Цели:
- Продолжить знакомство с творчеством Л.Н, Толстого.
- Отрабатывать навык осознанного чтения.
- Учить анализировать прочитанный рассказ с целью выявления мотивов и причин поступков героев.
- Развивать речь через ответы на вопросы, память, внимание.
- Воспитывать чувство любви и уважения к матери, интерес к чтению произведений Л.Н. Толстого.
Оборудование: у учителя – презентация произведений Толстого в иллюстрациях, портрет писателя, выставка книг, рисунки детей; у учащихся – учебник, тетрадь.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний:
Работа над пословицами:
– Добрый человек всегда правдой живёт.
– Мудрым никто не родился, а научился.
– Учение образует ум, воспитание – нравы.
3. Постановка темы и задач урока
Мы сейчас поработали с пословицами. По моему мнению, их можно отнести к писателю, с жизнью и творчеством которого мы знакомы, но на последующих уроках будем узнавать ещё больше.
Это Л.Н. Толстой. (Презентация, рисунки детей, выставка книг.)
4. Подготовка к восприятию
Вспомним, что мы знаем о писателе.
Я начинаю предложение – вы заканчиваете:
– Л.Н. Толстой родился …, умер….
– Всю свою жизнь, он посвятил ….
– Он очень много писал: повести, рассказы, романы, басни – всего около … (90
томов).
– Родился и жил он в Тульской губернии … (Ясная Поляна).
– Там он открыл… (школу для крестьянских детей).
– Он сам написал для них….
– В 16 лет поступил в один из лучших университетов того времени… (Казанский).
– Чем он интересовался?
А теперь вспомним, с какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже знакомы.
– Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. (Филиппок.)
– Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. (Прыжок.)
– В Лондоне показывали диких зверей и за просмотр брали деньгами или собаками и
кошками на корм диким зверям. (Лев и собачка.)
5. Знакомство с новым произведением.
Знакомство с понятием “трилогия”.
На доске: “Детство”. “Отрочество”. “Юность”
– К каким годам относятся эти этапы жизни человека?
– О чём вы думаете в этом возрасте?
В это главе Л.Н. Толстой вспоминает о своём счастливом детстве. Произведение написано в начале 19 века. Многие слова в произведении использованы для образного представления героев, чувств, мыслей. Это слова, которые говорили люди того времени.
6. Словарная работа.
– Не лелеять воспоминаний – окружать заботой, вниманием.
– Возвышает мою душу – стремится к лучшему.
– Лучшие наслаждения – высшая степень удовольствия.
– Сладкие грёзы – приятные мечты.
– Ангел– утешитель – сверхъестественное существо, покровитель человека.
7. Физкультминутка.
8. Первичное чтение.
(Читает учитель и хорошо читающие дети.)
9. Анализ произведения.
– Почему Л.Н. Толстому так дороги воспоминания?
– Что важно здесь: описание событий или внутренний мир?
– Какими чувствами переполнен этот отрывок?
10. Повторное чтение с заданиями разных уровней.
1-я группа: выразительное чтение 1 абзаца;
2-я группа: найти в тексте как обращается Николенька и мама друг к другу:
3-я группа: найти и прочитать отрывок, который можно отнести к иллюстрации на стр. 119
11. Заключительная беседа.
- Выразите ваше отношение к героям.
- В чём главная мысль рассказа?
- Чему учит автор?
- Какие чувства вы испытываете к своей маме?
12. Итог урока. Рефлексия (методика незаконченного предложения).
– Мне захотелось…
– Я задумался…
– Я понял(а)…
– Я бы поставил(а)…
13. Домашнее задание по выбору:
- Выразительное чтение.
- Составить рассказ о своём детстве.
- Сочинение о маме.