Связная речь является сложной формой речи, ребенок овладевает ею постепенно. В результате логопедического обследования видно, что дети с ОНР затрудняются в построении конструкций связной монологической речи. При пересказах не умеют последовательно достаточно полно излагать свои мысли. У детей нарушена структура текста: наблюдаются разрывы, иногда отсутствуют связывающие элементы. Несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программами гуманитарных предметов.
Тема урока: Развитие связной речи. Восстановление текста “Сазан” по демонстрации действия.
Цели и задачи урока: учить учащихся удерживать смысловую программу в памяти; располагать предложения в определенной последовательности; развивать связную речь, память, слуховое внимание, зрительное восприятие.
Оборудование: карточки разного цвета со словами, обозначающими действие предмета; предметные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент.Подбор действий к предметам.
– Назовите предметы на картинках и подберите к ним 5 – 6 действий. Например: лиса – охотится, заметает следы, спит, бежит, смотрит, тявкает, роет нору…
(Картинки: лиса, самовар, листья, деревья, роза, заяц).
2. Сообщение темы занятия.– Сегодня на занятии мы будем составлять рассказ “Сазан” из предложений, которые вам даны на карточках разного цвета по демонстрации действия.
3. Развитие слухового внимания и логического мышления.– Прочитайте загадки и назовите действия, выполняемые предметом, запишите их по памяти в тетрадях. Отгадайте загадки.
В поле мчится,
В дверь стучится,
Ворота отворяет,
Пыль поднимает.
(Ветер).
Он живет в лесу дремучем,
Сам он серый и колючий,
Ночью ходит, днем он спит,
Если сердится – ворчит.
(Ежик).
4. Восстановление текста по демонстрации действия.– Давайте прочитаем предложения и подумаем, что можно из них составить. (Если переставить предложения, можно составить рассказ). Посмотрите, все предложения записаны на карточках разного цвета. Давайте прочитаем и назовем в предложениях слова, обозначающие действия предмета.
Предложения.
Они закинули сети и потянули их вдоль озера. Мама сварила из сазана вкусную уху. Саня и Сережа ловили рыбу на озере. Вытянули сети, а там оказался огромный сазан. Сазана принесли домой.
Слова – действия предмета.
(Закинули, потянули, сварила, ловили, вытянули, принесли, оказался).
– Давайте подумаем и назовем действия в последовательности их выполнения.
(Ловили, закинули, потянули, вытянули, оказался, принесли, сварила).
– Прочитаем предложения в правильной последовательности.
– Теперь посмотрите на доску. На доске полоска – подсказка, из цветных квадратиков, проверьте, правильно ли у вас расположены предложения?
– Мы составили рассказ по демонстрации действия “Сазан”.
– Новые слова: сазан – разновидность рыбы. (Предметная картинка рыбы “сазан”).
Сазан
Саня и Сережа ловили рыбу на озере. Они закинули сети и потянули их вдоль озера. Вытянули сети. А там оказался огромный сазан. Сазана принесли домой. Мама сварила из сазана вкусную уху.
5. Физминутка.
(Закрепление пространственных представлений: правый, левый).
Игра: “Делай то, что я скажу, а не то, что я покажу”.
6. Работа с текстом.– Перескажите текст по памяти. Запишите его на слух.
7. Итог занятия.– Назовите из текста действия предмета, к которым можно задать вопрос: ЧТО ДЕЛАЛИ? А потом те, к которым подходит вопрос: ЧТО ДЕЛАЛА?