Цели и задачи урока:
- Познакомить детей с согласными звуками [д], [д`], буквами Д, д.
- Вырабатывать навыки осознанного чтения.
- Формировать орфографическую зоркость в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.
- Способствовать развитию фонематического слуха учащихся.
- Способствовать обогащению словарного запаса учащихся.
- Развивать логическое мышление, непроизвольное внимание детей.
- Способствовать воспитанию культуры общения.
- Способствовать воспитанию чувства уважения к старшим.
Оборудование:
- Лента букв.
- Карточка с изображением печатных букв Д, д.
- Схемы-человечки звуков Д и Т.
- Загадки.
- Сигнальные карточки синего и зеленого цвета.
- Сигнальные карточки с буквами Д, Т.
- Ребусы.
- Звукозапись песни “Облака” (слова Козлова С., музыка Шаинского В.).
- Букварь. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева , Москва, Баллас, 2008 г.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте ребята. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
2. Актуализация знаний учащихся.
2.1 Повторение изученного материала.
– С какой буквой мы познакомились с вами на прошлом уроке? (С буквой А.)
– Какой звук обозначает эта буква?
– Расскажите, что вы знаете про звук [а]. (Он гласный, бывает ударный и
безударный.)
– Какие слова надо писать с заглавной буквы А? (Имена собственные,
географические названия, начало предложения).
2.2 Проверка домашнего задания.
Учащиеся читают стихотворение Алана Милна “Почему мне нравится слон”.
– Почему же герою стихотворения больше всего нравится слон? (Он вежливый,
воспитанный.)
– А вам понравился герой произведения? Почему?
– Каждый воспитанный человек знает слова вежливости. А какие слова вежливости
знаете вы?
– Послушайте стихотворение Виктора Кудлачева про вежливые слова:
Слова “До свиданья!”,
“Спасибо!”, “Простите!”,
“Пожалуйста!”, “Здравствуйте!”
Щедро дарите.
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.
Слова эти очень
И очень важны,
Они человеку
Как воздух нужны.
Без них невозможно
На свете прожить.
Слова эти нужно
С улыбкой дарить.
– Почему эти слова надо дарить с улыбкой? (Чтобы люди поверили в искренность ваших слов.)
3. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с новыми звуками и новой буквой.
Игра “Наоборот”.
– Я буду называть слова, а вы говорите слова, противоположные по значению
(антонимы): нет – (да), злой – (добрый), короткий – (длинный), близкий –
(далекий), враг – (друг), ночь – (день).
– Я еще раз повторю слова, которые вы называли. А вы подумайте, что в них
общего, и определите, какова тема нашего урока. Что мы будем изучать сегодня на
уроке?
4. Выделение звуков. Знакомство с буквами Д, д.
4.1 Работа с рисунком в букваре на стр. 16
– Рассмотрите рисунок. Назовите предметы, начинающиеся со звуков [д] или [д`] (дуб, дом, дятел, дупло, дым, дед, дверь, дорого, дерево).
4.2 Слого-звуковой анализ слова.
– Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звуки.
(Дети работают в тетрадях по печатанию.)
– Произнесите слово дом. Сколько звуков в этом слове?
– Запишите каждый звук точкой.
– Сколько гласных звуков? Какой по счету гласный звук? Выделите его красным
цветом.
– Разделите слово на слоги (Нельзя, один слог.) Как определили?
– Куда падает ударение? Будем ли обозначать ударение? (Нет, так как один
гласный звук.).
– Как называются остальные звуки? (Согласные.)
– Медленно произнесите слово и обозначьте твердость и мягкость согласных звуков.
– Аналогично производится слого-звуковой анализ слова дятел.
– Произнесите первые звуки в словах дом и дятел.
– Эти звуки гласные или согласные? Как вы определили? (Воздух встречает
преграду.)
– А теперь определим, звонкие или глухие эти звуки. Положите пальцы на горло,
произнесите звук [д], звук [д`]. Что вы чувствуете? (Дрожание в горле.)
Значит, эти звуки звонкие или глухие? (Звонкие.)
4.3 Знакомство с печатными буквами Д, д.
На доске карточка с изображением печатных букв Д, д.
– На что похожа буква Д? (Ответы детей.)
Д-с высокой крышей дом.
В этом доме мы живем.
(В. Ковшиков)Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
(В. Степанов)
Учитель показывает образец написания печатных букв Д, д на доске. Учащиеся пишут печатные буквы в тетрадях.
4.4 Работа со схемой-человечком в букваре, стр. 16.
– Итак, мы познакомились с буквой Д. Какие звуки обозначает буква Д? Дайте характеристику этим звукам. Раскрасьте схему-человечка. Образец схемы-человечка вывешивается на доску.
Физкультминутка.
4.5 Игра “Твердый-мягкий”.
– Послушайте стихотворение.
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил как долотом.
День долбил, два долбил –
Дырку в дубе он пробил.
– Зачем дятел долбил дерево?
– Что такое долото? (Плотничий инструмент для долбления.)
– Положите перед собой синюю и зеленую карточки.
– Я еще раз прочитаю стихотворение, а вы поднимите синюю карточку, если услышите
звук [д], или зеленую, если услышите звук [д`].
4.6 Парные согласные Д и Т.
– Посмотрите на ленту букв. Буква Д находится в группе согласных, на верхней
строке, где расположены звонкие согласные.
– Произнесите звуки [д] и [д`] громко, а теперь тихо, без голоса.
– Что произошло со звуками? (Оглушились в звуки [т], [т`].)
– А в каком месте в слове может произойти оглушение звука. Почему? (В конце
слова, так как стоит в слабой позиции.)
4.7 Звуковое письмо.
Учащиеся работают в тетради по печатанию.
– Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру “Доскажи словечко”.
– Я буду говорить предложение, а вы должны его закончить. Слова-отгадки будете
записывать точками (каждая точка обозначает звук и ставится в одной клетке).
Куда ведет подземный ход,
Об этом знает только ... (крот).Кто молод, тому не страшен ни жар, ни …(холод).
Грянул гром, веселый гром.
Засверкало все кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны.
Брызги света всюду льют,
Это праздничный …(салют).Он в пустыне нам поможет.
Много дней не пить он может.
Если нет вкуснее блюд,
Ест колючки. Он – … (верблюд).
Перед записью слова дети четко и медленно его проговаривают. Проверка написания проводится после каждой отгадки.
– Сколько звуков в слове? (Дети дают ответ, учитель ставит на доске
необходимое количество точек.)
– Послушайте еще раз слова-отгадки: крот, холод, салют, верблюд.
– Какие звуки слышите на конце слов? (Звук [т].)
– Можем ли мы доверять этому звуку на конце слова? Почему? (Нет, так как звук
стоит в слабой позиции. Это место опасное.)
– У нас есть выбор: написать букву Д или Т. Как узнать, какую парную согласную
надо написать на конце слова? Для этого надо подобрать проверочное слово так,
чтобы после согласной стояла гласная.
– Положите перед собой карточки с буквами Д, Т.
– Я буду произносить слова-отгадки, а вы должны подобрать проверочное слово и
показать букву, которую напишите на конце слова. (Дети показывают карточки и
называют проверочные слова.)
4.8 Азбука. Работа с учебником, стр. 16.
– Прочитайте слоги по строчкам.
– Прочитайте слоги с мягким согласным.
4.9 Скороговорка.
Учитель говорит скороговорку. Дети повторяют ее несколько раз с последующим ускорением.
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
4.10 Чтение столбиков слов, стр. 16.
– Прочитайте вслух первый столбик со словами. Учитель объясняет значение
непонятных для учащихся слов. Дума – мысль, рассуждение. Душа – духовные
качества человека, внутренние чувства, совесть, честность, порядочность,
доброта. (Душа болит, добрая душа.)
– Прочитайте слова, где все согласные звонкие. (Дама, дума.)
– Прочитайте слова, где есть опасное место. (Дышит.) Подчеркните
орфограмму.
– Прочитайте второй столбик со словами.
– На какие две группы можно разбить эти слова? По какому признаку?
(Родственные слова: дом и домик; дол и долина.)
– Выделите корень в словах.
– Долина и дол – удлиненная впадина вдоль реки, среди гор.
– Прочитайте слова третьего столбика. Прочитайте сначала слова с корнем дым,
затем – с корнем дыр.
– Выделите корень. Как называются такие слова? (Родственные.)
– Прочитайте слова четвертого столбика с радостью, восторгом.
– Что интересного заметили в этих словах? (Они родственные, корень дар.)
– Прочитайте пятый столбик со словами.
– Чем по значению отличаются слова ладони, ладошки? (Ладошки – маленькие
ладони.)
– Что такое ладушки? (Игра ладошками.)
– Покажите, как вы играете в нее.
– Почему игра получила такое название?
– Что такое оладушки? (Маленькие блинчики.) Почему так назвали блинчики?
– Какой корень в этих словах? (Корень лад.)
Физкультминутка.
4.11 Чтение текста, стр. 16.
– Рассмотрите картинки. Прочтите предложения.
– Это текст? (Да, предложения связаны по смыслу.)
– Подумайте, про что говорилось в этом тексте.
– Дайте заголовок тексту.
– Прочитайте выделенные слова.
– Как они называются? (Предлоги.)
– Как пишутся предлоги со словами?
– Подчеркните пробел между предлогом и словом.
4.12 Ребусы.
– Отгадайте имя деда: (рисунок дыма, буква Ы зачеркнута, И,
3 (три), Й – Дмитрий).
– Сколько ему лет? (9, ТЬ исправлено на НО, 100 –Девяносто.)
– Чем он топит печку? (ДРО в А – Дрова.)
– Отгадайте ребус: ДЕРЕ в О (Дерево.)
4.13 Чтение текста Б. Хмельницкого “Дымок”, стр. 17.
– Рассмотрите картинку. Что вы видите?
– Прочитайте заглавие.
– Прочитайте на доске ключевые слова:
Дымок, труба, все-все увидеть, растаял.
Прогнозирование детьми содержания текста.
Чтение текста по предложениям с комментированием.
1-е предложение. – Представьте, какой был дымок. (Автор пишет, что белый. Дымок – значит маленький, возможно, только что родился. Белый, маленький, симпатичный.)
2-е предложение. – Автор оживил его. Заметили ли вы это? (осмотревшись, быстро помчался.)
3-е предложение. – Какой вопрос зададим тексту? Почему его стала учить труба? (Мудрая, давно живет на крыше дома.)
4-е предложение. – Каким был дымок? (Любознательным.)
– А как в тексте об этом узнаем? (Некогда, все хочу увидеть.)
5-е предложение. – Почему труба сомневается в том, что ему удастся сразу увидеть весь мир? (Мир велик, а дымок маленький, неопытный.)
6-е предложение. – Каким образом дымок ответил трубе? (Выпалил – сказал быстро, громко.)
7-е предложение. – Обратите внимание на многоточие. Здесь должна быть длинная пауза.
– О чем хотела предупредить его труба? Почему не предупредила?
8-е предложение. – Что подразумевала труба под словом горячий? (Вспыльчивый, легко возбуждающийся.)
– А как вы думаете, что за послушные дети плыли по небу? Куда они могут
плыть? Мог бы с ними быть наш дымок?
– Чему учит текст?
– За какие важные мысли можно тексту сказать “Спасибо!”? (Надо прислушиваться
к мнению старших, более опытных и мудрых.)
– Ребята, а кто из вас наблюдал за облаками?
– О чем вы мечтали, когда смотрели на облака?
Музыкальная минутка (песня “Облака”).
5. Итог урока
– Что нового узнали на уроке?
– Дайте характеристику звукам [д], [д`].
– Что интересного было на уроке?
– Что вам больше всего понравилось?