Цели:
- закрепить умение решать задачи;
- развивать мышление, внимательность;
- воспитывать сознательное отношение к своему здоровью и к здоровью окружающих.
Оборудование:
- раздаточный материал с подборкой задач по теме;
- пословицы о здоровье;
- таблицы и рисунки детей для оформления класса;
- фонограмма для проведения физкультминутки.
Ход урока
Организация класса.
Разминка:
В качестве разминки мы проведём игру “Молчанку”: я буду указывать на пример, а вы в тетрадях будете записывать только ответы.
Учитель: Проверьте свои вычисления по таблице. Задание: – каждому числу соответствует буква. Расположите числа в порядке возрастания и вы прочтёте тему нашего урока.
е | з | ь | о | р | д | о | в |
25000 | 10 | 8985 | 200 | 440 | 50 | 999 | 7000 |
– Что у вас получилось? (Здоровье.)
Да, нас ждёт серьёзный разговор, т.к. тема очень важная и актуальная. А какого человека можно назвать здоровым? (Кто не болеет. Выносливого, сильного. Работоспособного.)
– О здоровье и нездоровье народ сложил много пословиц и поговорок – а это народная мудрость! Знаете ли вы такие пословицы? (Ответы детей.) Прочитайте пословицы на карточках.
- Здоровый нищий счастливее больного короля.
- Дал бы Бог здоровья, а счастье найдём.
- Здоровье не купишь – его разум дарит.
- Здоровьем слаб, так и духом не герой.
- Здоров будешь – всё добудешь.
- Не рад больной и золотой кровати. Ребёнком хил, так и взрослым гнил.
- Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
Прислушайтесь к словам мудрецов и твёрдо запомните, что лучше и надёжнее всех о своём здоровье можете позаботиться только вы сами. А чтобы не быть голословными давайте перейдём к решению задач и посмотрим, что скажут нам факты и цифры.
Задача 1.
Ученики нашего класса пропустили в течение года по болезни 1122 урока. Из них 187 уроков было пропущено учениками, которые занимаются спортом, а остальные уроки пропущены теми, кто спортом не занимается. Кто больше пропустил уроков и во сколько раз?
Задача 2.
При проверке состояния здоровья группы учеников школы из 20 человек со стажем курения в 3 года обнаружено, что 3/5 из них имеет по 2 хронических заболевания (органы дыхания и пищеварения), а остальные по 1 заболеванию. Определите сколько учащихся этой группы имеет по 2 заболевания, а сколько по 1 заболеванию.
– Какой вывод можно сделать исходя из этих данных? Надо особо отметить, что курящие люди не только своему здоровью вредят, но и здоровью окружающих людей, а так же влияют на состояние окружающей среды.
Задача 3.
При выкуривании сигарет остаются окурки. Общая масса окурков, бросаемых где попало, достигает 2 520 000 т. Сколько окурков будет выброшено за 5 лет?
– Переведите это количество в килограммы и попытайтесь представить эту массу… Я могу лишь добавить, что по данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно курящие выпускают в атмосферу 720 т синильной кислоты, 384000 т аммиака, 108000 т никотина, 600000 т дёгтя и 550000 т угарного газа. Не случайно говорят: “курить – здоровью вредить!” А как можно поддержать своё здоровье?
(Ответы детей.)
Музыкальная физкультурная пауза.
Задача 4.
Из сухих плодов шиповника готовят витаминный напиток: 10г сухих плодов на стакан воды. Сколько сухих плодов шиповника надо заготовить семье из 4 человек, чтобы в течение 5 месяцев каждый член семьи мог выпивать по полстакана напитка в день?
Нельзя обойти стороной питание. Ведь очень важно, что мы едим, как и сколько мы едим.
Задача 5.
Учащемуся 10-летнего возраста положено съедать обед, энергетическая ценность которого составляет примерно 800 килокалорий. Юра съел за обедом:
Винегрет овощной Борщ Омлет Чай Пирожное Хлеб |
100кКал 284 кКал 343 кКал 65 кКал 550 кКал 104 кКал |
Что вы посоветуете Юре?
Ребята, мера нужна и в еде,
Чтоб не случиться нежданной беде,
Нужно питаться в назначенный час
Пусть понемногу, но несколько раз.
Этот закон соблюдайте всегда
И будет полезною ваша еда!
Надо ещё про калории знать,
Чтобы за день их не перебрать!
Плюшки, конфеты, печенье, торты –
В малых количествах детям нужны!
Задача 6.
Для полноценного отдыха человек должен спать не менее 8 часов в сутки и смотреть телевизор не более 1/8 оставшегося от сна времени. Сколько времени можно смотреть телевизор без вреда для здоровья?
Итог урока.
– Ребята! Каждый из вас сам хозяин своей жизни и своего здоровья. За вас вашу жизнь не проживут ни друзья, ни родители, ни учителя. Задумайтесь над тем, какими вы хотите быть во взрослой жизни, а я желаю вам здоровья!
Друзья! Нам прощаться настала пора.
Цветами приветствует мир наш весна,
За летом, глядишь, уж и осень придёт,
Зима завершит круглый год. И опять
Одно время будет другое сменять.
Но чтоб ни случилось, всегда человек
Здоровья желает другому навек.
Чтоб счастьем наполнился каждый ваш миг
Мы “здравствуйте” вам от души говорим.