Представление опыта по использованию информационных технологий и справочно-правовой системы "КонсультантПлюс" в педагогической деятельности

Разделы: Общепедагогические технологии


Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” сформулировал следующие идеи: “Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школа – центр творчества и информации” (из Послания Федеральному собранию Д.А. Медведева).

Таким образом, работа учителя должна быть направлена не на передачу знаний ребенку в готовом виде, а на развитие его ума, его мыслительных процессов, что подтверждается аксиомой Александра Дистервега: “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить”.

Что такое современный урок? Я бы ответила так: это, прежде всего, интересный урок, это творческое взаимодействие учителя и ученика в поиске и переработке информации, наконец, часто, это интерактивный урок.

В этой связи нахожу очень удачным один из логотипов Года учителя. Школа должна воспитать ученика, который умеет задавать вопросы и организовывать свою деятельность так, чтобы находить на них ответы. Только таким образом школа выпустит в жизнь образованного, современно мыслящего человека.

Я работаю в Открытой вечерней (сменной) общеобразовательной школе. Вам всем хорошо известно, какие ребята составляют контингент сменных школ. Это не только работающие юноши и девушки. Чаще всего – это подростки, отчисленные из других учебных учреждений за неадекватное поведение и хроническую неуспеваемость.

Это дети с низким уровнем интеллектуального развития и познавательных способностей, заниженной мотивацией к учению. Всё это требует от учителя особого подхода к каждому уроку. Творческие поиски привели меня к идее использования информационных технологий на уроках и во внеклассной работе, позволяющих сделать любое занятие более наглядным, активизирующим рассеянное внимание части обучающихся, более информативным (так как компьютерные технологии, как никакие другие, обучают школьников работе с информацией).

По прошествии трех лет могу смело сказать, что использование ИКТ и СПС К+ имеет множество плюсов:

  • они помогают организовать урок таким образом, что взаимодействие учителя и ученика поднимается на новый, более высокий уровень;
  • позволяют разнообразить урок, сделать его наглядным, красочным, эмоциональным, продуктивным;
  • способствуют, что особенно ценно, получению немедленной информации по интересующему вопросу;
  • помогают достичь более глубокого овладения и запоминания учебного материала;
  • создают предпосылки к индивидуализации и дифференциации обучения;
  • повышают мотивацию учащихся, авторитет учителя в глазах учеников и родителей.

Одним словом, использование СПС К+ для меня на уроке – это не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения, удобный и эффективный инструмент.

Со справочно-правовыми системами “Консультант Плюс” я познакомилась в 2007 году в составе рабочей группы при подготовке нормативно-правовой базы школы и поняла, что эта система дает огромные возможности мне, как учителю, для правового воспитания своих подопечных. Поэтому моим первым шагом стало

Использование СПС во внеклассной работе, а именно, проведение тематических классных часов в разделе “Правовая азбука”. Именно СПС “К+” дала мне возможность на классных часах знакомить ребят с документами, касающимися их прав, административных наказаний, уголовной ответственности, а так же с документами о выпускных экзаменах, поступлении в профессиональные учебные заведения, вопросами призыва в армию и многим, многим другим.

Для того, чтобы грамотно использовать систему СПС К+, пришлось самой во время классных часов обучать учащихся правилам пользования системой.

На мой взгляд, наиболее важную роль при проведении занятий с использованием СПС К+ играет деятельностный подход.

Что включает в себя данная технология?

  • мотивация ученика на получение нового знания;
  • целеполагание;
  • планирование или ознакомление с планом работы;
  • реализация плана (действия по решению задачи);
  • контрольно-оценочные действия;
  • результат;
  • рефлексия.

В качестве примера предлагаю вашему вниманию разработку классного часа для 8-го класса.

Цели:

  • формирование у школьников гражданского самосознания, чувства ответственности за свои поступки;
  • вовлечение в социально значимую деятельность.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с правилами, регулирующими жизнь человеческого общества;
  • научить предвидению возможных последствий “невинных” шалостей.

Развивающие:

  • научить умению ориентироваться в законах РФ, Республики Коми;
  • развивать умение использовать в деятельности данные cправочно-правовой системы “Консультант Плюс: Средняя школа”.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство ответственности за свои поступки;
  • воспитывать уважительное отношение к закону.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, презентация к занятию, cправочно-правовая система “Консультант Плюс: Средняя школа”, раздаточный материал (таблицы, карточки с именами), карточка-навигатор (пошаговая инструкция).

До проведения занятия с целью создания мотивации последующей деятельности проводится анкета, анализ которой позволяет учителю выяснить степень владения/ невладения подростками определенными понятиями.

Анкета для учащихся.

  • Знаешь ли ты, что такое противоправное поведение?
  • Знаешь ли ты, что такое преступное поведение?
  • Как ты думаешь, что способно подтолкнуть подростка к совершению противоправных действий?
  • Как ты думаешь, что способно отвлечь подростка от совершения противоправных действий?
  • Какие, по твоему мнению, действия наиболее эффективно могут пресечь противоправное (преступное) поведение?

Ход занятия

1. Беседа (вопросы формулируются исходя из ответов детей на вопросы анкеты).
Проблемы, затрагиваемые в разговоре с детьми:

– Всегда ли людям, которые тебя окружают, комфортно с тобой?
– Как ты думаешь, способен ли ты подчинять свои интересы и желания интересам друзей, классного коллектива?
– Всегда ли уверен ты, что, совершая какой-либо поступок, ты не нарушаешь закон?
– Всегда ли следует отстаивать свое мнение до конца, всеми доступными способами?
– Что ты знаешь о том, как существующие законы затрагивают сферы твоей жизнедеятельности?
– Какие современные технологии могут вам помочь без особых усилий познакомиться с правовыми актами государства, затрагивающими ваши интересы?

Слово учителя:

Человек – существо общественное. Но жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Каждый член общества уникален, является единственным и неповторимым. Каждый имеет свои привычки, склонности и пристрастия. Но индивид живёт в обществе, состоящем из других, столь же неповторимых индивидов. Так как же им следует сосуществовать в одном доме, на одной улице, в одном городе и в одной стране? Об этом мы и поговорим сегодня на нашем классном часе “Закон и порядок” и поможет нам в этом справочно-правовая система “Консультант Плюс: Средняя школа”.

2. Предъявление презентативного материала.

Что такое закон?

Закон – нормативный акт, принятый государственной властью и устанавливающий общественные правила поведения человека.

За нарушение этих правил человек подвергается различным видам наказания со стороны общества. Различные нарушения закона могут быть квалифицированы как правонарушения или как преступления.

Правонарушение – антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законодательством и влекущее наказание, предусмотренное Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Вы, конечно, слышали, что незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. (Объясняю детям, что чем больше законов они узнают, тем больше у них шансов обойти подводные камни, которые предоставляет им повседневная жизнь) Поэтому я предлагаю вам познакомиться с некоторыми статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях.

3. Работа со cправочно-правовой системой “Консультант Плюс: Средняя школа” Кодекс РФ об административных правонарушениях, глава 20.

Парная работа по заполнению таблицы (6–8 пар).

Я выбираю ряд статей закона, которые меня интересуют, т.к. применимы к мои подопечным.

№/№ закона Нарушение Наказание
20.1    
20.2    
20.3    
20.20    
20.21    
20.22    

Примерное заполнение таблицы

Закон Нарушение Наказание
20.1 Мелкое хулиганство влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
20.2 Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
20.3 Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики.
20.20 Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.
20.21 Появление в общественных местах в состоянии опьянения влечет наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
20.22 Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трехсот до пятисот рублей.

4. Дискуссия. Групповое обсуждение наработанного материала

Цель: осознание учащимися того, что есть антиобщественное поведение; воспитание нравственной позиции личности по отношению к определенным поступкам; осознание возможности наказания со стороны государства.

5. Подведение итогов дискуссии.

Учитель: Каждый человек выбирает свой жизненный путь. Кажется, что выбор велик, но на самом деле принципиальных варианта всего два. Законопослушные граждане выбирают здоровую, безопасную и счастливую жизнь, а незаконопослушные – жизнь без правил, где побеждает сильнейший, и где царят хаос и анархия.

Какой выбор сделаете вы? От этого зависит вся ваша жизнь! (На доске вывешивается таблица, учащиеся подходят к доске и при помощи магнитов прикрепляют выданные им карточки со своим именем в выбранное поле)

Закон Беззаконие
Спокойствие
Счастье
Семья
Радость
Благополучие
Завтрашний день
Уют и дом
Хаос
Анархия
Беспокойство
Страх
Опасность
Смерть
Тюрьма

На следующем этапе стала применять СПС в работе с родителями.

Контингент родителей учащихся нашей школы характеризуется целым рядом негативных особенностей:

  • низкий образовательный и материальный уровень;
  • большое число занимающихся неквалифицированным трудом;
  • внутрисемейные конфликты;
  • специфический образ жизни;
  • незаинтересованность жизнью детей;
  • отсутствие правовой культуры.

Именно на этом я заострила свое внимание и поставила задачу – знакомить родителей с правовыми документами, касающимися, прежде всего, семейных проблем, ответственности родителей за воспитание детей.

На данном этапе мною создано 7 разработок родительских собраний с применением СПС, которые были успешно претворены в жизнь. За последние 2 года из 12 родительских собраний 7 проведено с использованием К+!!!! (Примеры Права и обязанности родителей, Родителям о правах детей, Закон об образовании и родители, актуальный характер носило собрание Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, Ограничение и лишение родительских прав, Трудоустройство несовершеннолетних, Проблемы бродяжничества и правонарушений несовершеннолетних). Так же хочется отметить, что Инта – город, оказавшийся в сложной экономической ситуации. Поэтому многие родители помимо классный собраний приходят за помощью и по другим жизненным вопросам, ответы на которые мы с ними ищем в К+!

Увидев эффективность внеклассной работы, задалась вопросом: имея в руках такой хороший инструмент как “К+”, почему не попробовать его на уроках литературы и русского языка? Ведь в каждом уроке должна быть интрига, изюминка, что-то необычное и интересное, непривычное для ребят, только тогда они будут идти в класс с удовольствием. А уроки литературы – это такой пласт для нравственного воспитания! Да если еще на этот пласт наложить “К+”! Сначала трудно было определить, за какие темы взяться, к каким литературным произведениям применить. Но постепенно идеи оформились. Конечно, учителя обществознания, географии, биологии, экономики имеют больше возможностей в применении СПС К+, т.к. само предметное содержание позволяет легко осуществить данную работу. Но для учителя литературы (как я теперь уже понимаю) использование СПС “К+” является настоящей находкой.

Оно позволяет перейти на новый уровень работы с информацией, внести в урок новизну через сопоставление разных исторических документов, сопоставление текста литературного произведения с условиями реальной жизни. На примере рассказа Платонова “Юшка” (7 класс) (см. Приложение 1) мы видим, что, анализируя суть поступков героев произведения с привлечением текстов официальных документов, получаем интересный психологический феномен: перенос событий литературного произведения на собственную жизнь, выводя, таким образом, детей на переосмысление собственного поведения.

Конечно, такой урок требует от учителя знания многих технологий:

  • коммуникативно-дискуссионный;
  • имитационного моделирования (ролевые и другие виды обучающих игр);
  • разноуровневого обучения;
  • обучение в сотрудничестве и взаимообучение (групповое обучение);
  • и один из самых для меня главных – проблемно-поисковый.

ПО – такая форма организации педагогического процесса, при которой ученик включается в поиск решения новых для него проблем, задач.

Главные признаки урока в режиме ПО:

  • создание проблемной ситуации (формулировка затруднений для ученика);
  • обучение разным способам поиска ответов на поставленные вопросы (гипотеза – поиск аргументов, доказательств; анализ источников информации, сопоставление различных аргументов и т.п.);
  • собственно поисковая деятельность;
  • получение результата /усвоение знания.

Условно деятельность учителя и ученика на уроке ПО можно отобразить в виде схемы.

Мне как учителю необходимо не только предоставить вводную информацию, каковой является сам художественный текст, но и обозначить проблемы, сформулировать наводящие вопросы, обеспечить ученика дополнительной информацией. На этом этапе огромную помощь учителю может оказать СПС “Консультант +”. В целом, такая работа, безусловно, приводит к активизации познавательной деятельности учащихся, т.к переводит ситуацию в психологическую, значимую для личности ученика.

Конечно, три года это не такой большой срок, чтобы свернуть горы, но тем не менее. Удалось ли что-то сделать? Да удалось!

1. Создана методическая копилочка разработок с использованием ИКТ и СПС “КонсультантПлюс” (уроки, классные часы, родительские собрания, тестовые и проверочные работы), многие из которых опубликованы на 10 интернет-порталах:

  • Сеть творческих учителей http://it-n.ru/
  • Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”
  • Портал Прошколу.ру http://www.proshkolu.ru/
  • Портал Завуч. Инфо http://www.zavuch.info/
  • Сетевое сообщество. Интергуру. http://www.intergu.ru/
  • Портал Мой университет http://moi-universitet.ucoz.ru/
  • Сайт К-уроку.ru http://k-yroky.ru/
  • Педсовет ORG http://pedsovet.org/
  • Cайт Интернет-сообщества учителей Pedsovet.su http://pedsovet.su/
  • Мой личный сайт http://ikt-na-uroke.ucoz.ru/index/0-1

2. Повысился интерес учащихся к урокам русского языка и литературы (результаты анкетирования).

Предметы Максимальный интерес Интерес к предмету Минимальный интерес
Математика 12 33 18
Русский язык 34 59 7
Литература 18 27 12
Иностранный язык 11 7 31
История/обществознание 28 21 43
География 6 11 73
Физика 23 16 38
Химия 4 6 72
Физическая культура 51 23 26
Информатика 18 37 29

3. Родители стали чаще посещать родительские собрания, не быть молчаливыми слушателями, а заинтересованными участниками диалога с учителем (диаграмма).

4. Не растет уровень правонарушений (таблица).

Учебный год 2007–2008 уч. год 2008–2009 уч. год 2009–2010 уч.год
Количество правонарушений 4 3 3 (1)

Естественно, чтобы реализовать свои планы, мне нужно было много учиться. За три года очно и дистанционно обучалась на 8 курсах повышения квалификации:

  • Современные технологии обучения русскому языку и литературе, Сыктывкар, 2007.
  • Информационные технологии как средство повышения эффективности учебного процесса, Сыктывкар, 2007.
  • Создание NITI-методик, Москва, 2008.
  • Анализ поэтического текста в 5–11-х классах, Москва, 2009.
  • Инновационно-коммуникативные технологии в современном уроке, Москва, 2009.
  • Flah-технологии, Сыктывкар, 2010.
  • КонсультантПлюс: Технология ПРОФ, Сыктывкар, 2010.
  • Развитие профессиональной компетентности учителя при подготовке к конкурсным мероприятиям “Учитель года”, Сыктывкар, 2010.

Работа по применению интернет-технологий требует от меня постоянной рефлексии, оценки со стороны коллег.

Начиная с 2007 года я приняла участие в 12 профессиональных конкурсах:

  • Виртуальная Экспозиция-Мастерская мультимедийных уроков и занятий.
  • Всероссийские открытые конкурсы “Педагогические инновации” и “Мультимедиаурок в современной школе”.
  • Республиканский творческий проект “Лучшие уроки”.
  • Фестивали педагогических идей “Открытый урок” и “Информационные технологии в образовательном пространстве”.
  • Вышла в финал IV Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов “Мой лучший урок”.
  • Муниципальный конкурс “Учитель года 2010”.
  • Республиканский конкурс “Урок для Новой школы – 2010”.
  • Муниципальные Ярмарки педагогических идей.
  • Являюсь второй год экспертом Открытого Всероссийского конкурса “Мультимедиа урок в современной школе”.

Обобщала свой педагогический опыт в форме мастер-классов на школьном и городском уровне. В частности в рамках Фестиваля педагогических идей был проведен мастер-класс по теме “Использование справочно-правовой системы “Консультант Плюс” в профессиональной деятельности педагога”, на который были приглашены учителя русского языка и литературы и классные руководители. Мое выступление вызвало такой интерес, что по заявке МЦ был организован еще один мастер-класс для желающих и думаю, что количество применяющих СПС в нашем городе увеличится.

Кроме того, раз в два года в нашем городе проходит Ярмарка педагогических идей, на которой педагоги представляют свои инновационные продукты. В этом учебном году на Ярмарке я представила блок из 10 разработок с применением К+, в который вошли 2 разработки уроков русского языка, 3 разработки уроков литературы, 3 разработки тематических классных часов и 2 разработки родительских собраний.

Закончить хочется поговоркой одного древнего и мудрого кавказского народа: “Нельзя взять там, куда не положишь”. Чтобы получить результат от процессов обучения и воспитания наших детей, мы должны многое в них вложить. Один из эффективных способов – использование СПС .

"Плюс" в названии – не просто математический знак.

Это – высшая оценка, которую ставит учитель ученику: пять с плюсом – невероятная редкость, тем дороже она, когда заслужена.

Это – надежда, данная в отметке, тебе есть куда идти дальше, ты на верном пути.

И я бы еще добавила: "Плюс" – символ следующего этапа в нашем развитии.

Приложение 1.

Список литературы:

  1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Эксмо, 2007.
  2. Золоторева И.В., АникинаС.М. Поурочные разработки по литературе 7 класс. М.: ВАКО, 2005.
  3. КрутоваИ.Я., ШадринаС.Б.. Литература 7 класс./ Поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной. Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. / Русская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО “ИТИ Технологии”, 2007.
  5. ТурьянскаяБ.И., Комиссарова Е.В., ХолодковаЛ.А. Литература 7 класс./ Урок за уроком. М.: “Русское слово”, 2002.
  6. БЭНП “Литература 5–11 классы” Дрофа CD.
  7. ИЭС Иллюстрированный энциклопедический словарь, Научное издательство “Большая Российская энциклопедия”, 2004 CD.
  8. Справочная правовая система “Консультант Плюс: Средняя школа”.
  9. http://zavuch.info/
  10. http://k-yroky.ru/
  11. http://eelmaa.narod.ru/urlit/library.html
  12. http://www.prosv.ru/metod/korovina7/index.htm
  13. http://www.prosv.ru/metod/korovina7/index.htm
  14. http://pedsovet.org/
  15. http://moi-universitet.ucoz.ru/
  16. http://www.proshkolu.ru/