Цели урока:
- Подготовить учащихся к написанию сочинения по теме “Я сижу на берегу моря…”
- Создать эмоциональный фон для развития творческих возможностей учащихся.
- Создать банк изобразительно-выразительных средств и обогатить словарный запас учащихся.
- Активизировать сознание учащихся, возбудить интерес к творческой самостоятельной деятельности.
Оборудование урока:
- записи на доске;
- репродукции с изображением морских пейзажей;
- стихи русских поэтов о море;
- тексты из произведений русских писателей с описанием моря.
Ход урока
1. Индукция
Вопрос учителя:
– Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово “море”?
Составление кластера на доске:
– Как много образов, звуков, чувств рождает море!
2. Разрыв 1
– На доске открывается запись:
Сколько ни смотреть на море, оно никогда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное. Оно меняется каждый час. То оно тихое, светло-голубое, то оно ярко-синее, пламенное, сверкающее, то под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным. Но вот налетает буря, и оно грозно преображается. (В.Катаев)
3. Деконструкция
– Вопрос учителя: Какова главная мысль данного текста? ( море всегда разное)
– На доске открываются репродукции с изображением морских пейзажей( море в шторм, море тихое, море ночью, море вдали, море у берега и т.д.-всего 12-15 картин)
– Слово учителя: Море действительно всегда разное, но у каждого художника, писателя, да просто у любого человека есть свое представление о нем.
Предлагаю учащимся поработать по группам с текстами русских писателей.(5 групп
– Задание к тексту:
- Прочитать текст. Определить, какое состояние море в нем описано?
- Выписать 5-6 ключевых слов
- Выбрать среди иллюстраций картину, которая соответствует описанию.
- Выбрать метафоры, эпитеты, сравнения, которые помогают создать образ моря.
Текст№1
В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море. Вблизи море прозрачно и чисто, а в отдалении лежит густой темно-синей полосой, чуть-чуть подернутой дымкой.
Далеко-далеко одинокий парус. Несмотря на чудесную погоду, море пусто.
Вблизи берега над волнами носятся то туда , то сюда чайки. Вдруг чайки, как будто сговорившись, улетают прочь от берега. По-видимому, их зоркие глаза рассмотрели вдали пароход, и они направились навстречу ему.
Но главное очарование море заключается в какой-то тайне, которую оно хранит в своих пространствах. Сквозь толщу воды были видны разноцветные камешки гравия.
Стебли подводных растений составляли сказочный лес, пронизанный сверху мутно-зелеными лучами солнца.(-В.Катаев – в карточке автор не указывается)
Текст №2
Море огромное, лениво вздыхающее у берега– уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег…
Море ластится к берегу, и волны звучат так ласково, точно просят погреться к костру. Иногда в общей гармонии плеска слышится более повышенная и шаловливая нота– это одна из волн, посмелее, подползла ближе к нам.
Темное, могуче размахнувшееся море светлеет, местами на нем появляются небрежно брошенные блики луны. Она уже выплыла и теперь задумчиво льет свой свет на море, тихо вздыхающее ей навстречу
(М.Горький)
Текст№3
Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок.
В голубом пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн, взбегавших одна за другой на пологий берег песчаной косы. Этот звук и блеск солнца , тысячекратно отраженного рябью моря, гармонично сливались в непрерывное движение , полное живой радости. Солнце было счастливо тем, что светило; море– тем, что отражало его ликующий свет.
Ветер ласково гладил атласную грудь моря; зеленоватые волны, взбегая на желтый песок, сбрасывали с него белую пену, она с тихим звуком таяла на горячем песке, увлажняя его; узкая, длинная коса походила на огромную башню, упавшую с берега в море. Вонзаясь острым шпилем в безграничную пустыню играющей солнцем воды, она теряла свое основание вдали.
Парусное судно скользило по воде, как большая неуклюжая птица с серыми крыльями. Оно было далеко от берега и шло еще дальше туда, где море и небо сливалось в синюю бесконечность.
Море, принимая солнце в свои объятия, встречало его приветливой музыкой плеска волн, разукрашенных его прощальными лучами в дивные, богатые оттенками цвета.
Божественный источник света, творящего жизнь, прощался с морем красноречивой гармонией своих красок, чтобы разбудить сонную землю радостным блеском лучей. (М.Горький)
Текст №4
Их обоих окон мне было видно море. Огромные холмы с белым гребнем, с воем толкая друг друга, встают, падают, опять встают, только брызги, как дым, поднимаются, да стон носится в воздухе. Фрегат взберется на голову волны, дрогнет там на гребне, потом упадет на бок и начинает скользить с горы, опустившись на дно между двух бугров, выпрямится только затем, чтоб тяжело перевалиться на другой бок и лезть вновь на холм.
…обнаженное у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохочущий бег которых к черному, штормовому горизонту наполнял пространство стадами гривастых фантастических существ, несущихся в разнузданном свирепом отчаянии к далекому утешению.
Стоны и шумы, завывающая пальба огромных взлетов воды и , казалось, видимая струя ветра, полосующего окрестность,-так силен был его ровный пробег,-давали ту притупленность, оглушенность, которая равна действием глубокому сну.
Текст № 5
…Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.
Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они все твердят свою, от начала мира одну и ту же , песнь мрачного и неразгаданного содержания; и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. Птицы не щебечут вокруг; только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.
Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! От этого, может быть, так тяжело смотреть ему на море.
Нет, бог с ним, с морем! Самая тишина его и неподвижность не рождают отрадного чувства в душе: в едва заметном колебании водяной массы человек все видит ту же необъятную, хотя и спящую силу, которая подчас так ядовито издевается над его гордой волей и так глубоко хоронит его отважные замыслы, все его хлопоты и труды. Гончаров И.А.)
4. Реконструкция
Работа по группам с текстом.
– Каждый участник группы выписывает 5-6 ключевых слов из текста, определяет, какое состояние моря описано в данном тексте, выбирает подходящую по теме иллюстрацию
5. Социализация
– Затем в группе сравнивают и обсуждают выписанные слова. Записывают коллективно отобранные ключевые слова, обсуждают состояние моря, которое описано в тексте, выбирают подходящую иллюстрацию.
Далее коллективно заполняется рабочий лист.
Рабочий лист
Что вижу | Что слышу | Что чувствую |
Эпитеты__________________________________________________
Сравнения________________________________________________
Метафоры________________________________________________
6. Афиширование
Каждая группа представляет свой текст.
– Выразительное чтение текста.
– Ответ на вопрос, какое состояние моря описано в нем.
– Указывают иллюстрацию, соответствующую данному образу моря.
– Назвать ключевые слова по плану (что вижу, что слышу, что чувствую)
– называют наиболее яркие эпитеты, сравнения, метафоры.
7. Разрыв-2
Учитель: Вы назвали много ярких, интересных метафор, а мне особенно нравится одна, не названная вами – “Море смеялось”. С этой метафоры начинается один из текстов, принадлежащих А.М.Горькому.
– Как вы думаете, какой это текст? (находят текст №3). Обоснуйте свой ответ.
8. Рефлексия
Мы увидели сегодня справедливость утверждения, с которого начали свой урок: “Море всегда разное, новое, невиданное”. Думается, что у каждого из вас сложился свой образ моря, свое представление о нем. Попытайтесь
в виде синквейна выразить свои впечатления о море.
На втором уроке предлагается написать творческую работу “Я сижу на берегу моря…”