(Вначале занятие проходит на прогулке, затем продолжается в группе.)
Цель: Закрепить знания детей о растительном мире, уточнить, что где растет, чем осень богата.
Ход прогулки
Воспитатель: На улице какое время года? Осень.
Воспитатель декламирует:
Здравствуй осень! Здравствуй осень!
Хорошо что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Воспитатель: Посмотрим на небо, какого оно цвета? Голубого.
– А облака какие? Стоят или медленно плывут? Воздушные, белые, плывут.
– А солнышко какое? Желто-золотое, ласковое, теплое.
– А ветерок есть? Да, флюгер-петушок крутится, и листочки тихонько падают,
сорваны ветерком. И он ласково гладит наши ручки и личико.
– И солнышко ласковое, и небо голубое, и белые облака, и легкий ветерок – все
это нам подарила осень.
Воспитатель и дети здороваются:
Руки вверх: – Здравствуй небо голубое.
Руки вверх: – Здравствуй солнце золотое.
Машем раками на себя: – Здравствуй легкий ветерок.
Присели: – Здравствуй маленький цветок.
Руки в стороны: – Здравствуй утро, здравствуй день. Нам здороваться не лень.
Воспитатель: Давайте пройдем по участку и посмотрим, какие подарки приготовила осень.
– Посмотрите, земля устлана опавшими листьями. Послушаем, как они шуршат. Какая у них окраска? Это подарок осени.
Дидактическая игра “Найди такой же листок”.
Задание: Найти такой же листок, какой показывает воспитатель.
Дидактическая игра “Собери букет”.
Задание: Составление букета с листьев.
– А посмотрите какие красивые цветы на клумбе. Их тоже нам осень подарила. Каждое утро они здороваются с вами, кивают головкой.
Воспитатель ведет детей к огородным грядкам. Рассматривают оставшиеся растущие овощи и вспоминают, какие овощи росли на грядках.
Подойдя к фруктовым деревьям, вспоминают, какие фрукты здесь растут, какие ягоды растут на кустах смородины и малины.
Овощи, фрукты и ягоды – это тоже подарки осени.
Воспитатель и дети граблями убирают листья под елочку. Некоторые, приносят листья в ведерках и корзинах, и делают берлогу для медведя.
Воспитатель сажает игрушечного медведя возле берлоги.
Подвижная игра “У медведя во бору”.
Воспитатель: Так какая осень к нам пришла? Золотая, прекрасная, щедрая, урожайная.
Далее занятие переноситься в группу.
Материал и оборудование: две корзины большая и маленькая, муляжи фруктов и овощей, аудиозапись времена года “ Осень”, листочки, фартук, готовые шаблоны листочков из ткани, клей, кисточки, салфетки, самовар, кухонная утварь, посуда для чаепития
Дети приходят в гости к бабушке Федоре.
Федора: Здравствуйте ребята! Я вас давно ждала пирогов напекла и самовар поставила, но для начала угадайте из какой я сказки.
(Воспитатель зачитывает отрывок из произведения Чуковского “Федорино горе” дети отгадывают.)
Федора: Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Осень!
Федора: Правильно молодцы, я в своём огороде и саду собрала урожай овощей и фруктов, помогите мне пожалуйста разложить всё по корзинам и назовите какой фрукт или овощ вы кладёте в корзину.
Федора: Фрукты кладите в маленькую корзину, а овощи в большую.
Дети подходят собирают урожай и называют фрукты и овощи.
Федора: Вот спасибо ребята, да вы уже совсем взрослые стали, помощники.
Федора: Ой ребятки , что то ручки у меня разболелись, чем вы можете мне помочь?
Дети: Бабушка мы знаем пальчиковую игру “Капуста” давай в неё поиграем и ручки у тебя перестанут болеть. Дети вместе с Федорой становятся в круг и играют в игру.
– Что за скрип, что за хруст?
– Это что ещё за куст?
– Как же жить без хруста, если я капуста!
– Мы капусту рубим, рубим.
– Мы капусту жмём, жмём, жмём.
– Мы капусту солим, солим.
– Мы капусту трём, трём, трём.
Федора: Спасибо ребята, за такую интересную и полезную пальчиковую игру и правда руки больше не болят.
Федора вносит вазу с осенними листочками.
Федора: Ребята, посмотрите, что ещё нам осень принесла. А давайте потанцуем с листочками.
Каждому раздаёт по листочку. Звучит музыка Вивальди времена года “Осень”.
Дети выполняют произвольные танцевальные движения с листочками.
После танца Федора обращает внимание детей на свой фартук, что он не нарядный и просит детей украсить фартук с помощью аппликации из разноцветных листочков.
Федора снимает фартук и кладёт его на заранее подготовленный стол с клеем, кисточками, салфетками. Дети украшают фартук. Федора благодарит детей и приглашает попить чай с пирогами и вареньем, которое собрали в нашем саду.
Занятие завершается чаепитием
Работа с родителями:
Конкурс поделок из природного материала “Природные дары для поделок и игры”