Коллективное творческое дело может проводиться в рамках “Недели биологии” или как самостоятельное внеклассное мероприятие. Данная форма проведения внеклассного мероприятия позволяет выполнять следующие функции:
Воспитательные:
- умения учащихся работать в разновозрастном микроколлективе с целью достижения главного результата;
- воспитание у учащихся толерантного отношения друг к другу, чувства коллективизма и взаимопомощи;
- патриотическое воспитание через работу с информацией краеведческой направленности.
Учебные:
- формирование познавательной активности, привитие интереса у учащихся к изучаемому предмету.
Развивающие:
- развитие творческого потенциала, находчивости и смекалки.
Стоит отметить, что данная форма внеклассного мероприятия требует интенсивной подготовки учителя и минимальной – самих участников, а поэтому на подготовительном этапе использую сформировавшиеся компетенции учащихся старших классов.
Команды: сборные – по 4 человека. Всего – четыре команды. Участники команд определяются случайно, когда каждый участник каждого класса выбирает силуэт одного из четырёх бумажного листочка любого дерева определённого цвета: жёлтого, красного, зелёного, белого. В одну команду попадают участники с одним цветом бумажного листочка.
Жюри: старшеклассники, каждый из которых вносит сведения о результатах выполнения командой задания и прохождения этапов и заносит сведения на переносной доске мелом. Таким образом, всем участникам КТД видна динамика изменения количества баллов каждой команды.
Место проведения: игровая комната. Стол и стулья оформлены отдельными секторами для каждой команды. На стенах комнаты развешаны по периметру таблички с изображением крупных цифр: 1, 2, 3, 4. Станции оформлены секторами в различных рекреациях школы.
Оборудование:
– эмблемы – силуэты листьев дерева;
– индивидуальные маршрутные листы для каждой команды;
– таблички с названием станций;
– задания на станциях;
– листы учёта баллов для жюри;
– фишки для болельщиков;
– скакалка – 1 шт.
– музыкальное сопровождение: Диск DVD Караоке. Лучшие песни для детей. 90 песен.
Изготовлен ООО “Сигма”, компьютер или телевизор и DVD-плейер, микрофон,
мультипроектор.
Конкурс № 1. Название команды.
По цвету листочка дерева необходимо определить время года, что и будет являться названием команды: жёлтый – “Осень”, красный – “Лето”, зелёный – “Весна”, белый – “Зима”.
Конкурс № 2. Динамическая разминка или я называю “Живой тест”.
Участвуют все члены команды, всего – 16 человек. Ведущим читается вопрос и четыре варианта ответа на него. За то время, пока звучит музыка, каждый участник, независимо от мнения команды, должен занять место под цифрой с правильным ответом. По количеству поднятых рук каждой команды подсчитывается количество баллов.
- Остров, откуда нам везут цейлонский чай:
1) Мадагаскар, 2) Гренландия, 3) Сахалин, 4) Шри-Ланка. - Люди веками верили, что крик этой птицы, способен разогнать любую
нечисть:
1) гусь, 2) петух, 3) утка, 4) индюк. - Самые долгожители на планете, живут до 150 лет:
1) лебедь-кликун, 2) синий кит, 3) слоновая черепаха, 4) нильский крокодил. - Перелётная птица Амурской области, занесённая в Красную книгу России,
название которой можно найти в цитрусе:
1) утка-мандаринка, 2) чёрный аист, 3) японский журавль, 4) большая синица. - Самое сильное животное на планете:
1) синий кит, 2) слон, 3) муравей, 4) тигр. - В древнем Риме это африканское животное называли “гиппотигром” или
“лошадь-тигр:
1) леопард, 2) зебра, 3) жираф. 4) гепард. - Японские острова находятся в активной зоне, подверженной землетрясениям.
Какое животное, предупреждающее об опасности, предпочитают держать в своих
домах японцы:
1) кошек. 2) морских свинок, 3) змей, 4) аквариумных рыбок. - На стебле брюссельской капусты расположены листья, в пазухах которых
образуются маленькие кочанчики. На пяти её стеблях – 450 кочанчиков. Сколько
их на одном стебле:
1) 90, 2) 50, 3) 65, 4) 45.
Конкурс № 3. “Путешествие” по станциям.
Перед этим конкурсом каждая команда получает записку-подсказку точного пункта отправления, выполненной в детективном жанре:
- “Там всегда говорят: “Приятного аппетита…” (столовая).
- “Там на перемене можно отдохнуть, поиграть, посмотреть мультики…” (игровая комната).
- “Там “хранилище” оценок по предметам…” (учительская).
- “Неисчерпаемый кладезь знаний…” (библиотека).
На точке пункта отправления команда находит записку с названием станции, от которой должны двигаться. Каждая команда получает свой маршрутный лист, по которому все её участники движутся по станциям, преодолевая на них “препятствия” и получая задания на каждой станции. Каждая станция отмечена красочными плакатами, на которых имеются рисунки и название (заранее выполненные ребятами). На каждой станции находится старшеклассник (член жюри), получивший предварительную консультацию, ведёт учёт баллов в маршрутном листе каждой команды и раздаёт задания. Маршрут “путешествия” по станциям у каждой команды индивидуальный и составлен с таким учётом, чтобы не было присутствия нескольких команд одновременно на одной станции. Указателем движения от станции к станции являются подсказки названия станции, выполненные также в детективном жанре:
- “Болото” – Любимое “жилище” кикимор, лягушек, комаров…
- “Сказочная” – Там чудеса, там леший бродит…
- “Спортивная” – Ловкие и быстрые…
- “Загадки с грядки” – Живые витамины…
Маршрутный лист команды:________________ (образец одной команды)
Пункт отправки: “Там всегда говорят: “Приятного аппетита…” (запись в найденном листочке должна соответствовать записи в полученной записке, что соответствует верному маршруту команды).
Станция № 1 – Подсказка: “Любимое жилище” кикимор, лягушек, комаров…
Максимальное количество баллов – 20.
Участники | Кочка 1 | Кочка 2 | Кочка 3 | Кочка 4 | Кочка 5 |
№ 1 | |||||
№ 2 | |||||
№ 3 | |||||
№ 4 | |||||
Итоговое кол-во баллов: |
Получаем задание и двигаемся дальше.
Станция № 2: подсказка – “Живые витамины…” Максимальное количество баллов – 4.
Участники | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 |
Итоговое кол-во баллов: |
не забудьте получить задание и дальше.
Станция № 3: подсказка – “ Ловкие и быстрые…” Максимальное количество баллов – 4.
Участники | № 1 | № 2 | № 3 | №4 |
Итоговое кол-во баллов: |
Крепитесь! Осталось немного, получаем задание и вперёд на станцию.
Станция № 4: подсказка – “Там чудеса, там леший бродит…” Максимальное количество баллов – 4.
Участники | №1 | №2 | №3 | №4 |
Итоговое кол-во баллов: |
Получили задание и бегом к финишу –
Игровая комната: отдаём маршрутные листы жюри и готовим полученные на станциях задания в течение 10–15 минут.
Станция № 1 “Болото”.
В одной из рекреаций школы мелом начерчены круги – “кочки” слева направо на определённом расстоянии друг от друга. Через эти “кочки” необходимо пройти, не заступив, в противном случае “трясина засасывает” участника. Все члены команды прыжками преодолевают препятствие и получают:
Задание № 1.
Выбрать из перечня названий одну причёску и продемонстрировать её:
- “Весёлые ромашки”.
- “Грустный одуванчик”.
- “Одинокая пальма”.
- “Берёзовые серёжки”.
Станция № 2 “Загадки с грядки”.
По очереди каждому участнику команды задаётся по одной загадке. В случае подсказки балл не засчитывается.
- Под кустом копнёшь немножко, выглянет на свет... (картошка).
- Держится за землю крепко, вылезать не хочет … (репка).
- Захотелось плакать вдруг, слёзы лить заставил … (лук).
- Завалился на бочок, лежебока … (кабачок).
Задание № 2.
Конкурс анаграмм: какой овощ зашифрован в анаграммах?
- Пцере (перец)
- Седир (редис)
- Кварюб (брюква)
- Апер (репа)
- Непсутр (турнепс)
- Керьда (редька)
- Жабналак (баклажан)
- Жасарп (спаржа)
- Пастука (капуста)
Станция № 3 “Спортивная”.
Проскакать на одной ноге при помощи скакалки от одной черты до другой. Если участник запутался или остановился, лишается балла. После преодоления препятствия всей командой, получают:
Задание № 3.
Необходимо расположить правую часть стихотворения в соответствии с первой, чтобы уничтожить ералаш:
Злой кабан Пароход Соловей Дикобраз Кошка Маша Буратино ы Портной Ёж Чиж Рак Стол Чайник Мальчик |
сидел на ветке томился в клетке точил клыки давал гудки физику учила хвостик свой ловила сшил себе штаны все поел блины накрыт к обеду был усами шевелил летал под облаками гонялся за мышами прыгал во дворе булькал на костре |
После правильной расстановки должно получиться:
Злой кабан точил клыки,
Пароход давал гудки,
Соловей сидел на ветке,
Дикобраз томился в клетке,
Кошка хвостик свой ловила,
Маша физику учила,
Буратино все поел блины,
Портной сшил себе штаны,
Ёж гонялся за мышами,
Чиж летал под облаками,
Рак усами шевелил,
Сто накрыт к обеду был,
Чайник булькал на костре,
Мальчик прыгал во дворе.
(Н. Разговоров)
Станция № 4 “Сказочная”.
По очереди каждому участнику команды задаётся только по одному вопросу. Подсказки не допускаются, в противном случае балл не засчитывается.
- Какой овощ был главным персонажем со сказочным именем Чипполино? (Лук.)
- Каким животным является персонаж А. Волкова “Волшебник изумрудного города” под именем Тотошка? (Собака.)
- Как в сказке Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей” назывался ручей в Цветочном городе? (Огурцовая река.)
- В какого животного в известной русской сказке превратился братец Иванушка, не послушав свою сестрицу Алёнушку? (В козлёнка.)
Задание № 4.
Конкурс – Караоке.
Мини-викторина для болельщиков.
Проводится во время прохождения командами своих маршрутов. Заработанное количество баллов каждым болельщиком складывается в актив той команды, за которую “болеет”. Я провожу эту викторину при помощи слайдов презентации, спроецированных на стену зала.
- Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным.)
- Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, т. к. не умеет говорить.)
- От чего гусь плавает? (От берега.)
- По чему птицы летают? (По воздуху.)
- Что будет делать ворона, прожив три года? (Будет жить четвёртый.)
- Какой город летает? (Орёл.)
- Отчего, когда петух поёт, закрывает глаза? (Хочет показать, что поёт наизусть.)
- Что кормит волка? (Ноги.)
- Чем нельзя кормить соловья? (Баснями.)
- Кого по осени считают? (Цыплят.)
- Обычно люди их едят, а боксёры предпочитают бить. (Груша.)
- Самый сладкий злак. (Сахарный тростник.)
- Это растение в народе называют:
а) щучий хвост (сансевьера);
б) Ванька-мокрый (бальзамин);
в) столетник (алоэ). - Растение, которое очень любят кошки. (Валериана.)
В качестве фишек использую открытки с изображениями животных или растений. Очень удобно и практично.
Решение кроссворда болельщиками.
Проводится одновременно во время подготовки командами заданий, полученных на станциях.
Разгадай кроссворд, составленный учеником 7-го класса Велесюком Андреем, занявшим 2-е место в районном конкурсе в номинации “Мудрая сова” о птицах нашего края – Амурской области в 2009г. Кроссворд проецируется на стену при помощи мультипроектора. <Рисунок 1>. <Приложение 1>.
После подготовки на местах команды представляют свои задания:
- Продемонстрировать причёску.
- Решить анаграммы.
- Уничтожить ералаш.
- Конкурс – караоке: по очереди каждой команде проигрывается мелодия. Ребятам необходимо угадать, о каком растении или животном идёт речь, а затем выйти и под микрофон пропеть припев и куплет данной песни.
Подведение итогов жюри.
Награждение: каждая команда обязательно должна быть отмечена, а поэтому награждаются грамотами в номинациях:
- “Умники и умницы” – команда – победитель, набравшая наибольшее количество баллов.
- “Уникальный стилист” – команда, предоставившая наиболее оригинальную причёску.
- “Быстрые и ловкие” – команда, набравшая наибольшее количество баллов на станциях “Болото” и “Спортивная” и (или) пришедшие первыми после прохождения станций к финишу.
- “Знатоки природной музыки” – команда-победитель в конкурсе “Караоке”.
Литература.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю., Словарь по педагогике, М., ИКЦ “МарТ”, Ростов-на-Дону, Издательский центр “МарТ”, 2005 г., с. 128. http://www.treko.ru/show_dict_821 “Педагогический взрыв по А. С. Макаренко.
- С. В. Титов, г. Мензелинск, Татарстан “Перевёртыши”. Газета для организаторов внеклассной работы “Последний звонок” № 5 2002 г.