Цели семинара:
- Развитие у участников навыков рефлексии собственной деятельности;
- Развитие у участников навыков предъявления позиции Взрослого в педагогическом взаимодействии;
- Создание среды для отработки в тренинговом режиме навыков партнерского взаимодействия.
План практического семинара “Психологическое айкидо”.
- Ознакомление с ключевыми позициями трансактного анализа – взрослый, родитель, ребенок. (Приложение 1)
- Определение преобладающего стиля взаимодействия. Экспресс-диагностика.
- Практикум анализа ситуаций взаимодействия в семье, магазине, на производстве.
- Моделирование ситуаций педагогического взаимодействия, экспериментальный поиск оптимального предъявления педагогов.
- Инструментарий эффективного коммуникатора. (Приложение 2)
1. Ознакомление с ключевыми позициями трансактного анализа – взрослый, родитель, ребенок. (Приложение 1)
Личность в концепции Берна рассматривается как совокупность особых состояний Эго, проявляющихся в специфических состояниях сознания и образах поведения. С помощью структур, анализа автор выделяет три основных Эго-состояния.
- “Родитель” – состояние, копируемое с подлинных родителей или иных авторитетных в детстве личностей. “Родитель” олицетворяет функции контроля над соблюдением норм и предписаний (которые человек заимствует, часто некритически, на протяжении жизни), а также покровительства и заботы. В сущности – это актуализация моральной сферы личности.
- “Ребенок” – часть личности, сохранившаяся от подлинного детства, содержащая аффективные комплексы, связанные с ранними детскими впечатлениями и переживаниями. В сущности – это актуализация эмотивной сферы личности.
- “Взрослый” – состояние, в котором осуществляется переработка информации и вероятностная ее оценка для эффективного взаимодействия с окружающим миром; демонстрируются трезвость, независимость и компетентность. В сущности – это актуализация рациональной сферы личности.
В различных жизненных ситуациях, прежде всего в процессе общения с другими людьми, личность находится, как правило, в одном из трех Эго-состояний, которое в данный момент активировано.
С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. В позиции Ребенка выделяют: “послушного ребенка” и “бунтующего ребенка” (ведет себя: “Не хочу. Не буду, отстаньте! Я тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!” и т.п.).
При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.
С позиции Родителя “играются” роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего: “Зайдите завтра”.
Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. При оптимальном функционировании личности с точки зрения трансактного анализа необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.
2. Определение преобладающего стиля взаимодействия. Экспресс-диагностика.
Для того чтобы оценить, как сочетаются эти три Я в поведении, можно воспользоваться следующим тестом (оценивая следующие высказывания в баллах от 0 до 10).
Опросник “Взрослый – Родитель – Ребенок”.
- Мне порой не хватает выдержки.
- Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
- Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
- Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях.
- Меня провести нелегко.
- Мне бы понравилось быть воспитателем.
- Бывает, мне хочется подурачится, как маленькому.
- Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
- Каждый должен выполнять свой долг.
- Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
- Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
- Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
- Я, как и многие люди, бываю обидчив.
- Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
- Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
- Я – увлекающийся человек.
- Мой основной критерий оценки человека – объективность.
- Мои взгляды непоколебимы.
- Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
- Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.
- Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.
Обработка результатов.
Ребенок | Взрослый | Родитель |
1. | 2. | 3. |
4. | 5. | 6. |
7. | 8. | 9. |
10. | 11. | 12. |
13. | 14. | 15. |
16. | 17. | 18. |
19. | 20. | 21. |
Сумма баллов = | Сумма баллов = | Сумма баллов = |
3. Практикум анализа ситуаций взаимодействия в семье, магазине, на производстве.
(Работа в группе или мини-группах.)
Проанализируйте ситуации с точки рения трансактного анализа. Определите, какие позиции занимают действующие лица.
Ситуация № 1.
В семье:
Муж: Дорогая, не подскажешь ли, где мои запонки?
Жена:
- Ты уже не маленький, тебе пора знать, где твои запонки!
- Там, где ты их оставил
Ситуация № 2.
В магазине:
Покупатель: Вы мне не скажете, сколько стоит килограмм колбасы?
Продавец: У вас что, глаз нет?!
Ситуация № 3.
На производстве:
А.: Не подскажете ли вы мне, какую марку стали здесь лучше использовать?
Б.: Вам пора уже знать такие элементарные вещи!
4. Моделирование ситуаций педагогического взаимодействия, экспериментальный поиск оптимального предъявления педагогов. (Работа в группах.)
Ролевая игра.
Участники: педагог школы, мальчик и девочка из 9-го класса.
Информация: Вы застали целующуюся парочку. Целуются ученики 9-го класса вашей
школы.
Задание: отреагировать, если это происходит в школе во время перемены в
полутемном уголке.
Ролевая игра.
Участники: педагог школы, мальчик и девочка из 9-го класса.
Информация: Вы застали целующуюся парочку. Целуются ученики 9-го класса вашей
школы.
Задание: отреагировать, если это происходит в школе на классном вечере за
кулисами.
Ролевая игра.
Участники: педагог школы, мальчик и девочка из 9-го класса.
Информация: Вы застали целующуюся парочку. Целуются ученики 9-го класса вашей
школы.
Задание: отреагировать, если это происходит вечером в парке.
Ролевая игра.
Участники: педагог школы, мальчик и девочка из 9-го класса.
Информация: Вы застали целующуюся парочку. Целуются ученики 9-го класса вашей
школы.
Задание: отреагировать, если это происходит во время экскурсии в автобусе на
заднем сидении.
5. Инструментарий эффективного коммуникатора. (Приложение 2)