Развитие связной речи. Восстановление текста "Сазан" по демонстрации действия

Разделы: Логопедия


Связная речь является сложной формой речи, ребенок овладевает ею постепенно. В результате логопедического обследования видно, что дети с ОНР затрудняются в построении конструкций связной монологической речи. При пересказах не умеют последовательно достаточно полно излагать свои мысли. У детей нарушена структура текста: наблюдаются разрывы, иногда отсутствуют связывающие элементы. Несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программами гуманитарных предметов.

Тема урока: Развитие связной речи. Восстановление текста “Сазан” по демонстрации действия.

Цели и задачи урока: учить учащихся удерживать смысловую программу в памяти; располагать предложения в определенной последовательности; развивать связную речь, память, слуховое внимание, зрительное восприятие.

Оборудование: карточки разного цвета со словами, обозначающими действие предмета; предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Подбор действий к предметам.

– Назовите предметы на картинках и подберите к ним 5 – 6 действий. Например: лиса – охотится, заметает следы, спит, бежит, смотрит, тявкает, роет нору…

(Картинки: лиса, самовар, листья, деревья, роза, заяц).

2. Сообщение темы занятия.

– Сегодня на занятии мы будем составлять рассказ “Сазан” из предложений, которые вам даны на карточках разного цвета по демонстрации действия.

3. Развитие слухового внимания и логического мышления.

– Прочитайте загадки и назовите действия, выполняемые предметом, запишите их по памяти в тетрадях. Отгадайте загадки.

В поле мчится,
В дверь стучится,
Ворота отворяет,
Пыль поднимает.

(Ветер).

Он живет в лесу дремучем,
Сам он серый и колючий,
Ночью ходит, днем он спит,
Если сердится – ворчит.

(Ежик).

4. Восстановление текста по демонстрации действия.

– Давайте прочитаем предложения и подумаем, что можно из них составить. (Если переставить предложения, можно составить рассказ). Посмотрите, все предложения записаны на карточках разного цвета. Давайте прочитаем и назовем в предложениях слова, обозначающие действия предмета.

Предложения.

Они закинули сети и потянули их вдоль озера. Мама сварила из сазана вкусную уху. Саня и Сережа ловили рыбу на озере. Вытянули сети, а там оказался огромный сазан. Сазана принесли домой.

Слова – действия предмета.

(Закинули, потянули, сварила, ловили, вытянули, принесли, оказался).

– Давайте подумаем и назовем действия в последовательности их выполнения.

(Ловили, закинули, потянули, вытянули, оказался, принесли, сварила).

– Прочитаем предложения в правильной последовательности.

– Теперь посмотрите на доску. На доске полоска – подсказка, из цветных квадратиков, проверьте, правильно ли у вас расположены предложения?

– Мы составили рассказ по демонстрации действия “Сазан”.

– Новые слова: сазан – разновидность рыбы. (Предметная картинка рыбы “сазан”).

Сазан

Саня и Сережа ловили рыбу на озере. Они закинули сети и потянули их вдоль озера. Вытянули сети. А там оказался огромный сазан. Сазана принесли домой. Мама сварила из сазана вкусную уху.

5. Физминутка.

(Закрепление пространственных представлений: правый, левый).

Игра: “Делай то, что я скажу, а не то, что я покажу”.

6. Работа с текстом.

– Перескажите текст по памяти. Запишите его на слух.

7. Итог занятия.

– Назовите из текста действия предмета, к которым можно задать вопрос: ЧТО ДЕЛАЛИ? А потом те, к которым подходит вопрос: ЧТО ДЕЛАЛА?