Цель: Изучить и закрепить знания о кислотах и их свойствах.
Задачи:
Образовательные:
- Выработать представление о наличие общих химических свойств кислот;
- Закрепить умения пользоваться рядом напряжения металлов и таблицей растворимости.
Развивающие:
- Выяснить причины общности химических свойств кислот;
- Прогнозировать возможные химические реакции кислот с использованием ряда напряжений металлов и таблицы растворимости;
- Установить закономерности и отработать умения писать уравнения реакций взаимодействия кислот с основаниями, основными оксидами, металлами и солями;
- Отработать навыки работы с лабораторным оборудованием.
Воспитательные;
- Осознание учащимися места неорганических кислот в системе естествознания наряду с организмами;
- Понимание взаимосвязи полученных знаний о химических свойствах кислот с функционированием организма человека, применение в быту.
Оборудование: микролаборатория для химического эксперимента, лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2003 (1С Образовательная коллекция, ХИМИЯ базовый курс 8–9 класс), влажные салфетки, аскорбиновая кислота, кучки яблока и лимона.
Ход урока
Организационный момент.
Если ты проглотил аскорбинку,
Твой организм получил витаминку.
Она закрывает болезни врата –
Аскорбиновая кислота.Вы простудились – болит голова,
Вас аспирин выручает всегда.
Ну, и бесспорно, полезен лимон,
Кислотою, лимонной наполнен он.Жуйте лимон, если горло болит,
Сок чудотворный вас исцелит.
Яблоко ешь – кислый вкус, красота,
В яблоке яблочная кислота.Яблочный уксус по ложечке пейте,
Вы обязательно похудеете.
Уксус в столовой на кухне хранится
Для консервации он пригодится.Ну и компресс из него помогает,
Быстро он жар при простуде снижает.
Фрукты и овощи, щавель, крапива
Содержат кислоты – это не диво.Есть в муравьях и крапиве – невинная,
С пользой для нас кислота муравьиная.
Жжёт она кожу, но есть в ней и прок-
Ваш ревматизм она вылечит в срок.Лучше не жуйте косточки вишни,
Косточки сливы – это всё лишнее.
Будет вам плохо – диагноз такой:
Отравились синильной вы кислотой.
Изучение нового материала.
Учитель: Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь?
Ответы учащихся.
Учитель: Тема сегодняшнего урока: “ Общие свойства кислот”.
Эпиграфом к уроку я хочу взять слова:
“ Я слушаю – и забываю.
Я вижу – и запоминаю.
Я делаю – и понимаю”.
И так какие вы знаете кислоты? Называйте их. (Приложение. Слайд 1.)
Ответы учащихся.
Учитель: Слово “кислота”, какие ассоциации у вас вызывает?
Ответы учащихся. (Кислый вкус.)
Учитель: Правильно, большинство кислот имеют кислый вкус. Но есть кислоты – сладкие, например, аскорбиновая кислота, а есть горькие – никотиновая.
Помните, что в кабинете химии нельзя пробовать на вкус вещества, но сегодня мы сделаем исключение. Предлагаю руки протереть влажной салфеткой и попробовать аскорбинку. Что вы ощущаете?
Ответы учащихся.
Учитель: А как вы думаете, почему всё – таки они имеют кислый вкус? Может у них есть что – то, что их объединяет? Предлагаю посмотреть на формулы некоторых кислот. (Слайд 2.)
Ответы учащихся. (Наличие водорода.)
Учитель: Можно ли проверить наличие ионов водорода? В химии есть вещества, которые могут менять свою окраску в зависимости от условий (среды). Такие вещества называются индикаторами. Это наши “хамелеончики”. У них есть свои названия – лакмус, фенолфталеин, метилоранж.
Вещества – хамелеоны,
Цвет меняем от того мы,
Что в раствор красивый ваш
“Аш” вольёте иль “ О – аш”
Хочешь – свой изменим цвет?
Нет? – тогда большой привет.
Лабораторная работа № 1. (Слайд 3.)
На кусочек яблока и лимона капните 1–2 капли лакмуса.
Учитель: Что вы наблюдаете?
Ответы учащихся. (Лакмус окрасился в красный цвет.)
Работа учителя с доской, а учащихся с тетрадями.
Учитель: Всё многообразие веществ делится на большие группы: простые вещества и сложные. Простые делятся на металлы и неметаллы. Давайте попробуем провести эксперимент с металлами.
Лабораторная работа № 2. (Слайд 4.)
В каждую из трёх пробирок, где находятся металлы – цинк, железо, медь прилейте 1-2 мл. соляной кислоты. Что наблюдаете?
Ответ учащихся .
Далее включить 1С образовательная коллекция (взаимодействие кислот с металлами). Что необходимо знать о взаимодействии кислот с металлами?
Ответы учащихся (металл должен стоять левее водорода в электрохимическом ряду, кислота должна быть растворимой, соль, которая получается, тоже должна быть растворимой).
1С Образовательная коллекция – Знаменитые химики (о Н.Н. Бекетове).
Работа учителя с доской, а учащихся с тетрадями.
Учитель: металлы, окисляясь, образуют оксиды. Давайте посмотрим, как с ними взаимодействуют кислоты.
Лабораторная работа № 3. (Слайд 5.)
В каждую из двух пробирок, где находятся оксид кальция и оксид меди, добавьте 1–2 мл. соляной кислоты. Что наблюдаете?
Ответы учащихся. (С оксидом кальция реакция прошла, а с оксидом меди нет.)
Учитель: Смотрите внимательно на следующий слайд 1С(взаимодействие кислот с оксидами) Что необходимо было сделать с оксидом меди.
Ответы аудитории (нагреть).
Учитель: На это необходимо обратить внимание т. к. пригодится на ЕГЭ.
Работа учителя с доской, а учащихся с тетрадями.
Учитель: Следующий класс неорганических соединений – основания (щелочи)
Лабораторная работа№ 4. (Слайд 6.)
В пробирку с гидроксидом натрия добавьте 1–2 мл. соляной кислоты. Что наблюдаете?
Ответы учащихся.
Учитель: Смотрим на следующий слайд 1С (взаимодействие кислот со щелочами). Чем отличается наш эксперимент?
Ответы учащихся. (Сначала было малиновое окрашивание.)
Учитель: Такие реакции называют – нейтрализацией. Вы ей можете воспользоваться в домашних условиях (снять зуд после укуса муравья или крапивы – протрите раствором соды).
Работа учителя с доской, а учащихся с тетрадями.
Учитель: Есть ещё один класс неорганических соединений – соли.
Лабораторная работа № 5. (Слайд 7.)
В пробирку с раствором соляной кислоты добавьте 1–2 мл. нитрата серебра.
Что наблюдаете?
Учитель: Смотрим следующий слайд 1С. Что вы видите?
Ответы учащихся (другая окраска осадка).
Учитель: Давайте подведём итог урока. Что же мы сегодня на уроке узнали?
Ответы учащихся.
Закрепление. (Слайд 8.)
Выбери правильный ответ.
А–1
С какими из приведённых веществ не будет взаимодействовать соляная кислота:
а) Al,
б) Hg,
в) Zn.
А–2
В какой цвет окрасится лакмус в растворе соляной кислоты:
а) синий,
б) малиновый,
в) красный.
А–3
Реакция взаимодействия кислот со щелочами называется:
а) замещения,
б) нейтрализации,
в) соединения.
А–4
В результате взаимодействия соляной кислоты с нитратом серебра выпадает :
а) чёрный осадок,
б) красный осадок,
в) белый осадок.
А–5
За общие свойства кислот отвечает:
а) ион водорода,
б) ион металла,
в) ион кислотного остатка.