Цели:
- Учить детей культуре общения с лесом, разумному использованию его даров.
- Расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру.
- Помочь учащимся понять, что, значит, любить природу, воспитания любви и уважения к природе.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, рисунки о природе, фотографии птиц, животных, голоса птиц. Презентация к уроку (Приложение 1).)
Класс разбит на 3 группы. Они готовят, подбирают материал:
- о растениях Кемеровской области;
- о птицах Кемеровской области;
- о зверях Кемеровской области.
На занятии они представляют свои сообщения и рисунки.
Учитель. Добрый день, уважаемые гости и дети! Сегодня мы собрались вместе, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по лесам Кемеровской области. Лес – это сказочный мир. Он полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы, лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем ягод и грибов! Лесные цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. Чтобы лес долго жил и радовал нас своими дарами, мы должны бережно относиться к нему.
1. Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это – называется природа.
Давайте же ее всегда беречь!2. Природа – это дом, в котором мы живем,
И в нем шумят леса, текут и плещут реки.
Под небом голубым, под солнцем золотым
Хотим мы в доме этом жить во веки.
Сегодня мы с вами отправимся в храм природы, поговорим о разнообразии жизни растений и животных, о пользе, которую они приносят человеку, о необходимости беречь и охранять природу.
I. Первая станция. “Царство растений”.
Учитель. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд? Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.
Сообщение детей о растениях.
- Иван-чай и купальница
- Мать и мачеха, медуница.
- Подорожник и одуванчик.
- Колокольчик.
- Кедр.
- Рябина.
- Черёмуха.
- Берёза.
Игра “Какие растения не растут у нас?” (на карточке зачеркнуть фото растений, которые не растут в Кемеровской области).
Физкультминутка.
II. Вторая станция. “Царство птиц”.
В Кемеровской области водится более 300 видов птиц. Большинство из них издревле обитали здесь.
Учитель.
Ведь птицы – наши добрые друзья,
А про друзей нам
Забывать нельзя!
Сообщение детей о птицах. (Дети готовили дома сообщение + рисунки, рефераты.)
Игра “Узнай птицу”.
Каждый год я к вам лечу. Зимовать у вас хочу. И ещё красней зимой а) Маленький мальчишка б) Спинкою зеленовата, в) Пёстрая крякушка г) Чёрный жилет, Озорной мальчишка Зимой на ветке яблоки |
Ярко красный галстук мой. (Снегирь.) И вдруг вспорхнули яблоки У неё глаза большие, Кто в беретке ярко-красной, Спинка зеленоватая, Окраска – сероватая,
|
III. Третья станция. “Царство зверей”.
Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.
Сообщение детей о зверях.
1) Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт
В деревне кур крадет. (Лиса.)2) Кто зимой бывает белым,
А летом серым? (Заяц.)3) По веткам скачет,
Да не птица,
Рыжая да не лиса? (Белка.)4) Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)5) Зубовато, серовато,
По полю рыщет,
Телят, овец ищет. (Волк.)
Игра “Какие животные не живут у нас?” (на карточке зачеркнуть фото животных, которые не живут в Кемеровской области).
IV. Обобщение
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром , туманы и роса.
Человек и время года-
Это все вокруг …….(природа).
Природа земли – прекрасна! Она восхищает нас своей красотой. Нам нравится смотреть на пушистые облака в небе, любоваться цветущим лугом. Мы с радостью слушаем пенье соловья, журчание ручейка.
Лес – это наряд нашей земли,
Там, где лес, там чистый воздух,
Лес – это дом для зверей и птиц,
Это грибные поляны и душистая, вкусная земляника.1. Ты, человек, любя природу, хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах не растопчи её полей.
Не жги её напропалую и не исчерпывай до дна,
И помни истину простую – нас много, а она одна!2. Все-все на свете, на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны!
Нельзя обойтись без чудищ нелепых.
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мед, и кто делает яд.3. Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны –
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
“Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что понравилось?
– Все ли учебные задачи выполнили?
– Какие пожелания, предложения, замечания на следующий урок?