Тема урока: Решение уравнений с помощью разложения на множители.
Имя урока: Уравнение-ключ к изучению точных наук.
Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков: урок-практикум.
Методы работы:
– алгоритмизация учебной деятельности;
– метод практических действий;
– частично-поисковый.
Формы урока:
– фронтальная,
– индивидуальная,
– парная (её элементы).
Оборудование: ТСО – компьютер.
Цель урока для учащихся: Формирование навыков решения уравнений с помощью разложения на множители.
Цели для преподавателя:
Обучающие:
– закрепление знаний и умений раскладывать многочлен на множители, используя все известные учащимся способы, при решении уравнений (в том числе уравнений с модулем);
– создание условий для самостоятельной деятельности учащихся, применение полученных знаний в знакомой, модифицированной и незнакомой ситуациях.
Развивающие: – формирование устойчивого внимания и взаимоконтроля.
Воспитывающие: – воспитание ценностного отношения к сохранению здоровья.
Ход урока“Не всегда уравненья разрешают
сомненья,
Но итогом сомненья может быть озаренье”.
А.Н.Колмогоров
1. Проверка домашнего задания.
На перемене учащиеся сдают текст составленной ими задачи, решение которой приводит к составлению уравнения (10х+5)-3012=6х.
(Работы оцениваются, интересные задачи вывешиваются на стенд к следующему уроку)
2. Организационный момент. (Мотивация)
Учитель сообщает, что из курса математики и физики они знают формулы, просит их назвать (s = v t, m = V, P=2(a+b)). Например, зная Р и b, можно найти а, для этого необходимо решить линейное уравнение. Эти формулы простые, но вы будете изучать более сложные формулы и столкнётесь с решением не только линейных уравнений. От того, как хорошо вы владеете навыками решения уравнений, зависят ваши успехи в изучении таких предметов как физика, химия, биология и, конечно же, алгебры и геометрии.
Сообщается тема урока, цель урока, имя урока и эпиграф к данному уроку.
(Слайды №1-3 презентации к уроку). (Презентация к уроку прилагается)
3. Актуализация знаний учащихся (устная работа).
На экране слайд с заданием №1 “Найдите уравнение”.
Слайд № 4.
Задание 1. Найдите уравнения.
1) 2у – 1 2) 3х – 5 = 11 3) 7у + 2х + 3 4) 14а2 – 7а + а 5) 8х = – 4 6) 5,8 · 10k 7) 3 (5 – 7) = 2 – 8 8) m – 7 = – 4m – 9 |
|
На экране красными чернилами написаны 8 выражений. Среди них найдите, пожалуйста, уравнения. Докажите, что вы действительно назвали уравнения. Для доказательства нужно вспомнить …(определение уравнения). Если дано уравнение, то, что с ним нужно сделать? Что значит решить уравнение? А что называется корнем уравнения? Расскажите, пожалуйста, друг другу эти правила.
(Появляется следующий слайд)
Слайд № 5.
Задание 2. Уравнения, имеющие одни и те же корни, называются … .
1) | b | = 4 2) 3y – 15 = 0 3) c2 – 16 = 0 4) 7x = 2 |
Ребята, я вам предлагаю вспомнить ещё одно определение. Уравнения, имеющие одни и те же корни, называются…
Перед вами 4 уравнения. Среди них найдите, пожалуйста, равносильные. Чтобы ответить на вопрос, что нужно сделать? (Ответы решения уравнений появляются по мере их решения учащимися)
При решении этих уравнений вы пользовались свойствами равносильности уравнений. Я вам предлагаю ещё раз их вспомнить.
Слайд № 6.
Свойства равносильности уравнений
- Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному;
- Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному;
- Если в какой-либо части или в обеих частях уравнения выполнить тождественное преобразование, не меняющее области определения уравнения, то получится уравнение, равносильное данному;
- Произведение двух множителей равно нулю, если хотя бы один из них равен нулю, а другой при этом имеет смысл.
(Выделенная часть последнего свойства появляется после получения ответа учащихся, возможны варианты)
Мы с вами при изучении этих свойств составили математические модели. Ребята, не забывайте пользоваться ими при решении уравнений.
(На доску выносятся модели свойств)
(На экране появляется следующий слайд)
Слайд № 7.
Задание 3. Найдите ошибки:
- При раскрытии скобок:
- В решении уравнения:
- В разложении на множители:
8х2-12х=4х(2х+4х);
25у2-81=(5у-9)(5у+9);
16+9с2=(4-3с)(4+3с);
х2-6х+9=(х-81)2.
9(2а-3)-4(а+2)=18а-27-4а+2;
(а-2в)(а+2в)=а2-4ав+4в2.
| 2а-1|=0,4;
2а – 1= – 0,4 или 2а – 1= 0,4;
2а = 0,6 или 2а = 1,4;
а= 0,3 или а = 7.
Ответ:0,3. Ответ:7.
Вашему вниманию, ребята, предлагаю задания на нахождение ошибки.
4. Тренировочные задания.
(На экране следующий слайд)
Слайд № 8.
Задание №4. Решите уравнения. Решив уравнения 1-4, вы выясните, какие яды попадают в организм человека вместе с вдыхаемым дымом сигарет:
1) 5х2+х=0; х2-144=0; (х-1)2-25=0; 4х2+12х+9=0; |(7х+1)(3х-1)-21х2| = 3; а2-3а2-4а= – 12; 11х2+88х+176=0; 8а2+12а2-18а=27; При каких значениях а уравнение ах=а2-5а+6
|
-4; 6 – никотин; 6,5-фтор; 0 ; – 0,2 – свинец; -1,5 – ртуть; 1,25-калий; o –кадмий. Никотин в 2 раза более ядовит,чем
стрихнин, |
Ребята, откройте, пожалуйста, тетради. Запишите число, классная работа, тему урока и задание “Решите уравнения”.
Скажите, пожалуйста, какие из приведённых уравнений вы сможете решить без труда?
(Решение проводится на доске и в тетрадях, у доски находятся одновременно 3 ученика.) При решении 5 уравнения ученикам разрешается пользоваться опорным конспектом (см. ПРИЛОЖЕНИЕ).
После завершения этой работы ученики берут заранее полученные тетрадные листы бумаги, копировальную бумагу и работу продолжают в тетрадях – результат их деятельности копируется на втором листе бумаги.
5. Самостоятельная работа.
(на экране появляется следующий слайд):
Слайд № 9.
Задание 5. Решите уравнения самостоятельно:
1 вариант 1. х – х2 = 0; 2. 4х2 + 4х + 1 = 0; 3. |4у(2у+2)-(8у-1)(у+6)| = 3. 4. Найдите, при каких значениях а корнем уравнения 3а|6х-41|+3=14 является число 5, |
2 вариант 1. 4у2 – у = 0; 2. 9у2 – 12у + 4 = 0; 3. |(1-с)(4-6с)-(2с-1)(3с+1)| = 3. 4. Найдите, при каких значениях а корнем уравнения а|2х-1|-4=5 является число 7. |
(Обязательно решение трёх уравнений, 4 уравнение оценивается отдельно, это задание на применение полученных знаний в нестандартной ситуации)
6. Проверка выполненной работы.
(Ученики сдают листы с выполненными работами, обмениваются работами и проверяют работу соседа по слайдам)
Слайд № 10.
Ответы к самостоятельной работе
1 вариант 1. -1; 0; 1 2. -0,5 3. 3/13; 1/13 4. х=5; 5. 3а|30-41|+3=14; 6. 3а/11=11; 7. а=1/3. Ответ: при а=1/3. |
2 вариант 1. -0,5; 0; 0,5 2. 2/3 3. 2/9; 8/9 4. х=7; а|14-1 |-4=5; а·13=9; а=9/13. Ответ: при а=9/13 . |
Сообщить критерии оценивания работ: – верно решены 3 уравнения – оценка “5”;
– верно решено 2 уравнения – оценка “3”;
– если решены 3 уравнения, но есть ошибки – оценка “4”.
Ребята, поднимите руки те, кто получил “4” и “5”. (24 ученика из 27 присутствующих-89%)
7. Домашнее задание (учащиеся получают карточки с заданиями).
б)(2х + 3)2– 4(1 – х)2 =1.
3) Найдите натуральные значения а, при которых является натуральным числом корень уравнения: а(3х-2)+2(3+а)=18.
8. Итог урока (рефлексия).
– Давайте прочитаем предложения и выберем то, на которое вы хотите и сможете ответить:
Слайд № 11.
– Я сегодня на уроке…
– Самым трудным на уроке для меня было…
– На уроке мне понравилось…
Спасибо за урок. До свидания.
Выводы: Цель урока достигнута, 89% учащихся справились с решением уравнений на “хорошо” и “отлично”.