Цель:
- Способствовать формированию понятия – “природа как общий дом”, воспитывать у детей любовь к родной природе, навыки разумного поведения и бережного отношения к ней. Пробудить интерес к окружающему миру. Учить отгадывать загадки по характерным описаниям животных.
- Привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды.
- Совершенствовать речь детей, расширять запас слов, упражнять в подборе прилагательных (синонимов).
- Развивать творческое воображение, мелкую моторику, закрепить конструктивные навыки.
Материал: воздушные шары с изображением на них различных животных; картинки с животными; аудиокассеты с записью П. Мориа “В мире животных”; “Птичий концерт”; “Красная книга”; фишки, цветная бумага, ножницы, карандаши, клей
Предварительная работа: просмотр видеоматериала из серии “В мире животных” чтение рассказов о животных и птицах; знакомство с пословицами, поговорками, загадками; наблюдения в природе и беседы об увиденном; настольные игры “Кто где живёт?”, “По материкам и океанам”, “Лото” (дикие и домашние животные); изодеятельность детей.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы занятия.
Воспитатель: Сегодня у нас интереснейшее занятие. Мы с вами будем говорить о наших “соседях”, обитающих рядом с нами, о “братьях” наших меньших, о природе и тех, кто и где в ней живёт. Дома есть не только у нас, у людей, но и у всех животных населяющих нашу планету. И тема нашего занятия “Есть у каждого свой дом”. Не верите, тогда давайте совершим увлекательное путешествие в мир дикой природы, и узнаем, кто где живёт.
III. Ход занятия.
(Звучит музыка П. Мориа “В мире животных”. Дети входят в группу и находят множество воздушных шаров, на которых изображены различные животные, а также табличку с надписью “ФАУНА”. Вместе с воспитателем читают слово, написанное на табличке.)
Воспитатель: Фауна – это все животные, проживающие на Земле. Это и звери, тело которых покрыто ... (шерстью), и птицы, тело которых покрыто ... (перьями), и земноводные: жабы, лягушки, у которых гладкая и нежная кожа, и пресмыкающиеся: змеи, ящерицы, черепахи, имеющие на теле чешуйки или жесткий костяной покров. Вы, наверное, удивитесь, если я скажу, что насекомые, у которых три пары ног, тоже животные.
(Проводится дидактическая игра “Кто больше слов назовёт?” с детьми старшего возраста.)
– Лиса какая? (Рыжая, хитрая, ловкая ...)
– Медведь какой? (Косолапый, неуклюжий ...)
– Волк какой? (Злой, голодный, серый, зубастый...)
– Какой заяц? (Косой, быстрый, трусливый ...)
– Какой ёж? (Колючий, медлительный, добрый ...)
(Старшие дети садятся на стульчики.)
(Проводится игра с детьми младшего возраста “Назови животное”. Показываю картинки с изображением животных. Дети называют их и тоже садятся на стульчики.)
Воспитатель: Где можно увидеть этих животных? (Воспитатель обращает внимание детей на воздушные шары. Дети рассматривают рисунки на них.)
(Дети отвечают: “В лесу, в пустыне, в водоёме, на лугу, ...”)
Воспитатель: Земля тоже является для кого-то Домом. Может он вам, дети, покажется мрачным, серым и неуютным, но он очень нравится его жителям. А вот кто они постарайтесь узнать.
Загадки.
- Что за кочки возле дома?
Кем ископан огород?
Эти кочки вам знакомы?
Эти норки роет кто? (Крот.)
- Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Остренькие зубки. (Мышь.)
- Живу я под землёю
Ходы и норки рою,
Без рук, без ног,
А земле помог. (Червяк.)
Воспитатель: Крот и червяк живут в земле, а вот мышь-полёвка делает в ней свой дом – норку. И так же, как мы оберегаем свой дом, делаем всё, что бы в нём было хорошо, так и животные оберегают свои дома. Где ещё живут животные? (показываю картинку материков)
(Дети отвечают, что на Дальнем Севере, где всегда холодно и называют животных, которые там обитают: белый медведь, песец, моржи, тюлени...)
Воспитатель: Вода нужна всем и даже моржам, тюленям, белым медведям. Внимательно послушайте загадки и отгадайте, о ком будет идти речь.
Загадки.
- Ползает наоборот,
Задом наперёд.
Всё под водой
Хватает клешнёй. (Рак.)
- Хвостом виляет,
Зубастая, а не лает. (Щука.)
- Скачет завирушка,
Не рот, а ловушка.
Ловит мух и в воду плюх. (Лягушка.)
- Водяные мастера
Строят дом без топора.
Строят домик у пруда,
Вход туда из подо льда. (Бобры.)
Воспитатель: Каким птицам, дети, просто необходима вода?
(Ответы детей: “Аистам, цаплям, журавлям, лебедям, гусям, уткам, пеликанам”.)
Воспитатель: И хотя на нашей планете много воды, мы должны бережно относиться к ней, чтобы её хватило для всех и надолго. Без воды всё живое может погибнуть, а земля без неё заболеет. Сейчас я предлагаю провести викторину “Знаток природы”. Вам необходимо выбрать из предложенных ответов один правильный и назвать его.
Викторина “Знатоки природы”.
- Для чего заяц с приходом зимы меняет шубку?
а) чтобы всех удивить;
б) потому, что любит наряжаться;
в) чтобы быть незамеченным для волка и лисы.
- Кого называют царём зверей?
а) льва;
б) тигра;
в) человека.
- Что делает ёж. когда ему грозит опасность?
а) убегает;
б) сворачивается в клубок;
в) кусается.
- Как передвигаются летучие мыши?
а) прыгают;
б) бегают и летают;
в) летают.
- Какие звуки может издавать кошка?
а) рычание и щёлканье;
б) шипение и урчание;
в) громкие победоносные крики.
- Откуда растут ноги у осьминога?
а) из шеи;
б) из головы;
в) из ушей.
- Как называется змея , которая душит добычу?
а) душегуб;
б) кобра;
в) удав.
- Чем питаются цапли?
а) лягушками и рыбками;
б) травой и корягами;
в) ягодами и грибами.
- Какую птицу по праву можно считать лучшим говоруном?
а) попугая;
б) петуха;
в) курицу.
- Что представляет собой сорочье гнездо?
а) дупло;
б) глубокую выемку в скале;
в) шар, сплетённый из веток и вымазанный внутри глиной.
- Чем питаются пеликаны?
а) водорослями;
б) рыбой;
в) животными.
- В какое время суток охотится сова?
а) ранним утром;
б) ночью;
в) в любое время, как только проголодается.
- Что делают лягушки зимой?
а) развлекаются;
б) усиленно питаются;
в) спят.
- Какие звуки издают рыбы?
а) никаких;
б) практически любые;
в) громкие и призывные.
- Где живут пчёлы?
а) в норе;
б) в скворечнике;
в) в улье.
- Сколько щупальцев у осьминога?
а) шесть или семь;
б) восемь;
в) один.
(За правильный ответ дети получают фишки. По окончании викторины подсчитывается количество фишек у игроков. Значок “Знаток природы” получает тот, кто набрал большее количество фишек.)
Воспитатель: Дикие животные круглый год живут в природе. Они знают правила поведения и обычаи, добывают себе пропитание, понимают сигналы опасности, спасаются от врагов, в укромных потайных местах строят жилища, растят и воспитывают детёнышей. Нам нужно помнить, дети, что в лесу мы только гости. Приходя на прогулку в лес, постарайтесь не беспокоить лесных жителей. Лес, пустыня, водоём, степь – это ДОМ, в котором живут звери, пресмыкающие, птицы, насекомые, рыбы. Зачем же вредить чужому дому?!
– Почему же диких животных становится всё меньше и меньше, а многие из них занесены в “Красную книгу”? (Показываю.)
(Дети отвечают, что люди вырубают леса, охотятся на животных ради меха и мяса, загрязняют воду...)
Воспитатель: В нашей стране охота на редких животных запрещена. Спасению животных помогают заповедники и зоопарки. И у нас, дети, с вами будет свой особый зоопарк. (Воспитатель показывает образцы животных, сделанных из цветной бумаги.)
Проводится конструирование из цветной бумаги (изготовление поделок и их обыгрывание). Звучит музыка П. Мориа из альбома “В мире животных”.
IV. Итог.
Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие.
– Для кого наша планета Земля тоже является домом?
– Где находится дом у зверей? Пресмыкающих? Птиц? Насекомых? Рыб?
– Как нужно вести себя в лесу? Водоёме? На прогулке в дикой природе?
– Зачем нужно охранять животных?