Решение экспериментальных задач по теме "Плотность вещества"

Разделы: Физика


Оформление на доске: Портрет Исаака Ньютона.

Эпиграф: “Hypotheses non fingo”.

Цель: продолжить представление о методах физического экспериментального исследования – как критерии истинности об окружающем мире, развить интерес к измерительным и другим экспериментальным умениям, исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Образовательныеформирование прочных, осознанных знаний по теме “Плотность вещества” при решении экспериментальных задач и представлении результатов вычислений и измерений с помощью таблиц.
  • Развивающиеразвитие логического мышления, воображения, гибкости ума, интуиции;
    развитие памяти (при работе на воспроизведение физических величин, их обозначений, единиц измерения, формул); развитие устной речи (при устных ответах на вопросы).
  • Воспитательные – воспитание аккуратности при оформлении задач, воспитание дружбы, взаимовыручки.

Ход урока

  1. Подготовка учащихся к разрешению задач урока.
  2. Актуализация ранее полученных знаний.
  3. Применение и совершенствование знаний.
  4. Обобщение и систематизация знаний.
  5. Итог урока.
  6. Домашнее задание.

Ожидаемые результаты:

  1. применение приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
  2. осознание практической значимости предмета физики, роли эксперимента – как источнике знаний;
  3. приобретение практических навыков и умений при проведении физического эксперимента;
  4. совершенствование приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. п., т. е. умения “ вскрывать новые связи, открывать новые приёмы, приходить к решению новых задач”;
  5. расширение интеллектуального, творческого кругозора учащихся.

1. Подготовка учащихся к разрешению задач урока. Учитель сообщает обучающимся цель и задачи урока. Совместно обсуждается эпиграф урока: великий английский учёный Исаак Ньютон разработал метод научного исследования физических явлений. Его “метод принципов” заключается в следующем. На основе опыта формулируются наиболее общие закономерности – аксиомы или так называемые принципы и из них выводятся отдельные законы и положения, которые должны быть проверены на опыте. Отсюда его решительное кредо (убеждения, взгляды) “Гипотез не сочиняю”. (Гипотеза – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно).

2. Актуализация ранее полученных знаний. Вопросы, предлагаемые для повторения:

1) Как вычислить плотность тела? 2) Как определить массу тела? 3) Какова последовательность действий при измерении массы? 4) Как определить объём твёрдого тела? 5) Какова последовательность действий при измерении объёма тела? 6) Как определить цену деления прибора? 7) Чему равна погрешность измерения прибора?

3. Применение и совершенствование знаний. После обсуждения вопросов, класс разбивается на группы по 4 ученика (с учётом пяти уровней обученности: 1) различение, 2) запоминание, 3) понимание, 4) умения (репродуктивные), 5) перенос (творческие умения)). Каждая группа получает 3 карточки: 1) задание, 2) для оформления решения, 3) для оценки и самооценки исследования, которую заполняет после выполнения задания.

Образец карточки с заданием.

Карточка №1, 2, 3, 4, 5

Фамилия, имя обучающегося
1. 2. 3. 4.

Задача

№ 1. Определите вместимость(объём) пузырька из под пенициллина. Содержит план выполнения, но не содержит подробных описаний способов измерения величин и расчётных формул.
№ 2. Определите плотность жидкости (растительного масла), имея мерный цилиндр, масса которого известна. Дополнительное задание: в круглый пластилин помещены несколько дробинок. Определить количество дробинок в пластилине. Известны плотности пластилина и дробинок и масса одной дробинки.
№ 3. Вычислите плотность камня, который не помещается в мензурку. Содержит план выполнения, но не содержит подробных описаний способов измерения величин и расчётных формул.
№ 4. Определите плотность пробки, которая не тонет в воде. Содержит план выполнения, но не содержит подробных описаний способов измерения величин и расчётных формул.
№ 5. Определите плотность стального шарика малых размеров. Содержит подробное описание выполнения задания.

Оборудование

№ 1.Весы с разновесами, пузырёк, сосуд с водой.
№ 2. Мензурка известной массы, растительное масло, сосуд с водой.
№ 3. Весы с разновесами, отливной стакан, мензурка, вода, стакан.
№ 4. Весы с разновесами, мензурка, вода, пробка (пробковое дерево), металлический цилиндр, нитка.
№ 5. 10 стальных шариков, весы с разновесами, мензурка, вода.
Что вы делали? Что вы наблюдали? Что получилось Результат (с учётом погрешности)

Образец карточки “Оценка и самооценка исследования”.

Фамилия, имя:
Оценка и самооценка исследования

Критерии

Баллы

1 2 3
Работа всей моей группы      
Моя работа в группе      
Моё отношение к этому исследованию      

4. Обобщение и систематизация знаний. После выполнения задач и заполнения карточек, один из учащихся от каждой группы знакомит с решением весь класс: читает условие задачи, показывает оборудование, рассказывает порядок выполнения измерений, приводит окончательный результат и делает выводы.

Учитель обращает внимание на особые приёмы, которые нужно было применить при решении каждой задачи:

  1. В первой задаче нужно было сначала взвесить пузырёк с водой, затем – пустой. Определить массу воды и зная её плотность, вычислить вместимость пузырька.
  2. Во второй задаче нужно было поочерёдно в мензурку наливать воду и масло столько, чтобы оба раза она плавала в воде, погрузившись на одну и ту же глубину. Это значит, что в обоих случаях масса цилиндра с жидкостью одинакова. Одинаковы и взятые массы воды и масла.
  3. В третьей задаче нужно было применить отливной стакан, так как камень большой, его объём нельзя измерить с помощью мензурки.
  4. В четвёртой задаче использовали металлический цилиндр, чтобы полностью погрузить пробку в воду и измерить её объём.
  5. В пятой задаче для точного измерения объёма тела малых размеров с помощью мензурки, нужно было измерять объём нескольких одинаковых тел.

5. Итог урока. Учитель подводит итог урока: совместно с обучающимися оценивает работу каждой группы и каждого в отдельности.

Урок заканчивается словами М.В. Ломоносова: “Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением”.

6. Домашнее задание. Лукашик В.И. Сборник задач по физике: для 7–8 кл. общеобразовательных учреждений. – 10-е издание – М.: Просвещение,1998.
№ 240. Как можно, не разматывая, определить длину медного провода, свёрнутого в моток?