"Есть у каждого свой дом"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Способствовать формированию понятия – “природа как общий дом”, воспитывать у детей любовь к родной природе, навыки разумного поведения и бережного отношения к ней. Пробудить интерес к окружающему миру. Учить отгадывать загадки по характерным описаниям животных.
  • Привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды.
  • Совершенствовать речь детей, расширять запас слов, упражнять в подборе прилагательных (синонимов).
  • Развивать творческое воображение, мелкую моторику, закрепить конструктивные навыки.

Материал: воздушные шары с изображением на них различных животных; картинки с животными; аудиокассеты с записью П. Мориа “В мире животных”; “Птичий концерт”; “Красная книга”; фишки, цветная бумага, ножницы, карандаши, клей

Предварительная работа: просмотр видеоматериала из серии “В мире животных” чтение рассказов о животных и птицах; знакомство с пословицами, поговорками, загадками; наблюдения в природе и беседы об увиденном; настольные игры “Кто где живёт?”, “По материкам и океанам”, “Лото” (дикие и домашние животные); изодеятельность детей.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия.

Воспитатель: Сегодня у нас интереснейшее занятие. Мы с вами будем говорить о наших “соседях”, обитающих рядом с нами, о “братьях” наших меньших, о природе и тех, кто и где в ней живёт. Дома есть не только у нас, у людей, но и у всех животных населяющих нашу планету. И тема нашего занятия “Есть у каждого свой дом”. Не верите, тогда давайте совершим увлекательное путешествие в мир дикой природы, и узнаем, кто где живёт.

III. Ход занятия.

(Звучит музыка П. Мориа “В мире животных”. Дети входят в группу и находят множество воздушных шаров, на которых изображены различные животные, а также табличку с надписью “ФАУНА”. Вместе с воспитателем читают слово, написанное на табличке.)

Воспитатель: Фауна – это все животные, проживающие на Земле. Это и звери, тело которых покрыто ... (шерстью), и птицы, тело которых покрыто ... (перьями), и земноводные: жабы, лягушки, у которых гладкая и нежная кожа, и пресмыкающиеся: змеи, ящерицы, черепахи, имеющие на теле чешуйки или жесткий костяной покров. Вы, наверное, удивитесь, если я скажу, что насекомые, у которых три пары ног, тоже животные.

(Проводится дидактическая игра “Кто больше слов назовёт?” с детьми старшего возраста.)

– Лиса какая? (Рыжая, хитрая, ловкая ...)
– Медведь какой? (Косолапый, неуклюжий ...)
– Волк какой? (Злой, голодный, серый, зубастый...)
– Какой заяц? (Косой, быстрый, трусливый ...)
– Какой ёж? (Колючий, медлительный, добрый ...)

(Старшие дети садятся на стульчики.)

(Проводится игра с детьми младшего возраста “Назови животное”. Показываю картинки с изображением животных. Дети называют их и тоже садятся на стульчики.)

Воспитатель: Где можно увидеть этих животных? (Воспитатель обращает внимание детей на воздушные шары. Дети рассматривают рисунки на них.)

(Дети отвечают: “В лесу, в пустыне, в водоёме, на лугу, ...”)

Воспитатель: Земля тоже является для кого-то Домом. Может он вам, дети, покажется мрачным, серым и неуютным, но он очень нравится его жителям. А вот кто они постарайтесь узнать.

Загадки.

  1. Что за кочки возле дома?
    Кем ископан огород?
    Эти кочки вам знакомы?
    Эти норки роет кто? (Крот.)
     
  2. Маленькие зверьки,
    Серенькие шубки,
    Длинные хвосты,
    Остренькие зубки. (Мышь.)
     
  3. Живу я под землёю
    Ходы и норки рою,
    Без рук, без ног,
    А земле помог. (Червяк.)

Воспитатель: Крот и червяк живут в земле, а вот мышь-полёвка делает в ней свой дом – норку. И так же, как мы оберегаем свой дом, делаем всё, что бы в нём было хорошо, так и животные оберегают свои дома. Где ещё живут животные? (показываю картинку материков)

(Дети отвечают, что на Дальнем Севере, где всегда холодно и называют животных, которые там обитают: белый медведь, песец, моржи, тюлени...)

Воспитатель: Вода нужна всем и даже моржам, тюленям, белым медведям. Внимательно послушайте загадки и отгадайте, о ком будет идти речь.

Загадки.

  1. Ползает наоборот,
    Задом наперёд.
    Всё под водой
    Хватает клешнёй. (Рак.)
     
  2. Хвостом виляет,
    Зубастая, а не лает. (Щука.)
     
  3. Скачет завирушка,
    Не рот, а ловушка.
    Ловит мух и в воду плюх. (Лягушка.)
     
  4. Водяные мастера
    Строят дом без топора.
    Строят домик у пруда,
    Вход туда из подо льда. (Бобры.)

Воспитатель: Каким птицам, дети, просто необходима вода?

(Ответы детей: “Аистам, цаплям, журавлям, лебедям, гусям, уткам, пеликанам”.)

Воспитатель: И хотя на нашей планете много воды, мы должны бережно относиться к ней, чтобы её хватило для всех и надолго. Без воды всё живое может погибнуть, а земля без неё заболеет. Сейчас я предлагаю провести викторину “Знаток природы”. Вам необходимо выбрать из предложенных ответов один правильный и назвать его.

Викторина “Знатоки природы”.

  1. Для чего заяц с приходом зимы меняет шубку?
    а) чтобы всех удивить;
    б) потому, что любит наряжаться;
    в) чтобы быть незамеченным для волка и лисы.
     
  2. Кого называют царём зверей?
    а) льва;
    б) тигра;
    в) человека.
     
  3. Что делает ёж. когда ему грозит опасность?
    а) убегает;
    б) сворачивается в клубок;
    в) кусается.
     
  4. Как передвигаются летучие мыши?
    а) прыгают;
    б) бегают и летают;
    в) летают.
     
  5. Какие звуки может издавать кошка?
    а) рычание и щёлканье;
    б) шипение и урчание;
    в) громкие победоносные крики.
     
  6. Откуда растут ноги у осьминога?
    а) из шеи;
    б) из головы;
    в) из ушей.
     
  7. Как называется змея , которая душит добычу?
    а) душегуб;
    б) кобра;
    в) удав.
     
  8. Чем питаются цапли?
    а) лягушками и рыбками;
    б) травой и корягами;
    в) ягодами и грибами.
     
  9. Какую птицу по праву можно считать лучшим говоруном?
    а) попугая;
    б) петуха;
    в) курицу.
     
  10. Что представляет собой сорочье гнездо?
    а) дупло;
    б) глубокую выемку в скале;
    в) шар, сплетённый из веток и вымазанный внутри глиной.
     
  11. Чем питаются пеликаны?
    а) водорослями;
    б) рыбой;
    в) животными.
     
  12. В какое время суток охотится сова?
    а) ранним утром;
    б) ночью;
    в) в любое время, как только проголодается.
     
  13. Что делают лягушки зимой?
    а) развлекаются;
    б) усиленно питаются;
    в) спят.
     
  14. Какие звуки издают рыбы?
    а) никаких;
    б) практически любые;
    в) громкие и призывные.
     
  15. Где живут пчёлы?
    а) в норе;
    б) в скворечнике;
    в) в улье.
     
  16. Сколько щупальцев у осьминога?
    а) шесть или семь;
    б) восемь;
    в) один.

(За правильный ответ дети получают фишки. По окончании викторины подсчитывается количество фишек у игроков. Значок “Знаток природы” получает тот, кто набрал большее количество фишек.)

Воспитатель: Дикие животные круглый год живут в природе. Они знают правила поведения и обычаи, добывают себе пропитание, понимают сигналы опасности, спасаются от врагов, в укромных потайных местах строят жилища, растят и воспитывают детёнышей. Нам нужно помнить, дети, что в лесу мы только гости. Приходя на прогулку в лес, постарайтесь не беспокоить лесных жителей. Лес, пустыня, водоём, степь – это ДОМ, в котором живут звери, пресмыкающие, птицы, насекомые, рыбы. Зачем же вредить чужому дому?!

– Почему же диких животных становится всё меньше и меньше, а многие из них занесены в “Красную книгу”? (Показываю.)

(Дети отвечают, что люди вырубают леса, охотятся на животных ради меха и мяса, загрязняют воду...)

Воспитатель: В нашей стране охота на редких животных запрещена. Спасению животных помогают заповедники и зоопарки. И у нас, дети, с вами будет свой особый зоопарк. (Воспитатель показывает образцы животных, сделанных из цветной бумаги.)

Проводится конструирование из цветной бумаги (изготовление поделок и их обыгрывание). Звучит музыка П. Мориа из альбома “В мире животных”.

IV. Итог.

Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие.

– Для кого наша планета Земля тоже является домом?
– Где находится дом у зверей? Пресмыкающих? Птиц? Насекомых? Рыб?
– Как нужно вести себя в лесу? Водоёме? На прогулке в дикой природе?
– Зачем нужно охранять животных?