Цели урока:
Образовательные:
- выяснить свойства постоянных магнитов и магнитных полей;
- формировать умение применять полученные знания для решения задач и
- выполнения практических заданий;
- расширить кругозор учащихся в области магнитных явлений.
Развивающие:
- способствовать овладению методами научного исследования;
- развивать познавательный интерес к окружающим явлениям.
Воспитательные: Воспитание коллективизма, взаимовыручки, умения работать в группах.
Оборудование: постоянные магниты, магнитные стрелки на подставке, железные опилки, листы картона на каждом столе.
Эпиграф к уроку.
Д. Хавеши.Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые.
Ход урока
1. Организация урока.
2. Вступительное слово учителя.
Каждый день мы получаем множество новых фактов, знаний и умений. Наша задача, связать эти знания воедино, выделить свойства и закономерности. Сегодня мы будем говорить о постоянных магнитах и их свойствах, о магнитном поле.
Знаете, что сказал вам Уильям Гильберт?
“ Я препоручаю эти основания науки о магните … только вам, истинные философы, ищущие знания не только в книгах, но и в самих вещах”.
Ребята подготовили нам сообщения, рассмотрев вопросы, связанные с историей изучения постоянных магнитов.
3. Сообщения учащихся.
Сообщение № 1.
История магнита насчитывает свыше 2,5 тыс. лет. Ещё в 7 веке до н.э. китайцы обнаружили природные минералы, способные притягивать к себе небольшие железные предметы. Древнегреческий драматург Евприд (5в до н.э.) описал свойства этого природного минерала и назвал его магнитом , что означало камень из Магнесии – местечка на Ближнем Востоке, где были найдены залежи этого минерала. Теперь мы знаем, что природные магниты представляют собой куски магнитного железняка (магнетика), хрупкого чёрного минерала.
Сообщение № 2. Изучение свойств магнита.
Действие магнита впервые описывается в поэме Лукреция Кара (около 99–55г.г до н.э.) “О природе вещей”. Лукреций Кар полагал , что из магнита вытекают потоки мельчайших частиц, в результате чего вокруг магнита образуются пустоты, куда и устремляется железо.
В 1279 году вышло сочинение Петра Перегрина “О магните, где приводилось много фактов, связанных с магнетизмом. Он впервые ввёл обозначение полюсов (северного и южного), описал взаимодействие (притяжение и отталкивание), указал на невозможность отделения полюсов, на потерю магнетизма при нагревании, установил факты намагничивания железа на расстоянии.
В 1600 году вышла в свет книга английского учёного Гильберта “О магните, магнитных телах и большом магните – Земле”, в ней автор описал уже известные свойства магнита, а так же собственные открытия. Гильберт предполагал, что Земля представляет собой большой магнит. Оказалось, что магнитные полюса Земли не совпадают с её географическими полюсами, более того, северный полюс земного магнита находится в Южном, а южный полюс – в Северном полушарии.
Сообщение № 3.
Впервые теорию магнетизма разработал французский физик Андре Мари Ампер .Согласно его теории намагниченность железа объясняется существованием электрических токов, которые циркулируют внутри вещества. Свои первые сообщения о результатах опытов Ампер сделал на заседании Парижской академии наук осенью 1820 года. Понятие “ магнитное поле” в физику ввёл английский физик Майкл Фарадей. Магниты взаимодействуют посредством магнитного поля, он же ввёл понятие магнитных силовых линий
Учитель. Вы хорошо поработали с научной литературой. Подведём итоги. Ответьте на вопросы.
- Где и когда люди узнали о постоянных магнитах?
- Для каких целей стали применять магниты?
- Сколько полюсов у магнита?
4. Проведём исследовательскую работу.
Нам необходимо выяснить свойства постоянных магнитов.
На столах находятся приборы, которые вам необходимы для работы и задания.
Задание № 1. Изучение природных магнитов.
Цель: наблюдать действие магнита на разные материалы.
Оборудование: Магнит, Бруски из алюминия, железа, меди, пластмассы, бумага,
стекло.
Сделать вывод в тетради.
Задание № 2. Исследование полюсов постоянного магнита.
Цель: опытным путём определить полюсы постоянного магнита (места, где
магнитное действие самое сильное).
Оборудование: постоянные магниты, Компас, железные кнопки, магнитная стрелка на
подставке.
Вывод написать в тетради.
Задание № 3. Наблюдение картины магнитных полей постоянного магнита.
Цель: получить картину магнитных полей постоянного магнита.
Оборудование: постоянные магниты, лист картона, железные опилки.
Рекомендации: На постоянный магнит положить сверху лист картона, насыпать на
него мелкие железные опилки и лёгким постукиванием получить картину магнитного
поля магнита, двух магнитов. Зарисовать картину в тетради.
Задание № 4. Условия, при которых магнитные свойства пропадают.
Цель: выяснить условия, при которых магнитные свойства пропадают .
Оборудование: намагниченный гвоздь, сухой спирт, подставка для горения спирта,
мелкие кнопки, молоток.
Рекомендации: Намагниченный гвоздь внести в пламя и подождать, пока он
нагреется. Поднести гвоздь к мелким кнопкам. Намагниченный гвоздь ударить
молотком и поднести его к кнопкам.
Сделать вывод.
Учитель. Подведём итоги исследовательской деятельности.
Изучаем мы магниты и магнитные поля.
Эта тема интересна и, конечно же, важна
Притянул магнит булавку и иголки все собрал
Без фломастера и ручки своё поле показал.
Компас полюса укажет, север, юг определит
Никому с прямого курса отклоняться не велит.
И удар, и нагреванье изменяют свойства так,
Что магнит по назначенью применять нельзя никак.
Все вопросы эти надо обсуждать и понимать,
Чтоб на практике спокойно можно было применять.
Учащиеся докладывают результаты своей работы. Из проделанной работы делаем вывод:
- Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются постоянными магнитами.
- В природе встречаются постоянные (магнитный железняк) и искусственные магниты (сплавы железа, никеля, кобальта, пластмасс ).
- Те места магнита, где обнаруживаются наиболее сильные магнитные действия, называют полюсами магнита.
- Разноимённые магнитные полюса притягиваются, одноимённые отталкиваются.5
- Вокруг магнита существует магнитное поле, которое можно обнаружить по действию на магнитную стрелку или железные опилки.
- Магнитное поле изображается с помощью магнитных линий, которые выходят из северного полюса магнита и входят в южный полюс.
- Магнитные пинии не пересекаются.
5. Применение постоянных магнитов.
Сейчас трудно представить нашу жизнь без постоянных магнитов: они в телефонной трубке, магнитофоне, электроизмерительных приборах. Учёные полагают, что у мигрирующих животных – рыб, птиц имеется природный “компас”.
Проверим наши знания с помощью вопросов на слайдах.
Приложение № 1 Презентация.
Домашнее задание. “Физика 8” §59 Задание№10(1). Подготовить сообщения о применении постоянных магнитов. Послушайте рассказ о магните. Я надеюсь, что на следующем уроке вы сможете представить свою творческую работу.
Магнит.
11На балконе негде было укрыться от холода, и гвозди не зря потянулись к Магниту. Он помог им держаться вместе, он объяснил, что только сообща можно защититься от мороза, он научил их многим полезным вещам, о которых гвозди никогда не забудут. И не случайно именно его послали гвозди своим представителем в комнату.
Теперь, когда в его распоряжении оказалась печь, Магнит не мог вести себя, как прежде, беспечно. Он подыскал местечко потеплее, чтобы навсегда избавить от холода, и только после этого приступил к делу. Дело оказалось не из простых. От тепла, к которому Магнит не привык, всё время хотелось спать, и приходилось неусыпно бороться со сном – разве это легкое дело?
1– Эх, суета! – вздыхал Магнит, – всё суета. Даже с гвоздями встретится – ну
просто нет физической возможности! Да, физической возможности встретиться с
гвоздями у Магнита теперь уже не было. Его пригрели, и он потерял интерес к
старым друзьям, точнее говоря,
размагнитился. Что поделаешь? В физике это дело обычное, житейское.
Литература.
- Л.В.Тарасов. Физика в природе. – М. :Просвещение, 1988.
- А. В. Пёрышкин. Физика-8. – Дрофа,: 2010.
- Г.Н.Петров. Газета “Физика” № 15, 2002.
- М.М.Балашов. О природе. – М.: Просвещение, 1991.
- Б.И. Спасский. Физика в её развитии. М . Просвещение, 1979.