Цель: обсудить с учащимися истинный смысл слова “дружба”, помочь задуматься о том, может ли он являться другом, научить различать настоящую дружбу от простого общения, научить детей быть хорошим другом и иметь хороших друзей, чтобы достичь результатов в коллективном творчестве.
Оборудование: словарь Ожегова презентация с фрагментами мультфильмов лучики для солнышка
Ход занятия
Дети садятся группами по 6–8 человек по желанию.
– Сегодня пасмурный денек, но так хочется, чтобы в классе было светло и уютно пусть это солнышко будет у нас на уроке.
1.Вывод школьников на проблему.
– Ребята, оглянитесь вокруг себя. Вы все ученики одного класса. А можете ли вы назвать себя друзьями? (Да, потому что мы все вместе учимся или нет, потому что мы просто одноклассники, а друзей может быть один-два.)
2. Построение логической цепочки. Посмотрите фрагменты из мультфильмов.
Фрагмент 1. Чебурашка и крокодил Гена.
(Фрагмент, где Гена сидит один в комнате и скучает, а потом пишет письмо “Молодой крокодил ищет себе друзей” и фрагмент, когда Чебурашка приходит к Гене и не зная кто он, хочет быть другом.)
– Почему Гена решил найти себе друзей?
– В жизни каждого человека, и взрослого, и маленького непременно должен быть
друг.
(Неважно как он выглядит и как его зовут, главное – что он хочет дружить и быть другом.)
Фрагмент 2. По дороге с облаками.
(Фрагмент, где тигренок и мартышка идут по дороге и поют песни.)
– По каким признакам находят себе друзей?
– Друзей находят по интересам. Их связывают общие дела.
Фрагмент 3. Самый большой друг.
(Фрагмент, где Бегемот доказывает Девочке, что он и есть ее самый большой друг, а не колокольчик, щенок, цыпленок, потому что они маленькие, а сам в трудную минуту бросает Девочку.)
– Кто из героев настоящий друг? Почему им удалось спасти девочку? (Они
любили ее и были ее настоящие друзья.)
– А если бы был один щенок? (Они были все вместе и поэтому справились с
бедой.)
– В народе есть много пословиц о дружбе. Какие вы знаете?
Народная мудрость гласит:
“Друзья познаются в беде”
“ Нет друга – ищи, а нашел – береги”
“Дружба заботой , да подмогой крепка”
“ Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает”
“Друг за друга держаться– ничего не бояться”
“Один за всех и все за одного”
3. Обращение к личности ребенка.
– Я вам предлагаю вместе ответить на вопросы и поиграть в игру:
- Друг – это тот, кто…
- Я переживаю, когда мой друг…
- Лучший друг – это тот, кто…
- Мне приятно, когда мой друг…
- Мне хотелось бы, чтобы мой друг…
- Мне не хотелось бы, что бы мой друг….
- Когда я вырасту, я хочу, чтобы мой друг…..
4. Кульминация.
– Послушайте высказывание крокодила. (“ Мне никогда не поймать эту
девчонку, у нее слишком много друзей.)
– Почему он пришел к такому выводу?
– Что сделать для того, чтобы в классе была дружба? (Дети перечисляют правила
дружбы.)
– А можно ли назвать нашу дружбу союзом?
Обращение к словарю Ожегова. Союз – тесное единение, связь двух или нескольких лиц, групп, обществ.
5. Резюме диалога. Рефлексия.
– Солнышко дает тепло, свет, доброту. Чем больше лучиков у солнца, тем ярче
оно светит. Чтобы наш союз был тоже добрым и светлым напишите на лучиках правила
дружбы, которые вы сейчас назвали (дети работают в группах, обсуждают и
записывают).
– Почему у нашего солнышка так много лучиков? (Потому что мы все
объединились.)
– А как вы думаете, все ли правила союза выполняются в нашем коллективе? Какие
лучики вы бы пока убрали? Почему? (Мы вместе второй год, но мы будем
стремиться и учиться дружить.)
Песня “Дружба крепкая не сломается”.