Цель: научить детей понимать проблемы интересов экономики и экологии в обеспечении устойчивого развития.
Задачи:
Расширить представление о влиянии человеческой деятельности на окружающую среду.
Развить навыки стратегического планирования.
Сформировать бережное отношение к природным ресурсам.
Оборудование и материалы:
листы с заданием (четыре тура);
карточки (пшеница, рыба, скелет рыбы, цветение воды, здоровье населения, деньги);
изображения построенных предприятий (очистные сооружения, свалка мусора, перерабатывающее предприятие, электростанции);
маркеры, доска.
Ход игры
Учащиеся объединяются в три группы – три города. Города отличаются географическим местоположением и климатическими условиями. В начале игры каждой группе раздается задание с описанием местности.
Игра состоит из четырех туров. В каждом туре можно сделать до трех ходов. Во втором туре – до пяти. Первые три тура игроки играют в одинаковых условиях. Предлагается начать развитие, заработать денег и обеспечить едой город за счет сельского хозяйства и рыболовства.
Начиная с первого тура, игрокам предлагается выбор – выловить меньше рыбы и получить меньшую прибыль, но без ущерба окружающей среде (первая строка первого тура). Или выловить больше рыбы с большей прибылью (вторая строка первого тура) с ущербом окружающей среде (здесь и далее скелет рыбки означает единицу ущерба природе).
Также можно выращивать пшеницу: одна единица зерна без ущерба окружающей среде (третья строка) или с большей прибылью и с использованием удобрений – урожай в два раза больше, но это вызывает цветение воды (аналогия со смывом удобрений с полей, вызывающих эвтрофикацию).
Команда каждого города может за один ход приобрести и пшеницу, и рыбу, но полученную только одним путем. Игроки делают по три хода, и переходят ко второму туру.
Во втором туре необходимо решить проблему очистки сточных вод. Игрокам предлагается выбрать только один из трех вариантов развития (нет очистных сооружений – при этом убавляется здоровье и наносится ущерб окружающей среде; простые очистные либо полная очистка вод – при этом можно выращивать пшеницу с использованием удобрения без цветения воды)
В третьем туре необходимо решить вопрос с утилизацией мусора – либо вывозить отходы на свалку (это дешевле, но хуже для здоровья людей и природы), либо построить мусороперерабатывающее предприятие, которое при каждом следующем ходе будет приносить по 100 прибыли от вторсырья.
И наконец, в четвертом туре каждому городу предлагается выбрать для постройки свою электростанцию. Стратегия игры заключается в том, чтобы показать возможность выбора между дешевым и легко доступным, но вредным для окружающей среды и дорогим, но безопасным для природы.
В конце игры каждый город должен посчитать: сколько 1) рыбы/пшеницы было приобретено, 2) сколько денег город заработал, 3) что город построил, 4) сколько ущерба нанес окружающей среде, 5) сколько здоровья у населения осталось на конец игры.
Группа № 1. Ваш город находится на крупной реке. Вам выгодно ловить рыбу, построить гидроэлектростанцию, которая будет приносить вам большой доход. Однако, учтите, что в реке проходит нерест рыбы. Строительство электростанции скажется негативно на популяции рыб. Не забудьте, что ваш город потребляет много воды и сбрасывает сточные воды. Позаботьтесь об их очистке!
Группа № 2. Ваш город находится в хорошей климатической зоне – теплые дни и много солнца. Вам выгодно строить у себя солнечные электростанции. Но они, однако, весьма дорогие. Дешевле построить обычную ТЭЦ, но дохода от нее будет меньше, а ущерба больше. Выбирайте, какой путь развития вам подойдет больше всего.
Группа № 3. Ваш город находится на берегу моря, где постоянно дует ветер. Не забывайте о ценном природном ресурсе, тем более что ваши соседи уже вовсю строят ветряные станции. Помните, о рыболовстве, и что город у моря и надо как-то решать проблему со сточными водами.
Первый тур | ||||
Расход | Сельское хозяйство и рыболовство | Доход | Воздействие на окружающую среду | Воздействие на здоровье людей |
50 | 100 | |||
100 | 200 |
Гибнет одна рыбка |
||
50 | 100 | |||
100 используется удобрение |
200 |
Цветение воды |
||
Второй тур | ||||
Расход | Очистка сточных вод | Доход | Воздействие на окружающую среду | Воздействие на здоровье людей |
0 | Нет очистных сооружений |
Гибнет одна рыбка
Цветение воды |
||
800 | Только механическая и химическая очистка сточных воды
|
Гибнет одна рыбка |
||
1200 | Полная очистка (механическая, химическая и
биологическая) очистка сточных вод
|
Можно использовать удобрения без ущерба окружающей среде | ||
Третий тур | ||||
Расход | Утилизация отходов | Доход | Воздействие на окружающую среду | Воздействие на здоровье людей |
500 | Нет переработки, мусор вывозится на свалку
|
|||
1500 | Мусороперерабатывающее предприятие
|
100 за вторсырье | ||
Четвертый тур | ||||
Расход | Энергетика | Доход | Воздействие на окружающую среду | Воздействие на здоровье людей |
1000 | Гидроэлектростанция (ГЭС)
|
500 |
|
|
1000 | Атомная электростанция
|
300 | ||
700 | Тепловая электростанция (ТЭС)
|
100 | ||
1000 | Гидроэлектростанция (ГЭС)
|
200 | ||
2000 | Электростанция на солнечных батареях
|
500 | ||
700 | Тепловая электростанция (ТЭС)
|
100 | ||
1000 | Гидроэлектростанция (ГЭС)
|
200 | ||
2000 | Ветряная электростанция
|
300 | ||
700 | Тепловая электростанция (ТЭС)
|
100 |