общая тёплая атмосфера и хорошие контакты между взрослыми особенно важны в случаях возникновения проблем у ребёнка. Чтобы заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать своими союзниками используются как традиционные, так и новые формы работы.
Одной из эффективных форм работы с родителями является проведение тренингов (см. Приложение 6), которые направлены на оптимизацию детско-родительских отношений, на развитие коммуникативных склонностей ребёнка, познавательных процессов и креативности, произвольной сферы и обучение родителей приёмам развития творческих способностей ребёнка в игровой форме.
Существующая в группе традиция по обмену опытом семейного воспитания позволяет родителям делиться информацией, приводить примеры взаимодействия со своим ребёнком в какой-либо деятельности, рассказывать об интересных ситуациях, о своих успехах и трудностях в воспитании.
Для проведения экскурсий выходного дня детей и их родителей разработана тематика и ее содержание, которые предлагают родителям посетить мероприятия, проводимые в городе (выставки, спектакли, кинофильмы), игры и развлечения для «семейных досугов», организация семейных экскурсий (парк, походы), с целью формирования познавательных потребностей, освоения социального опыта (см. Приложение 7).
На информационном стенде для ознакомления родителей предлагаются памятки на данную тему.
Взаимодействие с родителями воспитанников позволяет лучше узнать индивидуальные особенности каждого ребёнка, помогает взрослым глубже узнать желания и переживания детей.
Эмоционально-положительное, содержательное общение дошкольников с окружающими людьми является сензитивным периодом в социальном развитии и важнейшим условием для дальнейшего успешного обучения в школе.