Коллективное творческое дело по биологии "Биологический калейдоскоп"

Разделы: Внеклассная работа


Коллективное творческое дело может проводиться в рамках “Недели биологии” или как самостоятельное внеклассное мероприятие. Данная форма проведения внеклассного мероприятия позволяет выполнять следующие функции:

Воспитательные:

  • умения учащихся работать в разновозрастном микроколлективе с целью достижения главного результата;
  • воспитание у учащихся толерантного отношения друг к другу, чувства коллективизма и взаимопомощи;
  • патриотическое воспитание через работу с информацией краеведческой направленности.

Учебные:

  • формирование познавательной активности, привитие интереса у учащихся к изучаемому предмету.

Развивающие:

  • развитие творческого потенциала, находчивости и смекалки.

Стоит отметить, что данная форма внеклассного мероприятия требует интенсивной подготовки учителя и минимальной – самих участников, а поэтому на подготовительном этапе использую сформировавшиеся компетенции учащихся старших классов.

Команды: сборные – по 4 человека. Всего – четыре команды. Участники команд определяются случайно, когда каждый участник каждого класса выбирает силуэт одного из четырёх бумажного листочка любого дерева определённого цвета: жёлтого, красного, зелёного, белого. В одну команду попадают участники с одним цветом бумажного листочка.

Жюри: старшеклассники, каждый из которых вносит сведения о результатах выполнения командой задания и прохождения этапов и заносит сведения на переносной доске мелом. Таким образом, всем участникам КТД видна динамика изменения количества баллов каждой команды.

Место проведения: игровая комната. Стол и стулья оформлены отдельными секторами для каждой команды. На стенах комнаты развешаны по периметру таблички с изображением крупных цифр: 1, 2, 3, 4. Станции оформлены секторами в различных рекреациях школы.

Оборудование:

– эмблемы – силуэты листьев дерева;
– индивидуальные маршрутные листы для каждой команды;
– таблички с названием станций;
– задания на станциях;
– листы учёта баллов для жюри;
– фишки для болельщиков;
– скакалка – 1 шт.
– музыкальное сопровождение: Диск DVD Караоке. Лучшие песни для детей. 90 песен. Изготовлен ООО “Сигма”, компьютер или телевизор и DVD-плейер, микрофон, мультипроектор.

Конкурс № 1. Название команды.

По цвету листочка дерева необходимо определить время года, что и будет являться названием команды: жёлтый – “Осень”, красный – “Лето”, зелёный – “Весна”, белый – “Зима”.

Конкурс № 2. Динамическая разминка или я называю “Живой тест”.

Участвуют все члены команды, всего – 16 человек. Ведущим читается вопрос и четыре варианта ответа на него. За то время, пока звучит музыка, каждый участник, независимо от мнения команды, должен занять место под цифрой с правильным ответом. По количеству поднятых рук каждой команды подсчитывается количество баллов.

  1. Остров, откуда нам везут цейлонский чай:
    1) Мадагаскар, 2) Гренландия, 3) Сахалин, 4) Шри-Ланка.
  2. Люди веками верили, что крик этой птицы, способен разогнать любую нечисть:
    1) гусь, 2) петух, 3) утка, 4) индюк.
  3. Самые долгожители на планете, живут до 150 лет:
    1) лебедь-кликун, 2) синий кит, 3) слоновая черепаха, 4) нильский крокодил.
  4. Перелётная птица Амурской области, занесённая в Красную книгу России, название которой можно найти в цитрусе:
    1) утка-мандаринка, 2) чёрный аист, 3) японский журавль, 4) большая синица.
  5. Самое сильное животное на планете:
    1) синий кит, 2) слон, 3) муравей, 4) тигр.
  6. В древнем Риме это африканское животное называли “гиппотигром” или “лошадь-тигр:
    1) леопард, 2) зебра, 3) жираф. 4) гепард.
  7. Японские острова находятся в активной зоне, подверженной землетрясениям. Какое животное, предупреждающее об опасности, предпочитают держать в своих домах японцы:
    1) кошек. 2) морских свинок, 3) змей, 4) аквариумных рыбок.
  8. На стебле брюссельской капусты расположены листья, в пазухах которых образуются маленькие кочанчики. На пяти её стеблях – 450 кочанчиков. Сколько их на одном стебле:
    1) 90, 2) 50, 3) 65, 4) 45.

Конкурс № 3. “Путешествие” по станциям.

Перед этим конкурсом каждая команда получает записку-подсказку точного пункта отправления, выполненной в детективном жанре:

  1. “Там всегда говорят: “Приятного аппетита…” (столовая).
  2. “Там на перемене можно отдохнуть, поиграть, посмотреть мультики…” (игровая комната).
  3. “Там “хранилище” оценок по предметам…” (учительская).
  4. “Неисчерпаемый кладезь знаний…” (библиотека).

На точке пункта отправления команда находит записку с названием станции, от которой должны двигаться. Каждая команда получает свой маршрутный лист, по которому все её участники движутся по станциям, преодолевая на них “препятствия” и получая задания на каждой станции. Каждая станция отмечена красочными плакатами, на которых имеются рисунки и название (заранее выполненные ребятами). На каждой станции находится старшеклассник (член жюри), получивший предварительную консультацию, ведёт учёт баллов в маршрутном листе каждой команды и раздаёт задания. Маршрут “путешествия” по станциям у каждой команды индивидуальный и составлен с таким учётом, чтобы не было присутствия нескольких команд одновременно на одной станции. Указателем движения от станции к станции являются подсказки названия станции, выполненные также в детективном жанре:

  1. “Болото” – Любимое “жилище” кикимор, лягушек, комаров…
  2. “Сказочная” – Там чудеса, там леший бродит…
  3. “Спортивная” – Ловкие и быстрые…
  4. “Загадки с грядки” – Живые витамины…

Маршрутный лист команды:________________ (образец одной команды)

Пункт отправки: “Там всегда говорят: “Приятного аппетита…” (запись в найденном листочке должна соответствовать записи в полученной записке, что соответствует верному маршруту команды).

Станция  № 1 – Подсказка: “Любимое жилище” кикимор, лягушек, комаров…

Максимальное количество баллов – 20.

Участники Кочка 1 Кочка 2 Кочка 3 Кочка 4 Кочка 5
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
  Итоговое кол-во баллов:

Получаем задание и двигаемся дальше.

Станция № 2: подсказка – “Живые витамины…” Максимальное количество баллов – 4.

Участники № 1 № 2 № 3 № 4
  Итоговое кол-во баллов:

не забудьте получить задание и дальше.

Станция № 3: подсказка – “ Ловкие и быстрые…” Максимальное количество баллов – 4.

Участники № 1 № 2 № 3 №4
  Итоговое кол-во баллов:

Крепитесь! Осталось немного, получаем задание и вперёд на станцию.

Станция № 4: подсказка – “Там чудеса, там леший бродит…” Максимальное количество баллов – 4.

Участники №1 №2 №3 №4
  Итоговое кол-во баллов:

Получили задание и бегом к финишу –

Игровая комната: отдаём маршрутные листы жюри и готовим полученные на станциях задания в течение 10–15 минут.

Станция № 1 “Болото”.

В одной из рекреаций школы мелом начерчены круги – “кочки” слева направо на определённом расстоянии друг от друга. Через эти “кочки” необходимо пройти, не заступив, в противном случае “трясина засасывает” участника. Все члены команды прыжками преодолевают препятствие и получают:

Задание № 1.

Выбрать из перечня названий одну причёску и продемонстрировать её:

  1. “Весёлые ромашки”.
  2. “Грустный одуванчик”.
  3. “Одинокая пальма”.
  4. “Берёзовые серёжки”.

Станция № 2 “Загадки с грядки”.

По очереди каждому участнику команды задаётся по одной загадке. В случае подсказки балл не засчитывается.

  1. Под кустом копнёшь немножко, выглянет на свет... (картошка).
  2. Держится за землю крепко, вылезать не хочет … (репка).
  3. Захотелось плакать вдруг, слёзы лить заставил … (лук).
  4. Завалился на бочок, лежебока … (кабачок).

Задание № 2.

Конкурс анаграмм: какой овощ зашифрован в анаграммах?

  1. Пцере (перец)
  2. Седир (редис)
  3. Кварюб (брюква)
  4. Апер (репа)
  5. Непсутр (турнепс)
  6. Керьда (редька)
  7. Жабналак (баклажан)
  8. Жасарп (спаржа)
  9. Пастука (капуста)

Станция № 3 “Спортивная”.

Проскакать на одной ноге при помощи скакалки от одной черты до другой. Если участник запутался или остановился, лишается балла. После преодоления препятствия всей командой, получают:

Задание № 3.

Необходимо расположить правую часть стихотворения в соответствии с первой, чтобы уничтожить ералаш:

Злой кабан
Пароход
Соловей
Дикобраз
Кошка
Маша
Буратино ы
Портной
Ёж
Чиж
Рак
Стол
Чайник
Мальчик
сидел на ветке
томился в клетке
точил клыки
давал гудки
физику учила
хвостик свой ловила
сшил себе штаны
все поел блины
накрыт к обеду был
усами шевелил
летал под облаками
гонялся за мышами
прыгал во дворе
булькал на костре

После правильной расстановки должно получиться:

Злой кабан точил клыки,
Пароход давал гудки,
Соловей сидел на ветке,
Дикобраз томился в клетке,
Кошка хвостик свой ловила,
Маша физику учила,
Буратино все поел блины,
Портной сшил себе штаны,
Ёж гонялся за мышами,
Чиж летал под облаками,
Рак усами шевелил,
Сто накрыт к обеду был,
Чайник булькал на костре,
Мальчик прыгал во дворе.
(Н. Разговоров)

Станция № 4 “Сказочная”.

По очереди каждому участнику команды задаётся только по одному вопросу. Подсказки не допускаются, в противном случае балл не засчитывается.

  1. Какой овощ был главным персонажем со сказочным именем Чипполино? (Лук.)
  2. Каким животным является персонаж А. Волкова “Волшебник изумрудного города” под именем Тотошка? (Собака.)
  3. Как в сказке Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей” назывался ручей в Цветочном городе? (Огурцовая река.)
  4. В какого животного в известной русской сказке превратился братец Иванушка, не послушав свою сестрицу Алёнушку? (В козлёнка.)

Задание № 4.

Конкурс – Караоке.

Мини-викторина для болельщиков.

Проводится во время прохождения командами своих маршрутов. Заработанное количество баллов каждым болельщиком складывается в актив той команды, за которую “болеет”. Я провожу эту викторину при помощи слайдов презентации, спроецированных на стену зала.

  1. Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным.)
  2. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, т. к. не умеет говорить.)
  3. От чего гусь плавает? (От берега.)
  4. По чему птицы летают? (По воздуху.)
  5. Что будет делать ворона, прожив три года? (Будет жить четвёртый.)
  6. Какой город летает? (Орёл.)
  7. Отчего, когда петух поёт, закрывает глаза? (Хочет показать, что поёт наизусть.)
  8. Что кормит волка? (Ноги.)
  9. Чем нельзя кормить соловья? (Баснями.)
  10. Кого по осени считают? (Цыплят.)
  11. Обычно люди их едят, а боксёры предпочитают бить. (Груша.)
  12. Самый сладкий злак. (Сахарный тростник.)
  13. Это растение в народе называют:
    а) щучий хвост (сансевьера);
    б) Ванька-мокрый (бальзамин);
    в) столетник (алоэ).
  14. Растение, которое очень любят кошки. (Валериана.)

В качестве фишек использую открытки с изображениями животных или растений. Очень удобно и практично.

Решение кроссворда болельщиками.

Проводится одновременно во время подготовки командами заданий, полученных на станциях.

Разгадай кроссворд, составленный учеником 7-го класса Велесюком Андреем, занявшим 2-е место в районном конкурсе в номинации “Мудрая сова” о птицах нашего края – Амурской области в 2009г. Кроссворд проецируется на стену при помощи мультипроектора. <Рисунок 1>. <Приложение 1>.

После подготовки на местах команды представляют свои задания:

  1. Продемонстрировать причёску.
  2. Решить анаграммы.
  3. Уничтожить ералаш.
  4. Конкурс – караоке: по очереди каждой команде проигрывается мелодия. Ребятам необходимо угадать, о каком растении или животном идёт речь, а затем выйти и под микрофон пропеть припев и куплет данной песни.

Подведение итогов жюри.

Награждение: каждая команда обязательно должна быть отмечена, а поэтому награждаются грамотами в номинациях:

  1. “Умники и умницы” – команда – победитель, набравшая наибольшее количество баллов.
  2. “Уникальный стилист” – команда, предоставившая наиболее оригинальную причёску.
  3. “Быстрые и ловкие” – команда, набравшая наибольшее количество баллов на станциях “Болото” и “Спортивная” и (или) пришедшие первыми после прохождения станций к финишу.
  4. “Знатоки природной музыки” – команда-победитель в конкурсе “Караоке”.

Литература.

  1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю., Словарь по педагогике, М., ИКЦ “МарТ”, Ростов-на-Дону, Издательский центр “МарТ”, 2005 г., с. 128.
  2. http://www.treko.ru/show_dict_821 “Педагогический взрыв по А. С. Макаренко.
  3. С. В. Титов, г. Мензелинск, Татарстан “Перевёртыши”. Газета для организаторов внеклассной работы “Последний звонок” № 5 2002 г.