Повсеместная информатизация общества позволяет современному человеку идти в ногу со временем, однако, с другой стороны, отрицательно влияет на соматическое и психическое здоровье взрослых, а еще более – детей.
Паутина… Сеть… Интернет…
Все чаще эти слова, еще лет десять назад такие далекие, можно услышать в детской аудитории. И нечему удивляться, мы живем в век грандиозных преобразований цивилизации, когда индустриальное общество сдало свои позиции, уступив информационному. Мы видим насколько возросла роль информации и информационных коммуникаций, являемся свидетелями создания единого информационного пространства.
Сейчас Всемирная Сеть стала для всех нас такой же частью жизни, как утюг или микроволновая печь. Поэтому уметь пользоваться Интернетом, сегодня просто необходимо каждому образованному человеку. При этом самой важной стороной Интернета должна стать его безопасность. Умение защититься от того вредного, что может прийти из «Паутины», а также умение вести себя так, чтобы самому не нанести вред.
У меня семилетний сын и семнадцатилетняя дочь. Кроме того, в моем классе учатся 30 маленьких третьеклашек, которые практически каждый день говорят о новых возможностях Глобальной Сети. И я очень волнуюсь, когда мои ребята попадают в «Паутину» Интернета! Ведь если раньше информацию тщательно «процеживали» и «отжимали», то сейчас из огромного потока сведений об окружающем мире нужное необходимо «отсеивать» самому.
Известно, что детская аудитория Рунета сегодня насчитывает около 10 млн. пользователей до 14 лет. При этом около 40% этих ребят, регулярно посещающих Сеть, просматривают Интернет-сайты с агрессивным и нелегальным контентом, подвергаются кибепреследованиям и виртуальным домогательствам. Что ждет нас завтра? Как сделать Интернет безопасным для детей?
В 2009 году с 3 по 10 февраля в нашей стране проводилась Неделя безопасного Рунета, одобренная Европейской Комиссией Insafe – организатором международного Дня безопасного Интернета (Safer Internet Day). В течение недели по всей стране проходили мероприятия, посвящённые вопросам сетевых угроз и безопасного использования сети. В 2011 году Международный День безопасного Интернета в России выпадает на 8 февраля. Нужен ли такой День? Безусловно! Интернет, являясь общественным ресурсом, представляет собой важный способ личного и профессионального общения, предоставляет невероятные возможности для совершения открытий и творчества. Однако с его использованием также связаны риски, он может использоваться со злым умыслом. Это открытое Окно в Мир, который также принадлежит взрослым и содержит материалы, не подходящие для детей. Большая часть материалов, доступных в Интернете, является непригодной для несовершеннолетних. И здесь просто необходимо соблюдать основные правила безопасности. Это все равно, что безоговорочно следовать правилам дорожного движения.
Исследование, проведенное в 2003 году, показало, что дошкольники, младшие школьники являются наиболее быстрорастущим сегментом пользователей Сети. У детей данной возрастной группы, как правило, открытая натура и положительный взгляд на мир. Они гордятся приобретенным умением читать и считать, любят делиться новыми идеями. Многие ребята начальных классов используют Интернет для разработки школьных проектов. Кроме того, они загружают музыку, пользуются электронной почтой, играют в игры, заходят на фанатские сайты своих кумиров. Их любимый способ общения — мгновенный обмен сообщениями. И хотя маленькие школьники пока еще уделяют Интернету мало внимания, онлайновые изображения и звуки могут стимулировать воображение и развивать фантазию.
Следует помнить, что дети не только хотят вести себя хорошо, но и доверяют авторитетам и редко в них сомневаются, сильно зависят от взрослых при поиске сайтов, интерпретации информации из Интернета или отправке электронной почты. Именно поэтому очень хорошо повесить рядом с домашним компьютером Семейное Соглашение, в котором будут прописаны правила о безопасном поведении в Интернете для всей семьи.
О чем может рассказать Семейное Соглашение:
- Дети должны выходить в Интернет только под присмотром родителей;
- При создании для детей личной Интернет-среды родителям необходимо добавить наиболее посещаемые детьми сайты в список Избранное;
- Следует использовать рассчитанные на детей поисковые машины(такие, как MSN Kids Search) или поисковые машины с фильтрами информации;
- Надо помнить о существующих средствах блокирования нежелательного материала (например, MSN Premiums Parental Controls), как дополнение к родительскому контролю;
- Необходимо защитить детей от назойливых всплывающих окон с помощью специальных программ (эта функция встроена в Windows XP с последним обновлением и в панель инструментов MSN);
- Конфиденциальность превыше всего!. Никогда не следует выдавать в Интернете информацию о себе и своей семье. Если на сайте необходимо ввести свое имя, родителям надо помочь ребенку придумать псевдоним, не раскрывающий никакой личной информации;
- Детям не рекомендуется самостоятельно использовать службы мгновенного обмена сообщениями, электронной почтой, чатами или досками объявлений;
- Дети должны сообщать взрослым, если что-либо или кто-либо в Сети тревожит или угрожает им. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам. Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если такие случаи повторятся;
- Детям надо знать об ответственном, достойном поведении в Интернете, о том, что они ни в коем случае не должны использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
И самое главное, помните: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»! Именно поэтому, когда дети начинают осваивать Глобальную Сеть, остальные члены семьи должны служить для них примером. Благодаря всем этим правилам, я уверена, никто из родителей не будет переживать, что его ребенку угрожает «Опасность онлайн».
Литература
1. Горбунова Л.Н. (руководитель авторского коллектива), Анеликова Л.А., Семибратов А.М. и др. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. Учебно-методический комплект. – М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2010.
2. Дьяконов В.П. Internet. Настольная книга пользователя. — Москва. СОЛОН-Р, 2001.
3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; Под ред. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — Москва. Издательский центр «Academia», 2003.
4. Методологические проблемы и практика изучения Интернета. Сборник научных статей под редакцией А.В. Шарикова. — Москва. ВГТРК, 1999.
5. Адреса сайтов:
http://www.saferinternet.ru
http://www.microsoft.com
http://ru.wikipedia.org
http://rumetrika.rambler.ru
http://images.yandex.ru