Литературное чтение. Л.Н. Толстой. "Детство". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. Продолжить знакомство с творчеством Л.Н, Толстого.
  2. Отрабатывать навык осознанного чтения.
  3. Учить анализировать прочитанный рассказ с целью выявления мотивов и причин поступков героев.
  4. Развивать речь через ответы на вопросы, память, внимание.
  5. Воспитывать чувство любви и уважения к матери, интерес к чтению произведений Л.Н. Толстого.

Оборудование: у учителя – презентация произведений Толстого в иллюстрациях, портрет писателя, выставка книг, рисунки детей; у учащихся – учебник, тетрадь.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний:

Работа над пословицами:

– Добрый человек всегда правдой живёт.
– Мудрым никто не родился, а научился.
– Учение образует ум, воспитание – нравы.

3. Постановка темы и задач урока

Мы сейчас поработали с пословицами. По моему мнению, их можно отнести к писателю, с жизнью и творчеством которого мы знакомы, но на последующих уроках будем узнавать ещё больше.

Это Л.Н. Толстой. (Презентация, рисунки детей, выставка книг.)

4. Подготовка к восприятию

Вспомним, что мы знаем о писателе.
Я начинаю предложение – вы заканчиваете:

– Л.Н. Толстой родился …, умер….
– Всю свою жизнь, он посвятил ….
– Он очень много писал: повести, рассказы, романы, басни – всего около … (90 томов).
– Родился и жил он в Тульской губернии … (Ясная Поляна).
– Там он открыл… (школу для крестьянских детей).
– Он сам написал для них….
– В 16 лет поступил в один из лучших университетов того времени… (Казанский).
– Чем он интересовался?

А теперь вспомним, с какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже знакомы.

– Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. (Филиппок.)
– Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. (Прыжок.)
– В Лондоне показывали диких зверей и за просмотр брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям. (Лев и собачка.)

5. Знакомство с новым произведением.

Знакомство с понятием “трилогия”.
На доске: “Детство”. “Отрочество”. “Юность”

– К каким годам относятся эти этапы жизни человека?
– О чём вы думаете в этом возрасте?

В это главе Л.Н. Толстой вспоминает о своём счастливом детстве. Произведение написано в начале 19 века. Многие слова в произведении использованы для образного представления героев, чувств, мыслей. Это слова, которые говорили люди того времени.

6. Словарная работа.

– Не лелеять воспоминаний – окружать заботой, вниманием.
– Возвышает мою душу – стремится к лучшему.
– Лучшие наслаждения – высшая степень удовольствия.
– Сладкие грёзы – приятные мечты.
– Ангел– утешитель – сверхъестественное существо, покровитель человека.

7. Физкультминутка.

8. Первичное чтение.

(Читает учитель и хорошо читающие дети.)

9. Анализ произведения.

– Почему Л.Н. Толстому так дороги воспоминания?
– Что важно здесь: описание событий или внутренний мир?
– Какими чувствами переполнен этот отрывок?

10. Повторное чтение с заданиями разных уровней.

1-я группа: выразительное чтение 1 абзаца;

2-я группа: найти в тексте как обращается Николенька и мама друг к другу:

3-я группа: найти и прочитать отрывок, который можно отнести к иллюстрации на стр. 119

11. Заключительная беседа.

  1. Выразите ваше отношение к героям.
  2. В чём главная мысль рассказа?
  3. Чему учит автор?
  4. Какие чувства вы испытываете к своей маме?

12. Итог урока. Рефлексия (методика незаконченного предложения).

– Мне захотелось…
– Я задумался…
– Я понял(а)…
– Я бы поставил(а)…

13. Домашнее задание по выбору:

  1. Выразительное чтение.
  2. Составить рассказ о своём детстве.
  3. Сочинение о маме.