Классный час "Добрый след"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: продолжить работу над формированием нравственных качеств.

Задачи:

  1. Дать оценку конкретных понятий через понятия “добро” и “зло”.
  2. Развивать творческое воображение.
  3. Способствовать формированию позитивного отношения к окружающим.

Подготовительный этап:

1. Оборудование:

  • костюмы героев Герды и Маленькой разбойницы к инсценировке;
  • изображение оленя;
  • карточки-следы со словами к игре “Добрый след”;
  • свитки;
  • рисунки, изображающие пословицы.

2. Оформление доски:

  • Эпиграф.
     “Нам не дано предугадать
    Как наше слово отзовется.
    И нам сочувствие дается
    Как нам дается благодать”
    Ф. И. Тютчев
     
  • Вариант оформления доски

(В рамке из следов возможно написание пословиц, относящихся к теме классного часа.)

Ход классного часа

I. Организационный этап.

Классный час начинается с инсценировки одной из глав сказки Г. Х. Андерсена “Снежная королева”. [1]

Маленькая разбойница: Я ведь говорила: пока мы не поссоримся, никто тебя не тронет. Да если даже мы и поссоримся, то я никому тебя не дам в обиду. Я сама тогда тебя убью: ты мне очень, очень понравилась. Твою шубку, перчатки, меховые сапожки и муфту я возьму себе. Ведь подруги должны делиться. Тебе жалко?

Герда: Нет. Нисколько. Но я боюсь, что замерзну насмерть, когда попаду в страну Снежной королевы.

Маленькая разбойница: Ты не поедешь туда! Вот еще глупости: только что подружились – и вдруг уезжать. У меня есть целый зверинец: олень, голуби, собаки, но ты мне больше нравишься, Герда. Собак я держу во дворе. А олень тут. Сейчас я тебе его покажу. (Открывает занавеску; за нею показывается голова оленя.) Это редкий олень – северный.

Герда: Северный!? Я хочу спросить его. Олень, ты знаешь, где страна Снежной королевы?

(Олень кивает головой.)

Маленькая разбойница: Ах, знаешь! Ну, тогда убирайся вон! (Задергивает занавеску.) (Герде.) Я все равно не пущу тебя туда, Герда.

Герда: Девочка! Поговорим с оленем… Два слова… Только два слова…

Маленькая разбойница: Ну уж ладно, будь по-твоему. Олень! Сюда! Да живее! (Отдергивает занавеску; показывается голова оленя.)

Герда: Скажи мне, пожалуйста, олень, ты видел Снежную королеву?

(Олень кивает головой.)

Герда: А скажи, пожалуйста, не видал ли ты когда-нибудь вместе с нею маленького мальчика?

(Олень снова кивает головой.)

Маленькая разбойница: Довольно, наговорились… Не смей на меня смотреть так жалобно, а то я застрелю тебя. Я с тобой не поеду, потому что терпеть не могу холода, а одна я ведь не могу жить. Я к тебе привязалась! Понимаешь?

Занавес.

(Два ведущих берут девочек за руки, выходят вперед и ведущий № 1 задает вопрос.)

Ведущий № 1: Вы уже догадались, отрывок какой сказки мы посмотрели. Какая из двух героинь вам нравится больше?

(Обсуждение.) (Предполагаемый ответ: Герда. В случае ответа, Маленькая разбойница, учитель должен попытаться изменить мнение ребят. Для этого рекомендуется задавать наводящие вопросы.)

Ведущий № 2: А почему Герда?

(Обсуждение.) (Предполагаемый ответ: добрая.)

Ведущий № 1: А почему мы считаем ее доброй и, вообще, какого человека мы называем добрым, а какого злым? Какие поступки можно назвать добрыми, а какие плохими?

Ведущий № 2: На эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить. И с вами сегодня ведут беседу “Добро” (показывает на ведущего № 1).

Ведущий № 1: и “Зло” (показывает на ведущего № 2).

II. Работа в парах “Угадай пословицу”.

Ведущий № 2: С давних времен люди задавались вопросом о добре и зле. Свидетельством этому являются поговорки на эту тему, пословицы, созданные народом.

(Показывает на доску, где написаны пословицы:

  • Все добро, да не все на пользу
  • Добро, что клад ищут, а худо под рукой
  • Нет худа без добра

Просит детей прочитать пословицы хором.)

Ведущий № 1: На прошлом занятии мы вспоминали эти пословицы и поговорки. Попробуйте догадаться, глядя на рисунок, какая пословица изображена на нем.

(Выходит ученик (ученики), показывает свой рисунок. Остальные пытаются отгадать поговорку. На обороте рисунка написаны отгадки (пословицы). После того, как дети отгадают пословицу, ведущий вывешивает ее на доску.)

<Рисунок 1> Доброе слово и кошке приятно.

<Рисунок 2> Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

<Рисунок 3> Доброе семя – добрый и всход.

<Рисунок 4> И собака старое добро помнит.

(Обсуждение.) (Предполагаемый ответ: чтобы показать, что добро лучше, чем зло.)

III. Оценка поступков.

Ведущий № 1: Да, в поговорках, как и в сказках, четкое разделение добра и зла. Например: Буратино …

Ведущий № 2: … И Карабас Барабас.

Ведущий № 1: Золушка.

Ведущий № 2: …мачехины дочки.

Ведущий № 1: Старик…

Ведущий № 2: … и старуха из сказки “О золотой рыбке”. Но в жизни все сложнее.

Ведущий № 1: Да, жизнь предоставляет нам решать очень много непростых вопросов. Принимая то или иное решение, поступая тем или иным образом, мы должны думать, чем обернется наш выбор: добром или злом.

Ведущий № 2: Вот, например, разве это не добро – помощь в виде подсказки или списывания.

Ведущий № 1: Действительно интересно, ребята. Как вы считаете, это добро или зло? (Обсуждение.)

Ведущий № 2: Хорошо, хорошо! Убедили! А вот такая ситуация: подать милостыню на улице.

(Обсуждение.) (В ходе обсуждения ведущий меняет обстоятельства ситуации: -если милостыню просит ребенок; -если просит милостыню молодой человек.)

Ведущий № 1: Вывод: Мы убедились, что жизнь действительно, каждого человека часто ставит перед выбором, как поступить. Это уже будет зависеть от того, что будет благом для другого человека.

Ведущий № 2: И все-таки, какого человека мы называем добрым? Почему именно Герда, по вашему мнению, добрая?

(Обсуждение.) (Предполагаемый ответ: потому что она совершает поступки, которые для другого благо.)

IV. Игра “Добрый след”.

Ведущий № 2: Давайте посмотрим, а какие это добрые дела вы придумаете с такими вещами, которые порой приносят зло. Например, топор. Все елки к Новому году срубили. А раньше топором головы рубили.

(Обсуждение.) (Дети должны назвать, что хорошего можно сделать при помощи топора: срубить дом, наколоть дрова, забить гвоздь…)

А вот другие названия вещей. Каждый подойдите и снимите с доски след. Там написано слово, с которым и нужно составить предложение о добром деле.

(Игра.) (На доске 15 следов (по количеству учеников) На обратной стороне написаны слова: костер, игла, ключ, земля, ручка, телефон, слово, фонарик, игра, книга, краски, семена, песня, глаза, цветок В случае затруднения ведущий помогает в ответе сам или просит о помощи детей.)

V. Работа в группах.

Ведущий № 1: Молодцы, ребята! Как много добрых дел вы назвали. Если бы вы их совершили, то как много хорошего и доброго вы сделали бы для других людей, т.е. оставили добрый след в душе другого человека. Как вам кажется: творить добро легко? Давайте попробуем найти правильное решение в определенной ситуации.

(Класс делится на группы. Каждой группе предлагается одна ситуация, но различные ее обстоятельства.)

Ситуация: Одноклассники что-то не поделили друг с другом, затеяли драку во дворе школы. Задача: избежать драки. Как вы поступите, если…

  • Ты сам участник драки;
  • Твой друг – один из участников драки;
  • Дерутся твои друзья.

(Обсуждение.)

VI. Заключительный этап.

Ведущий № 1: Делать добрые дела действительно трудно. Даже улыбаясь, по утверждению ученых, человек включает в работу большее количество мышц, чем когда он злится. А как вы думаете, что сейчас доброго, хорошего вы можете сделать для каждого одноклассника?

(Обсуждение.) (Предполагаемый ответ: сказать добрые дела.)

Давайте эти “золотые” слова запишем на доску. (Работа на доске.)

(Если ребята затрудняются ответить, проводится игра в антонимы.)

Ведущий № 2: (называет антонимы “золотых” слов).

  • Плохой друг (хороший друг).
  • Лживый (честный).
  • Злой (добрый).
  • Плохой помощник (хороший помощник).
  • Неумелый (умелый).
  • Ленивый (трудолюбивый).
  • Уродливый (красивый).
  • Неряшливый (опрятный).
  • Грустный (веселый).

А теперь каждый из вас напишет такие добрые слова – пожелания всем одноклассникам на тех свитках, которые мы с вами уже заготовили. (Работа со свитками.)

Кто по желанию прочитает, что ему написали. Расскажи, какой след остался у тебя после этих слов. …И у меня тоже остался теплый след от нашего с вами занятия.

Ведущий № 2: Ой, ребята, какие вы молодцы! Вы сегодня столько добрых дел придумали, столько добрых слов сказали своим одноклассникам, что даже я решила, что делать добрые дела нужно и это очень приятно. Мне хотелось бы пожелать вам, чтобы вы думали, какой след оставит в душе другого человека ваш поступок или слово. Послушайте, какие слова сказал Ф. И. Тютчев … (чтение эпиграфа).

Список используемых источников:

  1. Порядина, М. Е. Нравственные уроки Е. Шварца // Читаем, учимся, играем. – 2001. –  № 1. – С. 49–50.