КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Анализ определений категории «качество образования в ДОУ», сформулированных отдельными авторами позволяет сделать вывод, что качество дошкольного образования является системным понятием, охватывает все аспекты деятельности ДОУ и связано с оценкой и сравнением эффективности работы образовательных учреждений как на уровне города, так и всех субъектов образовательного процесса на уровне образовательного учреждения.
Управленцы, не располагающие объективной оценкой результатов образовательной деятельности, проверенной информацией о состоянии дел не могут удовлетворить соответствующие информационные запросы родителей, работодателей, общественности в целом. Знание о сравнительной эффективности ДОУ нужны в первую очередь самим дошкольным учреждениям, их руководителям, которые должны иметь представление о том, как они выглядят на фоне других.
Основой решения проблемы качества образования на уровне ДОУ является проектирование и внедрение системы управления качеством образовательного процесса. Системное управление качеством – новая парадигма управления в сфере дошкольного образования, связанная с выдвижением качества в ряд приоритетных задач функционирования и развития ДОУ.
В нашем городе приняты единые подходы для оценки качества образования через реализацию мониторинга качества образования, эта же методология применяется и в каждом образовательном учреждении. В ней оценка образовательного учреждения складывается из оценок качества работы команды управления, качества учебного плана, образовательной среды и процесса обучения, достижений воспитанников, квалификации, сплочённости педагогов, психологического климата в детском саду, его материальных и интеллектуальных ресурсов. Используемые в ДОУ критерии для измерения и сравнения качества деятельности построены на основе концепции современного образовательного учреждения и с учётом международных стандартов управления качеством.
Мониторинг качества образования, как систематическая и регулярная процедура сбора информации, экспертизы и оценки качества образовательных услуг проводится в целях развития системы дошкольного образования, выявления степени соответствия результатов деятельности ДОУ стандартам и требованиям дошкольного образования своевременного предотвращения неблагоприятных или критических ситуаций в дошкольном учреждении. Принятие управленческих решений, основанных на фактах и данных, требует точных данных и способствует своевременному предотвращению неблагоприятных или критических ситуаций.
Так как мониторинг качества образования включает наблюдение, оценку и прогноз, для разработки программы мониторинга качества образования в МБДОУ № 64 положен следующий алгоритм действий, которым мы руководствуемся:
- определение и обоснование объектов мониторинга;
- проецирование этого объекта в соответствующий метод мониторинга;
- анализ, систематизация, структурирование полученных эмпирических данных;
- оценка и интерпретация полученных данных;
- соотнесение с данными предшествующих мониторингов;
- прогнозирование возможных изменений данных мониторинга.
Система получения точных данных о состоянии деятельности ДОУ и принятия обоснованных решений обеспечивается посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных её элементах, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать её развитие. В нашем дошкольном учреждении на современном этапе его развития динамично функционирует система мониторинга качества образования по шести блокам:
- Менеджмент и качество управления;
- Качество учебного плана, образовательной программы;
- Достижения воспитанников. Здоровье и здоровый образ жизни;
- Эффективность работы педагогического коллектива как единой команды, компетентность педагогов;
- Культура образовательного учреждения, психологический климат;
- Образовательные ресурсы ДОУ;
По каждому из перечисленных блоков информации составляются технологические карты для сбора, анализа информации и принятия управленческого решения. В каждом из семи блоков определено содержание информации, кто, когда её собирает и где она используется.
Реальным шагом нашего ДОУ по внедрению систем качества является применение аппарата и достижений квалиметрии для оценки качества педагогических объектов и процессов (диагностика, мониторинг). Исходя из ряда общеметодологических принципов квалиметрии, выделяются объекты мониторинга, в частности качество:
- образовательного процесса;
- ресурсообеспечения;
- управления;
- результатов работы образовательной системы ДОУ.
Работа по проведению мониторинга качества образования (МКО) в нашем ДОУ предполагает:
- наличие стандарта дошкольного образования, норм и требований (исходя из чего ставились цели и с чем будут сравниваться полученные результаты);
- выработка критериев оценки качества образовательного процесса и показателей, обеспечивающих формирование целостного представления о его состоянии с точки зрения соответствия стандартам (нормам);
- сбор данных о качестве образования в ДОУ и научно – педагогическую экспертизу;
- принятие и исполнение управленческого решения, и оценивание результатов принятых мер в соответствии с целями, стандартами, нормами.
На основании обобщения различных подходов можно сформулировать принципы мониторинга качества образования (МКО), определить его функции, структуру и условия организации МКО в дошкольном учреждении.
Принципы МКО: научности, непрерывности, прогностичности, динамичности, междисциплинарности, гуманизации, коллегиальности.
К функциям относим: интегративную, диагностическую, экспертную, информационную, прагматическую.
Условиями для эффективной реализации мониторинга качества образования в МБДОУ № 64 являются:
- компетентность и всесторнность в выделении объектов мониторинга качества, в организации деятельности всех субъектов мониторинга;
- унифицированность форм предоставления информации;
- непрерывность мониторингового процесса, регулярность и своевременность сбора и предоставления информации;
- оптимальность количества объектов мониторинга качества, информационных данных;
- обеспечение быстрой обратной связи.
- К методам мониторинга качества образования в ДОУ относятся:
- изучение продуктов детской деятельности;
- игровые тестовые задания;
- проведение контрольно – оценочных занятий;
- собеседования с педагогами, родителями и детьми;
- анкетирование;
- анализ документации, хронометраж режима и др.
ИНФОРМАЦИОННО–АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
Обновление управления ДОУ, прежде всего, связывается с формированием системы информационно – аналитической деятельности как основного инструмента управления, мониторинга качества образования.
В нашем ДОУ управление осуществляется на информационной основе, заведующий имеет обязательный объём информации о состоянии и развитии тех процессов, за которые он отвечает и на которые призван оказывать управленческие воздействия.
Анализ состояния информационного обеспечения управления ДОУ показал, что накопление ранее носило элемент хаотичности, случайности, неорганизованности. В этой несистематизированной массе различных сведений трудно было вычленить главное звено – ту информацию, которая необходима для принятия эффективного управленческого решения. Для создания целостной системы информационно – аналитической деятельности в дошкольном учреждении, прежде всего, определены содержание, объём, источники (кто сообщает), сформированы потоки информации и выведены на соответствующие уровни управления.
Мониторинг качества образования способствовал упорядочению этого процесса, ежегодно издаётся приказ «О создании информационной системы в ДОУ на … учебный год», которым регламентировано кто, когда, в какие сроки, кому по какому направлению деятельности ДОУ сдаёт информацию для дальнейшего изучения, анализа, прогноза, планирования, принятия управленческого решения.
Вся информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Чтобы учреждение развивалось и отвечало требованиям времени, руководитель должен постоянно быть информирован о новых исследованиях в педагогике, психологии, методиках, о новых программах и технологиях в системе дошкольного образования. Он должен своевременно получать информацию обо всех новых нормативно – директивных документах, регулирующих деятельность дошкольного учреждения. Немаловажной является информация о передовом педагогическом опыте по всем направлениям работы учреждения. Следовательно, внешняя информация включает директивные и нормативные документы, научно – педагогическую информацию и информацию о передовом педагогическом опыте.
К внутренней информации относятся сведения о состоянии и результатах деятельности в ДОУ, которые определены в социальном заказе дошкольному учреждению (дети, родители, педагоги, школа, население, производство, орган управления). Каждое дошкольное учреждение нашего города имеет муниципальное задание на оказание муниципальной услуги «Дошкольное образование» на три года, которое предусматривает показатели, характеризующие состав и качество оказываемой муниципальной услуги. Общие требования к деятельности по оказанию муниципальной услуги определены постановлением администрации города «Об утверждении Стандартов качества предоставления муниципальных услуг».
Требования социального заказа сравниваются с тем, что детский сад реализует в действительности, выделяются пункты, по которым существуют наиболее значимые несоответствия, и тем самым определяется совокупность проблем для решения.
Это сведения о состоянии здоровья и результатах воспитания и обучения дошкольников, сведения о педагогических кадрах и их деятельности; данные о материально – технической базе; об организации питания и медицинском обслуживании; сведения о внешних связях с другими организациями. Очень важно предъявить к информации высокие требования, она должна быть максимально полной и предельно краткой. Объём и содержание информации зависит от целей ДОУ, его вида, уровня квалификации руководителя.
Всю информацию можно разделить на оперативную и стратегическую (тематическую итоговую). Оперативная информация имеет своей целью выявить едва наметившиеся отклонения в управлении, например, в образовательном процессе. Это те данные, которые нужны руководителю, чтобы оценить работу учреждения за день, неделю, месяц, полугодие.
Стратегическая информация – это данные об итогах учебного года, аттестации педагогических кадров, лицензировании и аккредитации всего дошкольного учреждения, о выполнении программы развития, приказов, инструкций и др., а, иначе говоря, провести мониторинг качества образования.
КОМАНДА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ
Эффективность организации и результатов мониторингового процесса в дошкольном учреждении достигается, когда отслеживание качества происходит на всех уровнях управления ДОУ: стратегическом, тактическом, оперативном. В связи с этим, на начальном этапе работы по внедрению МКО, в ДОУ возникла необходимость формирования общих целей по отслеживанию качества образования, распределения прав и обязанностей между работниками, организации непрерывности мониторинга, мотивации субъектов МКО, координации, контроля и регулирования совместных действий для исключения хаотичности и стихийности в экспертизе и оценки качества образования. Эти задачи решались в детском саду комплексно и целенаправленно в процессе организационного управления мониторингом качества образования.
В то же время процедуры по управлению качеством всегда предполагают процесс взаимодействия сотрудников по достижению качества запрограммированного результата, поэтому необходимым шагом в детском саду стало делегирование полномочий по управлению качеством образования субъектам управляющей подсистемы ДОУ.
Управляющая подсистема, по определению М.М.Поташника, представляет собой «совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций».
В нашем дошкольном учреждении управляющая подсистема представлена коллективным субъектом – помимо заведующего это: заместители по воспитательно-методической и административно – хозяйственной работе, педагог – психолог, специалист по кадрам, старшая медсестра (по согласованию), главный бухгалтер. Все они помогают руководителю в управлении ДОУ; осуществляют опосредованное руководство в соответствии с заданными целями, программой развития учреждения и ожидаемыми результатами.
Новое понимание миссии управления в повышении качества образования требует переосмысления предназначения управляющей подсистемы в ДОУ и рассмотрения её как аппарата управления качеством.
В литературе для обозначения управляющей подсистемы используются разные названия: «администрация», «управленческий аппарат», «административное звено», «группа по управлению» и др. По существу, это группа сотрудников – руководителей, связанных формальными отношениями в процессе выполнения ими своих должностных обязанностей. Как правило, управленцы ДОУ выполняют распоряжения заведующего, оставаясь оперативными исполнителями.
В связи с этим перед нами стала задача формирования сплочённой, эффективно действующей управленческой команды, члены которой смогут взять на себя часть полномочий по управлению качеством образования. Для решения данной задачи в ДОУ была создана служба МКО (мониторинга качества образования), объединяющая управленцев дошкольного учреждения. Служба взяла на себя функции организации работ по проектированию и реализации программы МКО, управлению мониторинговыми процедурами. Совместное объединение усилий управленцев по отслеживанию и оценке качества образования в ДОУ явилась началом формирования сплочённой управленческой команды.
Управленческая команда в МБДОУ № 64 – это группа специалистов, связанных единством понимания перспективы развития системы ДОУ и методов её достижения, проводящих в коллективе единую согласованную политику по достижению поставленных целей. Другими словами – это эффективно действующая группа управленцев, сплотившихся вокруг своего лидера на профессиональной и личностной основе. Главным отличительным признаком «команды» мы считаем способность её членов к совместным действиям, направленным на достижение коллективно программируемых результатов. Иначе говоря, это совместная деятельность членов управленческой команды по организации мониторинга качества образования в ДОУ, консолидации усилий специалистов для решения задач, направленных на повышение качества образования, объединения усилия управленцев по отслеживанию и оценке качества образования, выработки перспективы развития дошкольного учреждения. Также управленческая команда вырабатывает единые подходы по качественной и количественной оценке результатов деятельности ДОУ.
В теории и практике современного менеджмента формирование команд в организации рассматривается как одно из приоритетных направлений в деятельности руководителя, а понятие «лидерство» и «команда» определены основными понятиями стратегического менеджмента.
Командный менеджмент в системе нашего ДОУ способствует:
- более успешной работе ДОУ, так как функционирование и развитие зависит от обмена информацией и от способности людей совместно решать проблемы;
- быстрой адаптации системы ДОУ к изменениям во внешней среде и повышению качества образовательных услуг;
- повышению эффективности управления на основе умения заведующего работать не с отдельными личностями, а с группой подчинённых (командой);
- модернизации организационной структуры управления ДОУ;
Командная деятельность по управлению мониторинговыми процедурами, направленными на изучение качества образовательного процесса, даёт возможность всем членам службы МКО оценить качество образования в дошкольном учреждении со своей точки зрения, сделать экспертизу качества собственной деятельности и деятельности подчинённых, наметить «точки роста». Использование полученных мониторинговых данных для рефлексии и коррекции деятельности способствует профессиональному развитию субъектов службы МКО, каждого члена коллектива образовательного учреждения, что находит своё отражение в повышении эффективности управления в ДОУ и качества услуг, предоставляемых дошкольным учреждением населению.
Свою деятельность по формированию управленческой команды мы начали с разработки Положения о службе МКО и приказа об её составе на очередной учебный год. Положение определяет задачи, направление и содержание деятельности службы, права и обязанности членов команды по отслеживанию качества образования в ДОУ, формы документирования мониторингового процесса, отчётов и сроки их предоставления. Положение о службе МКО утверждено Советом педагогов дошкольного учреждения.
Условия формирования управленческой команды в ДОУ:
- чёткое видение стратегических путей повышения качества образования, развития ДОУ;
- единство целей и ценностных ориентаций участников управленческой команды;
- гуманистические и демократические приоритеты, как во взаимопонимании команды, так и в осмыслении ими сущности процесса МКО, в котором велика роль самоанализа, самооценки, самоактуализации, самоуправления;
- коллективный поиск оптимального пути и решений проблемы информационного обеспечения управления качеством образования;
- оптимальное распределение функций, прав и полномочий в мониторинговых процедурах;
- определяющая роль руководителя, его уважение к членам команды, максимальное делегирование полномочий, обязанностей, организация устойчивых коммуникаций, чёткие координационные связи;
- высокий уровень компетентности и квалиметрической культуры членов команды.
По мнению большинства исследователей, размер команды, обеспечивающий эффективную работу, должен составлять от пяти до девяти человек. В нашем дошкольном учреждении обеспечивают деятельность службы МКО пять членов управленческой команды:
- заведующий ДОУ – общее руководство МКО и социологический мониторинг: сбор информации для формирования социального заказа системе ДОУ и его выполнение (сбор информации о заказчиках: родителях, школе, их потребностях и удовлетворённости в услугах ДОУ); мониторинг кадрового обеспечения и др.;
- заместитель заведующего во воспитательно – методической работе – педагогический мониторинг (отслеживание соответствия состояния и результатов образовательного процесса в дошкольном учреждении государственным стандартам: качество реализуемой программы воспитания и обучения детей и её выполнение; взаимоотношение взрослых и детей; предметно – развивающая среда; другие показатели образовательного процесса в ДОУ: уровень развития детей в разных видах деятельности в соответствии с установленной «зоной ближайшего развития» каждого ребёнка, готовность его к обучению в школе и др.);
- заместитель заведующего по административно – хозяйственной работе (мониторинг материально – технического обеспечения образовательного процесса);
- старшая медсестра – медико – валеологический мониторинг (отслеживание состояния, положительных и отрицательных тенденций здоровья воспитанников: заболеваемость, физическое развитие, состояние основных функциональных систем и др.; выявление факторов отрицательно влияющих на самочувствие и здоровье детей и др.);
- педагог – психолог – социально – психологический мониторинг (система информационного сопровождения образовательного процесса, основанная на изучении когнитивной сферы и личностного развития ребёнка; слежение за системой коллективно – групповых и личностных отношений детского и взрослого сообщества в ДОУ).
Кроме рассмотренных выше видов мониторинга в системе МКО имеют место и другие, функционирующие постоянно или прекращающие своё существование после решения текущих задач в дошкольном учреждении или в какой-то возрастной группе. В связи с этим численность команды МКО может меняться в зависимости от специфики миссии ДОУ, целей его развития и функционирования, других факторов. Например, иногда представляется целесообразным наделение управленческими функциями и введение в службу МКО учителя – логопеда, воспитателя по ИЗО, инструктора по ФИЗО, музыкального руководителя, специалиста по кадрам и других педагогов ДОУ. Это позволяет модернизировать структуру управления, сделать её более демократичной.
Основными показателями эффективности работы управленческой команды являются количество и качество результатов командного труда, их соответствие заранее установленным целям. Если ключевое слово для командной деятельности – согласованность, то продуктом её работы выступает фиксированный результат. Для службы МКО, объединяющей усилия управленцев дошкольного учреждения, результативностью её командной деятельности будет хорошо отлаженная система информационного обеспечения управления качеством образования ДОУ, а также личностная удовлетворённость членов команды совместным трудом на благо детей, посещающих ДОУ.
ПОЛОЖЕНИЕ
о Службе мониторинга качества образования (служба
МКО)
1. Общие положения
1.1. Служба МКО – общественный, профессиональный орган (управленческая команда) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 64 «Пингвинёнок» (в дальнейшем ДОУ).
1.2. Настоящее Положение базируется на основе Закона РФ «Об образовании», Устава и локальных актов ДОУ, регулирует деятельность по мониторингу качества образования.
1.3. Основным источником для проведения мониторинга качества образования является созданная в ДОУ система информационного обеспечения, направленная на сбор и анализ информации, поданной своевременно, в полном объёме, с анализом, качественной и количественной оценкой достигнутых результатов на основе поставленных целей и критериев, заданных мониторингом качества образования на уровне города, ДОУ.
1.4. В состав службы мониторинга качества образования (МКО) входят: заведующая, её заместители, руководители структурных подразделений и педагоги – специалисты, председатель профкома.
1.5. Служба МКО (управленческая команда) – это группа специалистов, связанных единым пониманием перспективы развития системы ДОУ и методов её достижения, проводящих в коллективе единую согласованную политику по достижению поставленных целей, обеспечивает объективную оценку эффективности и качества образовательной деятельности в МБДОУ № 64.
1.6. Совместная деятельность по организации мониторинга качества образования в ДОУ.
2. Цели и задачи Службы МКО
2.1. Цели Службы МКО как командного менеджмента в системе МБДОУ № 64:
- обеспечить мониторинг качества образования в ДОУ, объективную оценку результатов образовательной деятельности с учётом её новейших тенденций и принятых критериев;
- выработать единые подходы в критериях, инструментарии, количественной и качественной оценке качества образования в МБДОУ.
Задачи Службы МКО:
- командная деятельность по управлению мониторинговыми процедурами, направленными на изучение качества образовательного процесса;
- экспертиза и оценка качества образования, определение «точек роста», перспектив развития;
- использование полученных данных для рефлексии и коррекции деятельности;
- повышение эффективности управления в ДОУ и качества услуг, предоставляемых дошкольным учреждением населению;
- выработка единых критериев, инструментария, качественной и количественной оценки образовательной деятельности в ДОУ, высокого уровня компетентности и квалиметрической культуры участников образовательного процесса;
Способствовать:
- более успешной работе ДОУ, чьё функционирование и развитие зависит от обмена информацией и от способности людей совместно решать проблемы;
- быстрой адаптации системы ДОУ к изменениям во внешней среде и повышению качества образовательных услуг;
- повышению эффективности управления на основе умения руководителя ДОУ работать не с отдельными личностями, а с группой подчинённых;
- модернизации организационной структуры управления ДОУ: осуществлению перехода от функционально – линейной организационной структуры к структуре матричной;
- профессиональному росту каждого члена коллектива ДОУ;
3. Принципы Службы МКО:
- научность;
- систематичность;
- чёткое видение стратегических путей повышения качества образования;
- единство целей и ценностных ориентаций участников управленческой команды;
- гуманистические и демократические приоритеты;
- коллективный поиск оптимального пути решения проблем;
- высокий уровень компетентности и квалиметрической культуры членов команды;
- оптимальное распределение функций, прав и полномочий в мониторинговых процедурах;
- определяющая роль руководителя, его уважение к членам команды, максимальное делегирование полномочий, организация устойчивых коммуникаций, чёткие координационные связи.
4. Обязанности и функции Службы МКО
Служба МКО осуществляет мониторинг качества образования по шести блокам: «Менеджмент и качество управления», «Качество учебного плана, образовательной программы», «Достижения воспитанников. Здоровье и здоровый образ жизни.»,
«Эффективность работы педагогического коллектива как единой команды, компетентность педагогов», «Культура образовательного учреждения, психологический климат», «Образовательные ресурсы ДОУ».
Проводит измерения, диагностику и анализ основных направлений деятельности ДОУ, оценку уровня развития его воспитанников как показателя выполнения годового плана работы и образовательной программы.
Проводит экспертизу образовательных программ и инновационных технологий с анализом ресурсного обеспечения, изучением профессиограмм воспитателей по освоению программ, подготовкой планов и рекомендаций по их внедрению, составлением экспертного заключения, а также участия в подготовке и проведении педагогических советов, организация педагогических рингов, мастер – классов, обзор новинок методической литературы.
Контролирует внедряемые программы и технологии, в том числе инновационные.
Даёт оценку работы ДОУ на основе оценок качества работы команды управления, качества учебного плана, образовательной среды и процесса обучения, достижений воспитанников, квалификации педагогов, сплочённости воспитателей, педагогов – предметников, психологического климата в ДОУ, его интеллектуальных и материальных ресурсов.
5. Права Службы МКО
Члены Службы МКО имеют право:
- самостоятельно изучать и анализировать деятельность ДОУ;
- выступать на заседаниях с анализом проблем и выявленных недостатков;
- давать рекомендации по применению системы оценок при качественной и количественной характеристике состояния образовательного процесса;
- разрабатывать документацию в удобной форме;
- проводить измерения, диагностику и анализ основных направлений деятельности;
- вырабатывать единые критерии, инструментарий оценки качества образовательного процесса в ДОУ.