Проблемы внедрения предшкольного обучения в современных условиях подготовки детей к школе

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками


Особенность сегодняшней ситуации в системе дошкольного образования в том, что она претерпевает ряд изменений, обуславливающих внедрение инноваций в практику воспитания детей дошкольного возраста. Проект Министерства образования и науки РФ “О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации” предусматривает включение в систему общего образования еще одной ступени – предшкольного образования. Однако современное дошкольное образование характеризуется наличием определенных негативных моментов, ограничивающих возможность реализации данного направления работы с дошкольниками: сложность программ дошкольного образования; дублирование содержания, форм и методов начального образования; недостаточное количество мест в детских садах. При этом господствует тенденция ускорения темпов детского развития. Форсированная предшкольная подготовка вытесняет специфические формы жизнедеятельности ребенка (игру, разные виды художественного творчества и т. д.). Они уступают место обучению на занятиях, в их содержании начинают проступать черты учебных предметов.

Таким образом, с одной стороны существует социальный заказ, который предопределяет необходимость создания равных условий для всех детей в получении предшкольного обучения, с другой стороны, современная практика дошкольного образования позволяет выделить ряд противоречий, существенно затрудняющих выполнение такого заказа:

– между объективно повышающимися требованиями к результату дошкольного образования и негативными последствиями раннего обучения, в результате чего у детей теряется интерес к учебе, а также наносится ущерб полноценному развитию ребенка;
– между наличием многообразных программ дошкольного образования и их вариативностью, что не создаёт условия преемственности при каких-либо изменениях: перехода детей в иные образовательные учреждения, приход в класс нового учителя, новых учеников, приобретение новых учебников;
– между программами дошкольных учреждений и общеобразовательных школ;
– между непониманием и неприятием многими школьными педагогами тех форм поведения, которые еще являются преобладающими у части детей 6–7 лет;
– между сменой режима дня, повышением физической и психической нагрузки у вчерашнего дошкольника и отсутствием в школьном пространстве возможностей для разгрузки.

При рассмотрении противоречий, можно сделать вывод, что система дошкольного образования активно развивается, но дети все меньше готовы к поступлению в начальную школу. Процесс адаптации детей к школе затягивается.

На сегодняшний день нет чёткого определения понятия “предшкольное обучение”, т.к. разные авторы данную проблему рассматривают по-разному.

Идея предшкольного обучения рассматривается как способ и средство психологической и интеллектуальной подготовки детей к школе, а также создание условий для получения образования максимально большим количеством детей.

Данная ступень образования должна охватывать детей седьмого и шестого года жизни посещающих детские сады, а также детей, не посещающих детский сад. Поэтому, даже при декларируемом лидерстве детского сада, как формы предшкольной подготовки, структура организационных форм является гораздо более сложной.

В свою очередь, школы, предлагающие в качестве формы предшкольной подготовки группы кратковременного пребывания, рассчитанные исключительно на обучающие занятия, с одной стороны, не способны обеспечить детям развитие тех социальных навыков и умений, которые считаются неотъемлемой составляющей школьной готовности, а с другой – не учитывают особенностей психического развития старших дошкольников. Можно предположить, что предшкольное обучение на базе дошкольных образовательных учреждений не дает качественной подготовки, так как работа воспитателя будет лишь традиционным продолжением учебно-воспитательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста. Если же подготовка детей предшкольного возраста осуществляется на базе школы, то в большей степени деятельность педагога практически полностью дублирует работу учителя начальной школы.

Решение вопроса о приоритетности в организации предшкольного обучения в пользу школы или ДОУ возможно на основании анализа соответствия условий, которые обеспечивают данные учреждения целям и содержанию работы с детьми на этапе подготовки к школе.

В традиционных программах выделяют блок работы с детьми старшего дошкольного возраста, однако существуют специально разработанные программы для реализации предшкольного обучения. Среди них программа комплексного обучения и развития детей 5–6 лет “Предшкольная пора”, созданная под руководством профессора Н.Ф. Виноградова направлена на развитие тех качеств и видов деятельности, которые определяют становление познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе. Исходя из этого, программа построена не по областям знаний и не по учебным предметам, а в соответствии с логикой психического развития дошкольника: особенностями его мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; ценностного отношения к окружающему миру и к себе. Она является предподготовкой программы Н.Ф. Виноградова “Начальная школа XXI века” в системе непрерывного образования, по которой работает начальная школа.

Программа “Детский сад 2100”, разработанная авторским коллективом (А.А. Леонтьев, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, М.В. Корепанова, О.А. Степанова, О.В. Чиндилова), является одним из структурных компонентов образовательной системы “Школа 2100”, что реально позволяет ей решить проблему непрерывности и преемственности дошкольного и начального образования. Основная цель данной программы – реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы “Школа 2100”.

Главная цель образовательной системы “Школа 2100” – создание условий для развития функционально грамотной личности. Знание и использование педагогом предшкольного образования психолого-педагогических принципов рассматриваются как требования к организации взаимодействия с детьми, и способствуют полноценному психическому и личностному развитию.

В образовательной системе “Школа 2100” одним из ведущих принципов, определяющих содержание, технологию, методы и приемы работы с детьми является принцип обучения деятельности. Для занятий с дошкольниками разработана технология, специально адаптированная к возрасту детей. Детям не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают “открытия”, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой как на уровне содержания, так и на уровне технологии.

Именно эта программа соответствует требованиям к организации обучения детей на этапе предшкольной подготовки и соответствует сущности и содержанию предшкольного обучения.

Анализ возможностей реализации задач предшкольного обучения в условиях школы позволяет выделить такой недостаток, как уязвимость с точки зрения учета психологии детей дошкольного возраста (ведущий вид деятельности, условия для организации педагогического процесса, специфика взаимодействия со взрослыми и сверстниками). “Правильная” подготовка, должна быть сосредоточена на игровой деятельности, познавательном, физическом, физиологическом и психологическом развитии ребенка.

Анализ существующих на сегодняшний день в системе дошкольного образования форм организации работы по подготовке детей к школе показал, что данный вид деятельности осуществляется на базе ДОУ, средних общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и частных общеобразовательных учреждений. Практика внедрения предшкольного обучения в данных учреждениях выявила такую проблему, как необходимость специальной подготовки педагогов предшкольного обучения.

Анализ сложившейся системы позволяет выделить некоторые перспективы исследования в данной области:

– реализация содержания предшкольного обучения,
– изучение и внедрение новых форм организации преемственности между ДОУ и школой,
– определение приоритетности ДОУ и школ в организации предшкольного обучения.
– подготовка педагогов предшкольного обучения.

Проблемы внедрения предшкольного обучения на сегодняшний день являются актуальными, т.к. отражают современные тенденции развития образования в нашей стране, а также наметившуюся потребность охвата всех детей предшкольного возраста на этапе подготовки к школе.