Тип урока: изучение нового материала в технологии исследования.
Цели: расширить знания об Афинах, формировать умение высказывать аргументированное мнение, создать условия для формирования ценностного отношения к культуре
Задачи: высказывать предположения, находить необходимую информацию в тексте, соотносить явление и факты и делать вывод.
Оборудование: учебник А.А.Вигасина «История Древнего мира», тетрадь, ручка, линейка, карандаш.
На уроке применяется рейтинговая система оценивания: каждое задание оценивается определённым количеством баллов (все баллы ставятся на полях в тетради для удобства подсчёта в конце урока), за урок набирается определённая сумма и баллов и в зависимости от количества баллов набранных учащимися ставится оценка.
Ход урока
I этап (мотивационный)
1. Актуализация опыта
Учитель: Современные люди довольно часто, давая оценку какому-либо человеку, употребляют названия животных. Каких животных можете назвать вы?
Учащиеся: Баран, козёл, овца, осёл, обезьяна и т.д.
Учитель: Такие слова обычно употребляют, когда хотят обидеть человека ли дать ему отрицательную оценку. Как вы думаете, какого человека называют ослом?
Учащиеся: Упрямого, глупого и т.д.
2. Создание проблемной ситуации
Учитель: А вот афиняне ослами считали других людей, они говорили: «Если ты был в Афинах и не восторгался ими, то ты осёл!» Как вы думаете, правы ли афиняне, считая, что их городом нужно восторгаться, т.к., судя по высказыванию, были люди, которые Афинами не восторгались.
Учащиеся: Афиняне правы; ничего особенного в городе нет, чтобы им восторгаться и т.д. (получаются противоречивые мнения).
Оценивание работы учащихся – по одному баллу за участие в обсуждении вопросов (всего 3 балла, т.к. три вопроса)
3. Осознание и формулирование проблемы
Учитель: Получается, что мы с вами не знаем, имеют ли право афиняне называть кого-либо ослами или нет?
II этап (построения знаний)
1. Выбор направления и методов исследования
Учитель: какие возможны варианты ответа на вопрос?
Учащиеся: 1) имеют право, 2) не имеют право, 3) в некоторых случаях имеют право (версии записать на доске)
Оценивается участие в обсуждении в 1 балл.
Учитель: У нас появилось три версии ответа на вопрос и я предлагаю вам провести по ним исследование. А это означает, что нужно выяснить, чем в Афинах можно восторгаться и есть ли то, чем восторгаться невозможно. Исследование проведём с помощью учебника на стр.168-172 и Приложения 1 (Рисунки 1-7). Все факты мы разделим на две части и запишем их в таблицу, работать будет 3 исследовательские группы (по количеству пунктов в параграфе).
2. Сбор информации
Учащиеся читают учебник и заполняют таблицу по группам, а после групповой работы заслушивают друг друга и заполняют таблицу полностью.
Чем можно восторгаться? |
Что не вызывает восторга? |
1. Великолепные расписные вазы с чернофигурным и краснофигурным рисунком, которые не тускнели от времени. 2. Различная посуда. 3. Свободные мастера получали за работу деньги и работали хорошо. 4. На Агоре (рыночной площади) можно купить всё. 5. Обычно покупки делают мужья. 6. Смотрители следят за порядком на рынке. 7. Для встреч с друзьями портики, которые спасают от солнца. 8. Храм бога Гефеста. 9. Когда над городом нависала военная угроза Совет не покидал свой пост. 10. Статуя Афины скульптора Фидия. 11. Храм богини победы Ники. 12. Парфенон. 13. Вместо колонн стояли кариатиды – каменные фигуры девушек. |
1. Горожане выливают помои и отбросы прямо на улицу. 2. Грязь и зловоние на улицах. 3. Рабы выполняют однообразную и грубую работу. 4. Торговали рабами. 5. Толкотня и давка на рынке. 6. Афиняне пожелали оставить у себя богиню победы, поэтому сделали её бескрылой |
Оценивание работы: 3 балла, если работа выполнена соответственно заданию и в полном объёме, 2 балла – работа выполнена соответственно заданию, но не в полном объёме или допущены ошибки, 1 балл – работа выполнена, но не соответствует заданию, о баллов – работа не выполнена.
3. Обобщение информации и построение объяснения
Учитель: Что мы видим из таблицы?
Учащиеся: В Афинах есть чем восторгаться, но не всё вызывает восторг
Учитель: Какой версии это соответствует? Выпишите подтвердившуюся версию в тетрадь.
Учащиеся: Это больше похоже на третью версию.
Оценивается в 1 балл правильный выбор доказанной версии.
4. Сопоставление с культурным аналогом, формулирование вывода.
Учитель: Предлагаю прочитать по этому поводу Приложение 2
Учитель: Сформулируйте ответ на наш вопрос - имеют ли право афиняне называть кого-либо ослами? Ответ запишите в тетради.
Учащиеся: афиняне имеют право называть ослами людей в тех случаях, когда речь идёт о том, что записано в первой колонке, и не имеют право в случаях со второй колонкой.
Оценивается ответ на 1 балл – если ответ без объяснения (когда можно и нельзя называть ослом), 2 балла – если есть объяснение.
III этап (рефлексия)
Учитель: Предлагаю написать резюме, которое начинается так «Оказывается …».
Учащиеся пишут резюме и затем вслух зачитывают.
Оценивается любое резюме в 2 балла.
Подведение итогов за урок:
1) Подсчитать общее количество баллов за урок – максимально 12 баллов.
2) Назвать критерии выставления оценок: 11-12 баллов – «5», 9-10 баллов – «4», 6-8 баллов – «3»
Домашнее задание: составить рекламу экскурсии в Афины.