Музыкальный полет в страну Чувств

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  1. Развитие музыкального восприятия, способности чувствовать настроение и его смену в музыке.
  2. Привлечение внимания к различным интонациям музыки, учить различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, гармонизацию.

Задачи:

  1. Развивать способность передавать движениями характер музыкального произведения; учить передавать эмоциональную окраску песен выразительными средствами исполнения: грустную и лирическую – ласково, напевно, в умеренном темпе; веселую и задорную – легким звуком в оживленном темпе.
  2. Закреплять у детей полученные знания об эмоциях.
  3. Учить понимать относительность в оценке чувств.
  4. Способствовать открытому проявлению эмоций различными способами (словесными, физическими, творческими).

Ход занятия

Дети парами входят в зал, становятся в круг.

Музыкальный руководитель поет приветствие на фортепиано в свободном исполнении «Доброе утро!»

Дети поют эту же распевку «Доброе утро! (3 раза) Здравствуйте!»

Музыкальный руководитель: Мне приятно видеть вас на музыкальном занятии, и, чтобы создать вам радостное, приподнятое настроение, я хочу предложить станцевать шуточный танец-приветствие «Добрый день, дружок!»

Танец парами «Добрый день, дружок!» (франц. н. п., текст Я.Серпина, обр. Л.Абелян).

Дети садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель:

Музыка бывает разной;
Озорной, веселой и прекрасной.
Без музыки никак нам не прожить,
Она нам просто помогает жить.

Музыка обладает волшебным свойством – она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания – нежность, волнение, грусть, жалость.

Пьеса, которая сейчас прозвучит называется «Болезнь куклы» П.И. Чайковского. Прислушайтесь, и вы поймете, какие чувства хотел выразить композитор в этой музыке.

Звучит «Болезнь куклы» П.И. Чайковского (на диске).

Музыкальный руководитель: Ребята, что вы почувствовали, слушая эту музыку? (дети отвечают). Она настолько выразительна, что мы чувствуем страдание и боль, огорчение и переживание. Если вдруг заболела ваша мама, бабушка, друг, знакомый, какие чувства вы испытываете? Как можно помочь в этой ситуации? (ответы детей). Вы кого-то жалеете, сострадаете, оказываете помощь, а значит, дарите свою любовь.

Подарите свою любовь другу.

Разминка «Ты – мой друг».

Дети, сидя на стульчиках, поворачиваются парами друг к другу. Выполняют движения соответственно тексту.

Я – друг,
Ты – друг,
У меня – нос,
У тебя – нос.
У меня – щечки,
У тебя – щечки.
У меня – губки,
У тебя – губки.
Я твой друг,
Ты мой друг.
Мы, любим друг друга (обнимаются).

Музыкальный руководитель: Как поднялось наше настроение: нам стало радостнее. Теперь предлагаю послушать другую музыкальную пьесу.

Звучит «Новая кукла» П.И. Чайковского.

Музыкальный руководитель: Какая музыка по характеру? Она совсем другая. Вы со мной согласны? (ответ детей). Эта музыкальная пьеса называется «Новая кукла» П.И. Чайковского.

Посмотрите, дети, от нашего хорошего настроения распустился волшебный цветик-семицветик. Он будет переносить нас в волшебные места чувств, настроений и эмоций:

Лети, лети, лепесток,
Через запад – на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг:
Лишь коснешься ты земли –
Быть, по-моему вели.
Вели, чтобы мы оказались
В стране «Крякландия».

Дети становятся в полукруг.

Инсценировка «Песенка про двух утят» (стихи Н.Пикулевой, муз. Е. Поплянова).

1. Веселый Утенок
По лужам шагал,
Веселую песенку
Так напевал:
«Кря-кря-кря!»

2. А грустный Утенок
По лужам шагал
И грустную песенку
Так напевал:
«Кря-кря-кря…»

3. Веселый Утенок
К нему подошел:
«Смотри-ка, цветочек
Какой я нашел!
Кря-кря-кря!»

4. А грустный Утенок
Ответил ему:
«А мне никогда
Не найти самому.
Кря-кря-кря…»

5. Веселый Утенок
Сказал ему: «Зря!
Не надо грустить,
Если рядом – друзья!
Кря-кря-кря!»

Музыкальный руководитель: Мы помогли утятам, теперь в этой стране не будет грустных утят, когда есть друзья, они всегда придут на помощь.

Дети соединяются в круг. Слова проговаривают хором.

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть, по-моему вели.
Вели, чтобы мы оказались
В стране «Фрутоляндия».

Игра «Выжми сок».

Каждый ребенок придумывает каким фруктом он станет. Под музыку по одному заходит в круг, а оставшиеся за кругом нежными прикосновениями «выжимают» из них сок. Затем все дети показывают, как они пьют сок, и, меняя выражение лица в зависимости от того, сладкий он или кислый, выражают свои эмоции под музыку.

Музыкальный руководитель: Я знаю одну историю, когда на этой фруктовой полянке появились два медвежонка Том и Тим. Они объелись зеленых яблок. Вы тоже знаете эту историю?

Дети поют и показывают.

Ой, ой, живот болит.
Ой, ой, меня тошнит (держатся за животы)
Ой, мы яблок не хотим (отрицательно машут руками)
Мы хвораем, Том и Тим (падают на ковер).

Дети сидят на ковре.

Музыкальный руководитель: Что же делать? Как помочь медвежатам? (ответы детей). Нам поможет цветик-семицветик.

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть, по-моему вели.
Вели, чтобы мы оказались
В стране «Спокойствия».
Мы отдохнем, и боль уйдет.

Дети ложатся на ковер.

Музыкальный руководитель поет песню-релаксацию «Волшебный сон».

Дети лежат свободно с закрытыми глазами.

1
Мы спокойно отдыхаем. (2 раза)
Сном волшебным засыпаем. (2 раза)
Дышится легко, ровно, глубоко.

2
Наши руки отдыхают. (2 раза)
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена,
А расслаблена она.

3
Хорошо нам отдыхать!
Но пришла пора вставать.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться (2 раза)

Дети встали с ковра.

Музыкальный руководитель: Пора продолжать путешествие.

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть, по-моему вели.
Вели, чтобы мы оказались
В стране «Мимики».

Игра на развитие мимики и артикуляции «Угадай настроение!» (И.Меньших).

Описание игры.

Дети стоят по кругу, повернувшись спиной к центру круга, глаза закрыты. В руках у водящего ребенка – мимическая картинка (страх, удивление, радость, печаль, злость и т.д.). Именно с этой эмоциональной окраской речи ребенок обращается к тому, напротив кого он остановился (на конец музыкальной фразы).

Если задание выполнено правильно, то игру продолжает ребенок, напротив которого остановилось движение, но с другой мимической картинкой.

По кружочку иду (ребенок идет и поет)
И к кому-то подойду (останавливается).
Ну а ты не зевай (поглаживает по спине товарища),
Настроенье угадай (грозит пальцем),
Ай-ай-ай, ай-ай-ай (говорит с заданной эмоциональной окраской).
Настроенье угадай.

Музыкальный руководитель: А теперь, мы отправимся в главную страну, и нам придется сорвать три лепестка.

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть, по-моему вели.
Вели, чтобы мы оказались
В стране «Радость».

Тихо звучит музыка.

Мы сегодня много говорили о настроении в музыке. Как вы думаете, какого цвета веселое настроение? (Ответы детей.) Давайте устроим салют радости!

Детям предлагают набрать в ладошки цветной конфетти из расписного сундучка музыка звучит громче.

Музыкальный руководитель: По моей команде запускаем салют:

Раз! Два! Три!
Салют радости – лети!

Дети подкидывают конфетти вверх и хлопают в ладоши.

Какой красивый салют у нас получился! А какое настроение у вас? Давайте ответим хором.

Дети: Хорошее!

Музыкальный руководитель: У меня для вас есть угощение.

Вручение сладких призов.

Дети уходят из зала.