Реализация принципа регионализации образования при изучении данной темы придаёт ей особую историко-культурологическую окраску. В соответствии с этим принципом при изучении геометрических понятий и представлений в дошкольных учреждениях республики Хакасия и юга Красноярского края можно использовать историко-математические данные, связанные с регионом и людьми разных национальностей, населяющих его.
Обзор программы “Радуга”, в частности раздела “математика”, показал, что ознакомление с геометрическими фигурами носит первичный характер. С чем, наверное, поспорить трудно, поскольку дошкольное образование – начальный этап в процессе обучения. Обзор конспектов занятий по математике показал, что задания, которые рекомендуется применять к занятиям, не имеют “привязку” к региону, то есть принцип регионализации образования не реализуется.
Как таковое, дошкольное образование призвано готовить детей к школьному обучению, что собственно является обязательным минимумом. Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку нужно не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте может стать привычной.
Геометрические фигуры, а точнее манипуляции с ними с целью создания новой, или силуэта какого-либо предмета способствует развитию логического мышления, развитию общих интеллектуальных и математических способностей, а также творческих способностей детей.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, развлечений, задач. При отборе занимательного математического материала учитываются возрастные возможности детей и задачи развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Особое место среди математических задач-развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур подбираются при этом не произвольно, а представляют собой части разрезанной определённым образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны взрослым и детям. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они активно включаются в практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
Мы предлагаем воспитателям использовать в работе танграм на основе русской матрёшки.
“Танграм” – одна из несложных игр. Её ещё называют “головоломкой из картона” или “геометрическим конструктором”. Игра проста в изготовлении. На листе картона форматом А4 рисуется силуэт матрёшки, вырезается, окрашивается с обеих сторон. Затем этот силуэт разрезается на 8 частей. Используя все 8 частей, присоединяя их одну к другой плотно, можно составить множество различных изображений по образцам и по собственному замыслу.
Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путём, перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и окружающих предметах геометрические формы, видоизменять фигуры путём разрезания и составлять их из частей.
На начальном этапе, детей следует познакомить с танграмом “квадрат”, поскольку здесь все геометрические фигуры имеют чёткие очертания в отличии от танграма “матрёшка”, в котором одна сторона каждой фигуры имеет покатую форму. Для ознакомления с танграмами можно предложить детям следующие задания:
1. Рассмотрите набор фигур, назовите их, сосчитайте.
2. Отберите все треугольники, сосчитайте их. Сравните по размеру, накладывая
один на другой.
Вопросы для анализа: “Сколько больших, одинаковых по размеру треугольников?
Сколько маленьких? Сравните этот треугольник (среднего размера) с большим и
маленьким. (Он больше самого маленького и меньше самого большого.) Сколько всего
треугольников и какого они размера?” (2 больших, 2 маленьких и 1 средний по
размеру.)
3. Взять 2 больших треугольника и составить из них: квадрат, треугольник, четырёхугольник. Один из детей составляет фигуры на фланелеграфе. Воспитатель просит назвать вновь полученную фигуру и сказать, из каких фигур она состоит.
4. Из двух маленьких треугольников составить те же фигуры, располагая их в пространстве по-разному.
5. Из большого и среднего треугольников составить четырёхугольник.
Вопросы для анализа: “Какую фигуру составим? Как? (Присоединим один к другому.) Покажите углы и стороны четырёхугольника, каждой фигуры”.
В итоге воспитатель обобщает: “Из треугольников можно составлять квадраты, четырёхугольники, треугольники. Фигуры присоединяются одна к другой по сторонам”.
Последовательные этапы освоения игры танграм “матрёшка”:
I этап – ознакомление с набором фигур к игре, их преобразование с целью составления из двух – трёх имеющихся новой. На этом этапе освоения игры танграм проводятся упражнения, направленные на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путём присоединения их одну к другой, соотношения сторон фигур по размерам (4–5 лет).
Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры – составлению фигур – силуэтов по расчленённым образцам.
II этап – игры на составление фигур – силуэтов по расчленённым образцам должны быть эффективно использованы педагогом с целью упражнения в расположении частей составляемой фигуры и в приобщении детей к зрительному и мысленному анализу образца (5–6 лет).
III этап – воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчленённым).
IV этап – составление фигур – силуэтов по собственному замыслу [1–2 набора] (6–7 лет).
Анализ результатов теста воспитателей нашего ДОУ показал, что педагоги довольно часто используют в работе занимательный материал вообще (89 %), часто игры – головоломки (71%), но в частности игру танграм используют редко (40%). С целесообразностью использования танграма “матрёшка”, согласны многие (85%), мотивируя это тем, что игра способствует развитию мелкой моторики рук, логического мышления, творческой активности, а также решает одну из задач экспериментальной площадки, реализуемой в нашем детском саду.
В течение трёх последних лет я работаю над развитием у детей творческих способностей с помощью танграма “матрёшка”. И это уже дало свои результаты: игра танграм развивает не только логическое мышление, пространственные представления, мелкую моторику рук, но и способствует развитию интеллекта в целом. Об этом говорит хотя бы тот факт, что на вступительных собеседованиях при поступлении в школу и во время тестирования наши воспитанники легко справились с логическими вопросами. Их ответы были точны, ёмки, интересны. Наши выпускники обучаются по программе Занкова в школе – лицее № 14, в гуманитарной гимназии № 8, по программе Виноградовой в школе № 12.
Осознавая важность проводимой работы по развитию творческих способностей детей в контексте регионализации образования, а также в связи с реализацией в нашем ДОУ экспериментальной площадки, задача которой состоит в том, чтобы приобщить детей к культуре народов, проживающих на территории нашего региона, мы сочли целесообразным применение танграма “матрёшка” в нашей работе.
Библиография.
- Линькова Н. П., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М., 1988.
- Генко Ю. Ж. О содержании и структуре дидактической игры // Умственное воспитание детей в детском саду. – Л., 1981.
- Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., Просвещение. 1990.
- Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. – М., 1989.
- Игнатьев Е. И. В царстве смекалки.– М., 1990.