Цель урока: раскрыть закономерности таблицы умножения на 9, изобретение способов для лучшего запоминания таблицы; закрепить название компонентов действий умножения, деления и рассмотреть взаимосвязи между ними.
1. В предметном содержании:
– Используя известные для детей способы работы, создать ситуацию для поиска нового способа, в точности составления таблицы умножения однозначного числа 9.
2. В форме организации деятельности детей:
– Умение распределить работу в группах.
3. В развитие коммуникативных способностей:
– Умение общаться, слушать, высказывать свои идеи, умение строить обсуждение
и оценивать работу свою и в группе.
– Включать каждого ребёнка в совместную деятельность.
Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, самостоятельность, умение преодолевать трудности.
Воспитательные: продолжить работу по воспитанию взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата, воспитанию самоконтроля, аккуратности, интереса к предмету.
Тип урока: Постановка учебной задачи.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Этап актуализации. Цель данного этапа: формирование эмоциональной удовлворнности учащихся своими знаниями и умениями, положитльная оценка учиелм достижний учников;
Создание для детей “ситуации успеха” |
Н доске:
Эпиграф нашего урока: “Кто думает – то всегда додумается!” – Повторит по порядку слова, которые я вам назову: 1 множитель, 2
множитель, произведение, делимое, делитель, частное. – Какие свойства умножения вы знаете? – Кто пойдёт, запишите их в обобщённом вид.
|
– умножения и деления |
2. Этап мотивации. Цель данного этапа: формирование внутренних и личных мотивов учебной деятельности |
– С чего мы обычно начинаем урок математики? – Для чего нам нужна разминка? – Предлагаю вам в качестве разминки решить примеры, самостоятельно записанные на листочках вычисляя удобным способом (раздать листочки) 1) 55 · 11 – Сколько времени вам понадобится? |
– с разминки – чтобы уметь быстро настроиться на рабочий лад, вычислять и т.д. – дети решают самостоятельно
Сверка с результатами в группе 1), 2), 3), 4). |
4. Этап постановки учебной задачи. Цель этого этапа: подведение к самостоятельному выделению предмета исследования, преобразованию конкретной практической задачи в учебную, открытие нового способа деятельности. На данном этапе осуществляется поиск ответа на вопрос: “Что мы должны узнать, чтобы иметь возможность продвигаться дальше?” |
– Хорошо, почему же не решили пример 5? – А как же решили тогда 2, 3, и 4? – Давайте проверим? – А можно этим способом решить 5 пример? – Что интересного вам удалось заметить? Может Вы какие – то секреты увидели в таблице, которые вам помогут легко запомнить её? |
– решили с помощью распред. закона умнож.
относительно вычит. и сложения.
– надо знать таблицу умножения на 9
– Искать способ! сконструировать способ умножения на 9. – в группах – работа в тетрадях – работа в группах составление таблицы умножения на 9 |
5. Применение открытого способа. | – А хотите, расскажу вам историю, как дедушка одной
девочки после войны, решил поступать в институт, и ему досталась таблица
умножения на 9. Он говорит, помню только что 9 · 1 = 9, а остальные не
помню. Дай, посчитаю, сколько примеров не знаю и начал 1, 2, 3, 4, а
затем пошёл обратно считать проверю ещё раз, 8 примеров я не знаю. Не
сдал экзамен и пошёл домой. На следующий день приходит, ему дают лист, а
там зачёт с оценкой 5. – А теперь давайте проверим себя, удалось ли
нам запомнить таблицу умножения на 9. |
Работают в тетрадях, если есть, то выписывают, если нет, то пропускают. Ставят отметку на полях |
6. Рефлексивно-оценочный этап. Цель этого этапа: 1) рефлексия (мысленное возращение к прошлым действиям); 2) оценка собственной учебной деятельности; 3) положительные эмоции от познания нового. |
На доске: 27, 54, 72, 36, 45, 81, 63. – Произведения,
каких чисел из таблицы умножения 9 равно 27, 54, 72, 36, 45, 81, 63. |
9 · 3, 9 · 6, 9 · 4, 9 · 8, 9 · 3, 9 · 2, 9 · 9
Умножать многозначное число на 9. |
Секреты изучения таблицы умножения на 9.
- На пальцах;
- 9 · 3 = 18 – если сложить цифры ответа, то получится 9;
- Каждый последующий результат на 9 больше предыдущего;
- В произведении количество десятков на 1 меньше, чем второй множитель: 9 · 5 = 45;
- Если сложить второй множитель и число единиц в произведении, то получится 10; 9 · 3 = 27; 9 · 6 = 54