Образовательные задачи.
- Закреплять признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.
- Учить пересказывать знакомую сказку по опорным картинкам, передавать интонацией различные эмоции.
- Закрепить счёт до 10, независимо от расположения.
- Продолжать знакомить с цифрой от 1 до 9.
- Ориентировка в пространстве: слева, направо, вперёд, назад.
- Сравнение предметов по длине и ширине.
- Закрепление знаний о геометрических фигурах.
Воспитательные задачи.
- Развивать социальные навыки: умение коллективно пересказывать сказку, договариваться.
- Воспитывать организованность, сосредоточенность, интерес к познавательной деятельности.
- Учить детей давать оценку своей работе.
Развивающие задачи.
- Обогащение и активизация словаря: Алёнушка, зимущка – зима, сугробы, образование существительных про помощи суффикса ищ.
- Развивать выразительность речи.
- Развивать у детей логическое мышление. Уметь делать выводы. (Решение задач, чем отличается круг от квадрата, чем похож квадрат и прямоугольник и т.д. Почему налево, направо и т.д.).
Материал.
- Магнитофон, фонограмма метели, опорные картинки, костюм Деда Мороза. Материал: снежинки из бумаги и снежки из ваты.
- Карточки с цифрами, сугробы-кирпичики, мешок-сюрприз. Ковёр-самолёт из геометрических фигур. Карта-тропа. Канат, длинные и короткие верёвки.
Предварительная работа.
- Чтение сказки “ Лиса и журавль”.
- Игры: “Я начну, а ты продолжи”, “На что похоже?”, “Назови соседа”.
Ход занятия
1-я часть. Дети вместе с воспитателем заходят в группу, становятся в круг (полукруг). Проводится психологический этюд “Ласковушка”.
Воспитатель. Посмотрю на ваши лица. С кем бы мне здесь подружиться? Я – Галина Васильевна, а ты кто?
Дети.
Я – Сашенька,
Я – Алёнушка,
Я – Егорушка…
Воспитатель. Милые дети, вы всех прекраснее на свете. Вот таких хороших-пригожих я приглашаю в путешествие. Хотите?
– Подумайте и скажите: на чём можно путешествовать? (На машине, поезде,
самолёте пароходе, воздушном шаре).
– А я вам предлагаю отправиться в путешествие на ковре-самолёте.
Воспитатель. Но ведь в лесу может произойти много разных неожиданностей, не испугаетесь? Тогда в путь. Сядем на ковёр-самолёт, (дети садятся на ковер-самолет).
Давайте представим: как выглядит зимний лес.
Дети. В лесу всё занесено снегом. Вокруг большие сугробы. Все деревья голые, кроме зелёных елей и сосен. В зимнем лесу редко встретишь животных. Можно увидеть следы зайца, лисы, волка и разных птиц. Приготовились?
Дети произносят волшебные слова “Крибли-крабли-бумс” Звучит фонограмма (ветер, вьюга).
Воспитатель. Вот мы с вами и в зимнем лесу. Замёрзли? Посмотрите: какие большие сугробы. Давайте подойдём поближе.
Проводится физкультминутка:
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу.
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
И немножко мы устали.
Руки, плечи разотрём
И на место мы придём.
Дети имитируют, как они замёрзли: растирают руки, плечи.
Воспитатель. Вот мы и согрелись. Теплее вам стало? Ой, кажется, кто-то спешит нам на встречу. Как вы думаете, кто бы это мог быть?
Появляется Дед Мороз.
Дед Мороз. Здравствуйте, не ждал я гостей, но раз пожаловали в мой лес, то повеселите меня, удивите меня. А вы кто такие?
Дети. Мы – дети из старшей группы “Колобок”, детского сада “Сказка”, п. Северомуйск.
Дед Мороз. Зачем пришли в мой лес?
Дети. Хотели полюбоваться красотой зимнего леса. Подышать свежим воздухом. Посмотреть на лесных жителей.
Дед Мороз. Ну что же, я рад вас видеть. Скучно мне без людей, никто словечка мне не скажет, доброй сказки не расскажет. А вы знаете сказки? Может, вы расскажите мне сказку?
Воспитатель. Конечно же, Дед Мороз, ребята расскажут тебе сказку. Мы недавно прочитали замечательную русскую народную сказку “Лиса и журавль”. Да непросто расскажут, но ещё и покажут.
Воспитатель. Дедушка Мороз, как ты думаешь, могут в природе лиса и журавль дружить?
Дед Мороз. Не могут.
Воспитатель. А где бы они могли подружиться?
Воспитатель. Конечно в сказке. Сейчас дети расскажут сказку о том, как они дружили.
Ребёнок. Мы расскажем вам сказку старинную. Не короткую, да и не длинную, а такую, как от меня до вас.
Дети по эпизодам рассказывают сказку по опорным картинкам.
Дед Мороз. Спасибо! Очень интересную сказку вы мне рассказали и показали.
Воспитатель. Почему лиса решила позвать журавля в гости? Каким голосом она его звала?
Дети. Сладким и хитрым.
Воспитатель. Чем она его потчевала (угощала)?
Воспитатель. Зачем размазала кашу по тарелке?
Воспитатель. Слизала лиса кашу, а журавль остался голодным. Как он её благодарил?
Дети. С обидой в голосе: “Ну, спасибо кума, и на этом!”
Воспитатель. А как журавль лису приглашал, каким голосом?
Дети. С усмешкой, с ухмылкой: “Теперь ты ко мне лиса приходи в гости!”
Воспитатель. Смогла лиса попробовать угощение?
Дети. Нет. Горлышко у кувшина узкое, только длинный тонкий клюв может пролезть.
Воспитатель. Ушла лиса не солоно хлебавши. Так и дружба кончилась – как аукнется, так и откликнется.
Воспитатель. Молодцы! Ну что, Дедушка Мороз, понравилась тебе наша сказка?
Дед Мороз. Сказка мне ваша очень понравилась, спасибо вам! А за ваше старание я хочу вас отблагодарить. Вот вам карта.
Она поможет вам найти дорогу в мой зимний лес. Вас ждёт сюрприз. А мне пора! У меня очень много дел в лесу. До свидания! (Уходит.)
2-я часть.
– Что за карту дал нам Дедушка Мороз? Давайте рассмотрим карту, что на ней обозначено. А это что?
Видят большой камень, а на нём надпись (рассматриваем его).
Давайте прочтём. “Налево пойдешь – в болото попадёшь”. Дети, где болото? А почему налево (рука левая).
“ Направо пойдешь – к медведю попадешь”. Покажите? Почему?
“Назад пойдешь – дороги не найдёшь, а вперёд пойдешь – сюрприз Деда Мороза найдешь.
Идём дальше и видим “сугробы”.
Воспитатель. Идём по сугробам правильно, смотрите, как они расположены, считаем от 1 до 10. Нам нужно правильно их пройти, не одного не пропустить.
Смотрим на карту дальше.
Воспитатель. Перед нами три дорожки, куда они ведут и к кому нас приведут? Если вы пройдёте по широкой и длинной дороге, то найдёте того, про которого загадаю загадку:
Не барашек и не кот, носит шубку целый год.
Шубка серая для лета, для зимы другого цвета. (Заяц.)
Воспитатель. Уточняю, по какой дорожке прошел Дима, Коля и др.
Воспитатель. По широкой, короткой дорожке пойдём и к кому-то мы попадём.
Посмотрите-ка, какая, вся горит как золотая.
Ходит в шубке дорогой Хвост пушистый и большой. (Лиса.)
Воспитатель. Уточняю, по какой дорожке шли широкой, короткой?
Воспитатель. А что– же ещё приготовил нам Дед Мороз. Он не зря нас приглашал в гости, что за сюрприз приготовил. А вот ещё одна дорога. Какая? (Извилистая, длинная.)
Воспитатель. Мы по ней пойдём и, наверное, что-то найдём? Находим мешок-сюрприз, на котором с обеих сторон загадки-задачки:
1. По лесу охотник шёл
В чащу, леса он зашёл.
Повстречались ему здесь:
Заяц, волк, лиса, медведь.
Звери все до одного
Убежали от него.
Сосчитайте всех зверей
И как можно поскорей. Ответы детей.
Воспитатель. Почему вы так думаете?
2. В гости идут к Винни-Пуху
Самому лучшему другу
Крокодил, Чебурашка, Лисёнок
Медвежонок и поросёнок
Гостей, кто успел сосчитать
Сколько их, кто может назвать?
Подходим к ковру.
Воспитатель. Вы, на этом ковре прилетели? А какие геометрические фигуры вы видите на нём?
А чем отличается треугольник от квадрата; а квадрат от круга? Круг может кататься?
А у овала есть углы? Катается? Почему?
Воспитатель. Садимся на ковёр, произносим волшебные слова “Крибли-крабли-бумс” и возвращаемся в детский сад. Звучит фонограмма метели.
Итог занятия.
Воспитатель. Вот мы с вами и дома! Понравилось вам наше путешествие?
Воспитатель. Вы сегодня хорошо работали на занятии. Сейчас вы сами, каждый себя, оцените свою работу на занятии. Если вы считаете, что вы хорошо работали – то возьмёте снежинку и положите в эту корзинку. Ну а если вы считаете, что вы недостаточно хорошо работали – то тогда вы возьмете снежок и положите в эту корзинку. Подводим итог.