В мире прав и обязанностей

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


Цель: Формирование правовой грамотности обучающихся.

Задачи:

1. Знакомство с основными правами и обязанностями несовершеннолетних посредством игры;

2. Воспитание толерантного отношения к окружающим;

3. Умение применять знание прав и обязанностей на практике.

Возраст: 14-15 лет

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • проектор;
  • колонки;
  • ноутбук.

Необходимые материалы для команд:

  • ручки,
  • листы с заданиями;
  • буклеты с правами и обязанностями.

Ход мероприятия

(слайд 1, Презентация)

Добрый день, участники и гости нашей игры!

Сегодня мы собрались, чтобы ещё раз поговорить и проверить, знаем ли мы законы. Один из важнейших принципов, на котором строится свободное общество, - это господство законов. Как сказал великий мыслитель прошлого Цицерон, “законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели”.

Существует множество документов, регламентирующих права человека, но пока вы являетесь детьми, ваши права регулирует Конвенция о правах ребенка (Ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет).

Конкурс 1 «Знаете ли вы Конвенцию»

(слайд 2)

Посмотрите внимательно на перечисленные права. Выберите номера тех прав, которые прописаны в конвенции о правах ребенка.

1. Право на выражение своего мнения (ст. 13)

2. Право на образование (ст. 28)

3. Право на общение с родителями и другими родственниками (СК ст. 55)

4. Право на имя (ст. 3)

5. Право на творчество, отдых, занятия спортом и искусством (ст. 31)

6. Право на заботу со стороны родителей (ст. 7)

7. Право жить и воспитываться в семье (СК ст. 54)

8. Право на бесплатное медицинское обслуживание (Конституция РФ ст. 41)

(Правильные ответы подчеркнуты)

(Приложение 1)

Конкурс 2 «Нарушенные права»

(слайд 3)

Государства-участники, которые приняли в Конвенцию следят за тем, чтобы ни одно из прав ребенка, прописанных в Конвенции не было нарушено.

Посмотрите на картинку (фрагмент «Сказки о царе Салтане…»), а затем выберите и подчеркните правильный ответ на следующие вопросы:

Был ли приказ царя Дадона поместить Гвидона и царевну в Бочку и бросить их в море справедливым наказанием? (Нет)

Какие права Гвидона и царевны нарушил царь?

  •  на брак
  • на жизнь и свободу
  •  На получение образования
  •  На справедливое рассмотрение обвинения

(Правильные ответы подчеркнуты)

(Приложение 2)

Конкурс 3 «Права или обязанности»

(Слайд 4)

Каждый из вас кроме прав имеет обязанности и с каждым годом их становится все больше и больше. Ваши права и обязанности как учеников прописаны в Уставе школы. Из перечня на слайде выберите, что относится к правам, а что к обязанностям обучающихся.

1. Получение бесплатного общего образования (Право)

2. Получение дополнительных образовательных услуг (Право)

3. Соблюдение устава (Обязанность)

4. Бережное отношение к школьному имуществу (Обязанность)

5. Уважение человеческого достоинства (Право)

6. Добросовестно учиться (Обязанность)

7. Выполнение требований работников школы (Обязанность)

8. Уважение чести обучающихся сотрудников школы (Обязанность)

9. Выбор формы образования (Право)

10. Носить школьную форму (Обязанность)

11. Посещать мероприятия в школе (Право)

Как вы видите, обязанностей у человека всегда больше чем прав. Невыполнение обязанностей человека влечет к ответственности.

(ответы написаны с скобках)

(Приложение 3)

Конкурс 4 «Знаете ли вы закон?»

(слайд 5)

Существует 4 вида ответственности.

Перед вами 8 ситуаций. Определите, какие виды юридической ответственности наступают в каждой ситуации.

  • Ученик рисует на парте (Гражданско-правовая)
  • Появление в состоянии алкогольного опьянения на улице (Административная)
  • Избиение одноклассника (Уголовная)
  • Кража мобильного телефона (Уголовная)
  • Прогул в школе (Дисциплинарная)
  • Переход дороги в неположенном месте (Административная)
  • Мальчик разбил мячом окно (Гражданско-правовая)
  • Нецензурная брань в общественном месте (Административная)

(ответы написаны с скобках)

(Приложение 4)

Конкурс 5 «Что лишнее»

(слайд 6)

Ответственность за различные правонарушения прописаны в Кодексах, законах и других документах. Вам необходимо из следующих нормативных документов выбрать один лишний и объяснить, почему он не подходит.

  • Конвенция о правах ребенка
  • Конституция РФ
  • Семейный кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Жилищный кодекс
  • Уголовный кодекс

(Жилищный кодекс. Во всех остальных документах уделяется место несовершеннолетним)

(Приложение 5)

Конкурс 6 «Ответственность несовершеннолетних»

(слайд 7)

Одним из видов ответственности несовершеннолетних является уголовная. Она наступает с 14 лет за 20 видов правонарушений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. За какие из ниже перечисленных преступлений ответственность наступает с 16 лет?

1. Побои

2. Убийство

3. Кража

4. Грабеж

5. Клевета

6. Мошенничество

7. Терроризм

8. Неправомерное завладение а/м

9. Умышленное причинение вреда здоровью

10. Контрабанда

(Правильные ответы подчеркнуты)

(Приложение № 6)

Конкурс 7 «Что нарушено»

(слайд 8)

В предыдущем конкурсе вы видели несколько статей Уголовного кодекса РФ. Сейчас вашему вниманию будет представлен фрагмент фильма Первого канала «Дедовщина в школе». Ваша задача определить, какие преступления были совершены старшеклассниками.

Ответ:

  • вымогательство
  • грабеж
  • умышленное причинение вреда здоровью.

(Приложение 7)

Конкурс 8 «Всегда ли правы старшие»

(Слайд 9)

Прочитайте ситуацию, а затем, используя статьи Конвенции о правах ребенка ответьте на вопросы.

Ситуация

Ученик. Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем мне она, если я шофёром буду? Да придераетесь вы к нам, двойки ни за что ставите. Пусть нам другого учителя найдут, посправедливее.

Учитель. Как ты смеешь Иванов так со мной разговаривать?

Ученик. Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадавший – меня за вашу двойку знаете, как наказали? Не разрешили в кино сходить.

Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.

Вопросы:

1. Кто прав, кто виноват в этой ситуации?

2. Какая Статья Конвенции подходит для разрешения конфликта?

3. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах?

Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным.Часто сердимся на учителя – он виноват во всех наших бедах.

Ответ:

(Здесь закон на стороне Марьи Ивановны. Так как пострадала репутация других людей.. Статья 13)

(Приложения 8, 9)

Конкурс 9 «Виды наказаний»

(слайд 10)

За совершенные преступления и правонарушения предусмотрена ответственность и наказания. Отметьте, какие наказания предусмотрены Уголовным кодексом РФ.

Лишение свободы

Каторга

Исправительные работы

Ссылка

Избиение плетьми

Смертная казнь

Высылка

Штраф

Арест

(Правильные ответы подчеркнуты)

(Приложение 10)

Конкурс 10 «Что я знаю»

(слайд 11, 12)

Это заключительный конкурс. Ваша задача – разгадать кроссворд из те слов, определения которых вы уже слышали сегодня в ходе занятия.

По горизонтали:

3.По Конвенции им является каждое человеческое существо до 18 лет.

4. То, но что имеет право ребенок, и что он обязан получать в школе в течении 11 лет

5. Вид уголовного наказания, предусматривающий денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ.

6. Определенное действие, возложенное на кого-либо и безусловное для выполнения.

По вертикали:

1. Кодекс, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории РФ.

2. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления.

Ответы:

По горизонтали: 3. Ребенок, 4. Образование, 5. Штраф, 6. Обязанность

По вертикали: 1. Уголовный, 2. Четырнадцать.

(Приложение 11)

Подведение итогов. Сенквейн

(слайд 13)

(Приложение 12)

Заключительное слово

(слайд 14)

Наступает торжественный момент, когда наше жюри объявит команду-победительницу. Не зависимо от того, кто лучше и выиграл, а кто проиграл, мы с вами сегодня говорили о законах, и я надеюсь, эта игра помогла вам узнать не только свои права, но и обязанности.

Сейчас я хочу вам раздать буклеты, в которых прописаны ваши права, обязанности и ответственность. И в заключении нашей игры хочется сказать «Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей!»

(Приложение 13)

(Подведение итогов, слово жюри. Награждение команд)

(слайд 15)

Список литературы

1. Антонов В.В. Изучаем права человека. – М., 1996.

2. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах. – Ростов н/Д, 2006.

3. Еременко Н.И. Элективный курс «Основы правоведения». 9 класс. – Волгоград, 2005

4. Летнева О.В. Правовое воспитание школьников. – Волгоград., 2005.

5. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: Профилактика асоциального поведения. – СПб., 2006.

6. Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 1996.

7. Никитин А.Ф. Политика и право: Учеб. Пособие для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – М., 1995.

8. Правовое воспитание в школе. 9-11 классы: разработки организационно- деятельностных игр / авт.-сост. В.В. Гордеева. – Волгоград, 2007.

9. Программа информационной поддержки Российской науки и образования «КонсультантПлюс: Высшая школа».

10. Профилактика социально-опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений / авт.-сост. Е.Ю. Ляпина. – Волгоград, 2007.

11. www.docvideos.ru

12. www.unlim-video.ru