Урок математики "Единицы времени. Век". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

1. Познакомить детей с новой единицей времени, систематизировать знания учащихся о единицах времени, совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;

2. Развивать умение преобразовывать крупные единицы в мелкие и наоборот, развивать память, логическое мышление;

3. Воспитывать интерес к математике, аккуратность к оформлению работы, самостоятельность, воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: учебник М. И. Моро «Математика 4 класс», мультимедийная установка, карточки для работы в парах, модель часов.

Ход урока

I. Организационный момент (слайд 1, Приложение 1)

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

– Мы сегодня продолжим работу над единицами времени, познакомимся с новой единицей времени. Будем учиться преобразовывать единицы времени и совершенствовать свои вычислительные навыки. А главное – будем учиться мыслить. А здесь не обойтись без тренировки.

Итак, сядьте удобно, закройте глаза. Повторяйте за мной :

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Память моя крепка.

Я готов к работе.

Я работаю!!!

III. Устный счёт

Задание 1. Найдите лишнюю единицу измерения (слайд 2). Расположите единицы измерения по возрастанию.

Задание 2. Найдите лишнюю единицу измерения (слайд 3). Расположите единицы измерения по убыванию.

Задание 3.

Работа в парах. Вспомним единицы измерения времени. Давайте проведём исследование, как взаимосвязаны между собой данные единицы времени. У вас есть возможность показать насколько вы внимательны и дружны. У вас на столах лежат карточки с заданием.

Восстановите правильную последовательность:

1 минута =

1 час =

1 сутки =

1неделя=

1 месяц =

1год=

Проверка (слайд 4).

Задание 5 (слайд 5). Покажите время на часах, когда вы…

«Мультипликационно-математическая минутка» (слайд 6)

Задание 1. (слайд 6)Задача про Незнайку. Незнайка сочинял стихи о своих друзьях 5 минут 17 секунд. Сколько секунд он занимался этой трудной работой?

Задание 2. (слайд 7-8)Задача про Винни-Пуха. Винни-Пух был приглашён в гости к Ослику к 4 часам дня. Он вышел из дома в 3 часа, прихватив с собой горшочек мёда. 15 минут он добирался до домика Пятачка, 1/6 часа уплетал вкуснейший обед, 10 минут рассматривал пустой горшочек, ещё 15 минут советовался с мудрой Совой, и 10 минут брёл с друзьями к жилищу Ослика. Не опоздали ли герои на праздничный обед?

Физкультминутка для глаз (слайд 9)

Следить за божьей коровкой глазами, не поворачивая головы.

III. Работа над новой темой

– Повторим ещё раз в порядке возрастания известные вам единицы измерения времени. (Слайд 10)

– Существует ещё одна крупная единица времени, в народе её называют «столетие».

– Как вы думаете, сколько лет она объединяет? (100 лет)

– Как ещё её называют? (Век).

– Чему равен 1 век? (100 годам). (Слайд 11)

– Давайте, запишем в тетради полную дату (день, месяц, год, век).

– Сколько лет составляет 21 век? (2100 лет). (Слайд 12)

– Запишем: 21 век = 2100 лет. Посмотрите, в записи нынешнего года (2010) отсутствуют сотни. Может, мы что-нибудь напутали? Давайте попробуем разобраться с помощью числового луча. (Слайд 13)

– Много веков назад люди договорились об условной точке отсчёта времени. Обозначим её как 0. (Её наличие не говорит о том, что до этого момента ничего не происходило). Мы говорили о годах нашей эры и годах до нашей эры. Итак, покажем на числовом луче 100 лет, 200 лет.

– Назовите годы, которые проходили до первого штриха. Какой это шёл век? (1 век)

– Значит, когда заканчивался 100 год, заканчивался и первый век. Дальше начинался второй век.

– Назовите годы, которые проходили с первого до второго штриха. Какой это шёл век? (2 век)

– Теперь давайте покажем часть луча, который охватывает ближайшие к нам века: (Слайд 14)

– Какой век закончится 31 декабря 1900 года? (19 век)

– А 31 декабря 2000 года? (20 век)

– Какой век начался 1 января 2001 года? (21 век)

– Значит, мы записали дату верно, и никакой ошибки нет. Просто 21 век только идёт и нельзя сказать, что прошло уже 2100 лет.

– Посмотрите на рисунок и назовите век для каждого выделенного года. (Слайд 15)

Физкультминутка

«Часики»- повороты глазами влево- вправо, не поворачивая головы.

«Маятник» - наклоны туловища вправо – влево

«Колёсики» - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.

«Будильник» - хлопки над головой.

«Пружинка – приседания

«Часы идут – идут, а с места не сойдут…» - ходьба на месте.

IV. Закрепление изученного материала

– Откройте учебники на странице 55. Выполняем задания № 280-283 (устно)

Работа по ленте времени № 284 (работа по рядам)

V. Проверка знаний (самостоятельная работа)

1. Преобразуйте единицы измерения времени:

48 ч =… сут 8 ч = … мин

120 мин = … ч 180 мин = … ч

3 года = …мес. 36 мес. = … лет

60 мес. = … лет 2 года = … мес.

5 мин. =… с 4 мин. = … с

600 с = … мин. 2 сут = … ч

Дети выполняют работу в тетради.

2. На доске:

– Определите век по году:

Открытие Московского университета: 1755 год – … век.

Победа в Великой Отечественной войне: 1945 год - … век.

Закрепление изученного материала

1. Расшифруйте пословицы и поговорки: (Слайд 16)

 Сто лет живи, сто лет учись.

Делу время, а потехе 60 минут.

2. Из «Книги рекордов Гиннеса» (Слайд 17)

VI. Итог урока. Рефлексия

- Запомнился вам урок?

– С какой единицей времени мы познакомились на уроке?

– Чему равен 1 век? (Слайд 18)

- С каким настроением уходим с урока?

VII. Домашнее задание

Cтр. 55 №285, № 287 (2)

(Слайд 19)