Мир вокруг нас по программе А.А. Плешакова. Тундра. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель:

  • Формирование у учащихся представления о природной зоне тундры, о ее географическом положении.
  • Знакомство с особенностями в зоне тундры.
  • Развития познавательного интереса учащихся умения сравнивать, работать по карте.

Оборудование:

– карта природных зон России;
– картины с изображением изучаемых объектов;
– гербарий;
– оформлена выставка рисунков “Как я представляю Арктику.”

Ход урока

1. Организационный момент.

В путешествиях можно многое узнать.
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
Ниже зоны Арктических пустынь лежит зона Тундры.

Работа с картой.

2. Проверка домашнего задания.

Тест: “Арктика”

1. Природная зона арктических пустынь расположена...
А) на островах Тихого океана
Б) на островах Индийского океана
В) на островах Северного Ледовитого океана

2. Территория зоны …
А) густо населена людьми
Б) не имеет коренного населения

3. В Арктике для растений и животных сложились …
А) суровые условия
Б) комфортные условия

4. В ледяной зоне растут..
А) кедры, березы, черемуха
Б) лишайники, мхи, полярные маки
В) бузина, орешник, айва

5. В Арктике обитают животные…
А) бобры, нутрии, хомяки
Б) волки, белые медведи, рыси
В) моржи, тюлени, белые медведи

6. Найдите верную цепь питания:
А) водоросли→рачки→рыбы→гагарки→белый медведь
Б) водоросли→рачки→сайки→тюлени

7. Арктический заповедник расположен…
А) на земле Франца Иосифа
Б) на Северной земле
В) на острове Врангеля

8. Большое скопление птиц на скалах называют …
А) “птичьи рынки”
Б) “птичьи базары”

3. Работа над новой темой

Учитель:

– Мы уже знаем, что тема нашего урока Тундра.
– Давайте посмотрим на карту и покажем на ней Тундру.
– Тундра в переводе с финского языка означает “бесплодная” или “враждебная”.
– Как вы представляете эту зону?

Ученики:

– Там холодно, туда попадают косые лучи, а значит зима суровая, много снега, рядом моря, дуют ветры, большие растения расти не будут.

Учитель:

– Суров климат тундры. Кругом снег, а под снегом замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10 – 50см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. А еще есть выражение, тундра делится на две части: снежная и мокрая. Снежная часть года – это я думаю понятно, а мокрая?

Ученики:

– Снег и лед, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, а лето прохладное, то вода не может испариться, вот она и остается.

Учитель:

– Вот поэтому в тундре много болот и озер.
Составим схему:
Тундра.
– вечная мерзлота
суровая зима (t до – 50º)
прохладное короткое лето.

4. Физкультминутка.

5. Продолжение новой темы.

Учитель:

– Мы с вами выяснили природные условия тундры. А сейчас используем книги, энциклопедии, карту, нам предстоит выяснить, что растет в тундре? Кто живет? Как живут?

Ученики работают самостоятельно.

Учитель:

– Ребята вы работали очень дружно.
– Так расскажите, какие растения встречаются в зоне тундры?

Ученики:

Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья. В тундре растут: мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая береза, ива. (Показывают гербарный материал). Растения прижимаются к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от мороза.

Учитель:

– Зная растительный мир тундры, мы, наверное, сможет рассказать о животном мире.

Ученики:

– В тундре постоянно живут белая куропатка, белая сова, лемминг, песец, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, кулики очень большое количество комаров и мошек. (Ответы сопровождаются показом картинок). Самое крупное животное тундры Северный олень – питается мхом-ягелем. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться, идя по снегу Ии раскапывать мох из-под снега.

Учитель:

– Как приспособились животные к суровому климату?

Ученики:

– У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей – густой мех.

6. Закрепление изученного материала

Учитель:

– Давайте закрепим, что мы изучили на уроке:
– Сейчас я вам буду читать высказывание, а вы будете чертить, если да −, нет ∩
– Зоны тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.
– Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето.
– В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день.
– В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения.
– Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, сокола-сапсана, кречета, стерха, тундрового лебедя.
– Растения тундры высоко тянутся к солнцу.
– Лишайник ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища.
– Дикие северные олени живут стадами.
– Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.
– А теперь проверим на доске схема: −−∩∩−∩∩−−

7. Итог урока

8. Домашнее задание

– Подготовить сообщение об одном из растений или животных тундры.