Системная оценка эффективности проведения занятия в системе дополнительного образования

Разделы: Администрирование школы


Уже достаточно много и часто говорилось об эффективности урока в системе общего образования: в статьях учителей, на педагогических советах, в методической литературе.  В системе дополнительного образования детей занятие тоже должно быть эффективным. Ведь именно  в условиях дополнительного образования ребенок получает не только предметные навыки, но и формирует и развивает социальные умения. Именно здесь ребенок чувствует себя комфортно и уютно.

Поэтому, используя показатели эффективного занятия, о которых уже говорили мои коллеги, добавив некоторые свои, мы попробовали привести их в систему.

Вот эти показатели:

Эффективность зависит от:

  • Конкретности поставленной цели и задач
  • Заинтересованности педагога и воспитанников
  • Результативности
  • Качества преподаваемого материала
  • Формирования умений и навыков
  • Разнообразия методов и приемов
  • Эмоциональной подачи материала
  • Организации индивидуальной работы
  • Выбора типа занятия
  • Прогнозирования результата занятия
  • Особенностей группы
  • Мастерства педагога
  • Доступность материала
  • Активной работы воспитанников
  • Самостоятельности воспитанников
  • Творчества
  • Применения ИКТ
  • Сотрудничества педагога и воспитанников
  • Процесса сопровождения
  • Насыщенности занятия
  • Обратной связи
  • Наименьших затрат
  • От личности педагога
  • Стиля общения
  • Достижения целей
  • Подведения итогов и оценивания

Может быть, и это не все. Каждый вправе добавить. Ведь они меняются в зависимости от требований времени.

В 90-х годах  уже прошлого  столетия в методических журналах был напечатан системный анализ эффективности проведения урока и рекомендован для подготовки учителя к уроку и для оценки данного урока.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

Требования к деятельности учителя

А

Б

1. Организаторский компонент

 

 

1.1. Выполнение плана

1.2. Степень целесообразности  и эффективности использования наглядности и ТСО

1.3. Уровень санитарно-гигиенических норм

1.4. Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока

1.5. Уровень педагогического и методического мастерства.

1.6. Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность.

1.7. Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность его темпа, а также чередование и смена видов деятельности.

1.8. Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися.

1.9. Внешний вид учителя, культура поведения.

1.10. Степень соблюдения правил охраны труда и ТБ

 

 

2. Обучающий компонент

 

 

2.1. Научность, доступность и посильность изучаемого материала.

2.2. Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала.

2.3. Актуальность и связь с жизнью.

2.4. Оптимальность объема материала,  предложенного для усвоения 2.5. Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на которых проводилась оценка их знаний, умений, навыков.

2.6. Степень обучающего воздействия урока на учащихся (чему м в какой степени научились)

2.7. Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности.

2.8. Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки  цели урока.

2.9. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно.

2.10. Степень воздействия занятия на развитие учащихся.

 

 

3. Воспитывающий компонент

 

 

3.1. Степень воспитательного воздействия (что способствовало воспитанию учащихся)

3.2. Степень эстетического воздействия урока на учащихся.

3.3. Оценивание учащихся.

3.4. Стиль работы педагога, его позиция.

3.5. Физическое и гигиеническое воспитание.

3.6. Умственное воспитание.

3.7. Экономическое воспитание.

3.8. Формирование трудовых и учебных умений и навыков.

3.9. Нравственное воспитание.

3.10. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности учащихся на уроке.

 

 

А – графа для самооценки занятия

Б – графа для оценки проверяющего.

Если посмотреть внимательно, то, наверное, некоторые из данных показателей эффективности трудно оценить. Так, например, показатели 1.6; 1.8; 1.9; 3.4 в некотором смысле похожи. Показатели 1.4. и 1.5. лучше, на наш взгляд, отнести ко второму разделу «Обучающий компонент». А вот показатель 3.1. слишком общий, его название уже подразумевает все остальные, помещенные в третьем разделе.  Чем измерить степень и чем измерить уровень? Что значит оценка «частично»?

Может, и еще кто-то задаст вопросы к этому системному анализу. Мы больше не стали задавать вопросы, а попробовали адаптировать его к сегодняшним условиям образования детей в Доме детского творчества.

Сохраняя его структуру,  мы попытались создать свою схему системного анализа и оценки эффективности занятия.

Основные методы исследования эффективности занятия: наблюдение, собеседование с педагогом и воспитанниками.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Показатели эффективности занятия

педагога

А

Б

1. Подготовка и организация занятия

 

 

1.1. Определение роли занятия в личностном развитии воспитанника

1.2. Конкретность, четкость и лаконичность формулировки поставленной цели и задачи

1.3. Определение типа занятия

1.4. Определение особенностей группы

1.5. Прогнозирование конечного результата занятия

1.6. Степень целесообразности  и эффективности использования наглядности и ИКТ

1.7. Рациональность и эффективность использования времени занятия

1.8. Соблюдение правил охраны труда и ТБ

1.9. Санитарно-гигиеническое состояние кабинета

1.10. Стиль общения

 

 

2. Содержание занятия

 

 

2.1. Качество преподаваемого материала

2.2. Эмоциональность подачи материала

2.3. Разнообразие методов и приемов

2.4. Использование инновационных образовательных технологий

2.5. Мотивация воспитанников

2.6. Активная познавательная деятельность воспитанников

2.7. Самостоятельность воспитанников

2.8. Формирование умений и навыков, общепредметных и социальных.

2.9. Сотрудничество педагога и воспитанника

2.10. Организация обратной связи со всеми воспитанниками в ходе занятия

2.11. Дифференциация и интеграция содержания

2.12. Организация индивидуальной и групповой работы воспитанников

2.13. Проблемные ситуации

2.14. Ситуация выбора

2.15. Решение ценностно-личностных вопросов

 

 

3. Рефлексия занятия

 

 

3.1. Выполнение плана, результативность. Достижение целей, соответствие содержания занятия, используемых приемов поставленной цели.

3.2. Заинтересованность воспитанников

3.3. Подведение итогов,  оценивание воспитанников

3.4. Сформированность умения анализировать занятие

3.5. Комфортность пребывания воспитанников на занятии

 

 

А – графа для самооценки занятия

Б – графа для оценки проверяющего.

Если данная схема кому-то может пригодиться, мы будем рады, только просим делать ссылку на автора.

Литература

1. Педагогические советы (разработки, подготовка и технологические схемы, традиционные и нетрадиционные формы проведения) – Вып. 1/сост. Л.М. Сыромятникова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 157 с.

2. Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей.  Учебно-методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов-организаторов и т. д. Ростов н/Д: Учитель, 2007. – 288 с.

3. Технология и практика управления образовательным процессом в школе (из опыта работы заместителя директора) авт.- сост. Т. В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 215 с.

4. Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта / авт.- сост. М. В. Кайгородцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 377 с.