Цели урока:
- В увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках, показать их широкое использование в повседневной жизни.
- Пробудить у учащихся стремление к творчеству, помочь им это творчество проявить.
- Развитие учебно-познавательных умений, внимания, мышления обучающихся.
- Расширение их кругозора.
- Формирование коммуникативной и информационной компетенций обучающихся.
- Развитие у обучающихся умения работать в группе, сотрудничать при решении учебных задач.
- Воспитание интереса к предмету.
Длительность: 60 минут.
Оборудование: компьютер, проектор (использование этих технических средств не является обязательным), оборудование для фокусов (выбраны самые простые фокусы, которые можно провести без специального физического оборудования, творчество организаторов приветствуется).
Предварительная подготовка старшеклассников: распределить роли между обучающимися 11-х классов (ведущий, три капитана команд, Вовочка, Очень Умный Ученик, поэт, фокусник, леший, повар, космонавт, художник, гламурная девушка), подобрать соответствующий своей роли образ и реквизит, подготовить пригласительные билеты для обучающихся 8-х классов, заготовить смайлики.
Краткое описание: В данном мероприятии участвуют обучающиеся восьмых классов и ученики одиннадцатого класса в качестве ведущих и гостей. Мероприятие можно провести в рамках предметной недели. Роли гостей и содержание вопросов, которые они задают, конечно, могут быть любыми, но сама идея мероприятия очень нравится всем ребятам. Оно не требует большой подготовки, может быть проведено практически при любых технических и прочих условиях. Для этой игры можно продумать интересное оформление кабинета, предложить ученикам выпустить интересные стенгазеты (“Физика с приколами”, “Знаете ли вы…” и т.д.)
Также будет интересно, если представление некоторых гостей будет сопровождаться видеороликами. Команда-победитель получает призы или отметки в журнал.
Ход мероприятия
Накануне игры все ученики 8-го класса получают пригласительные билеты. На одной третьей части всех билетов изображены физические измерительные приборы, на каждом третьем написаны формулы, на остальных – фотографии физиков. Ведущий встречает восьмиклассников на входе в кабинет и помогает занять место за одним из столов в зависимости от того, что изображено на пригласительном билете. Таким образом, формируются три команды.
Ведущий: Дорогие ребята! Я очень рад приветствовать вас в кабинете физики на нашем необычном уроке. Вы любите ходить в гости? А принимать гостей? Так вот, сегодня очень много желающих побывать у вас в гостях. Не буду никого представлять заранее, вы со всеми познакомитесь и пообщаетесь. Но гости будут задавать вам свои вопросы, и та команда, которая первой даст правильный ответ, получит один смайлик. У кого больше смайликов наберется за игру – тот и победил! Итак, встречайте первых гостей!
(входят три ученика 11-го класса)
Ведущий: Это ваши капитаны команд. Первая команда в качестве эмблемы выбрала измерительные приборы, поэтому предлагаю вам назваться в честь одного из приборов, сами выберите какого. А это ваш капитан. Вторая команда в качестве эмблемы использует физические формулы и законы, поэтому и название предлагаю выбрать в честь одного из известных вам уже законов. Знакомьтесь: ваш капитан. И, наконец, третья команда сформирована так, что на пригласительных билетах у них фотографии известных ученых, и вам будет логично назваться в честь одного из великих физиков. Прошу вашего капитана также занять место с командой.
(Капитаны садятся к членам своей команды, помогают выбрать название, записывают его маркером на доске. Их задача – помогать восьмиклассникам в игре, а также фиксировать на доске количество правильных ответов. Для этой цели у каждого капитана есть заготовленные заранее смайлики, которые они прикрепляют на доску под названием своей команды в случае правильного ответа).
Ведущий: А сейчас ваши капитаны проведут для вас разминку!
Капитан первой команды задает три вопроса
своей команде.
Ответы: ареометр, динамометр, весы.
Капитан второй команды задает три вопроса
членам второй команды.
Капитан третьей команды задает вопросы
участникам своей команды.
Ответы: И.Ньютон, А.Эйнштейн, М.В.Ломоносов.
Ведущий: Спасибо большое командам за разминку. Кто же это стучит к нам в дверь? Здравствуйте, проходите. Кто вы, представьтесь, пожалуйста.
Вовочка: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Вовочка. Я герой многих анекдотов, думаю, вы слышали обо мне. Я знаю, что вы умные мальчики и девочки и сможете объяснить мне некоторые вещи. Вот вчера мой отец сказал на родительском собрании: “Ну что ж поделаешь, Вовочке в одно ухо влетело, в другое вылетело...”. Учитель физики ответил: “Ошибаетесь, звук в вакууме не распространяется”. А я вот думаю, что такое вакуум? (ребята отвечают)
Я недавно спрашиваю друга: “ В чем сила, брат?”. Он отвечает: “ В деньгах”. Вот и мой брат говорит, что в деньгах! А в школе говорят, что сила — она в ньютонах! Ребята, а что это значит? (ребята отвечают)
На уроке физики учитель спросил меня: “Что такое лошадиная сила?” Я говорю: “Это сила, которую развивает лошадь ростом в один метр и весом в один килограмм!”. А он мне: “Интересно! И где же ты видел такую лошадь? ”. А я ему отвечаю: “А ее так просто не увидишь. Она хранится в Париже, в Палате мер и весов”. Пошутил, конечно…Ребята, правда, а что такое лошадиная сила? (ребята отвечают)
Вовочка: Спасибо вам, ребята, за те ответы, которые я получил на свои вопросы, теперь буду знать. Всем пока! (уходит)
Появляется один Очень Умный Ученик в очках, со стопкой книг. Он не задает вопросов, он сообщает информацию.
Очень Умный Ученик: Это интересно. Жители Африки и Азии с лёгкостью носят на голове тяжёлые грузы. Это объясняется законами физики. При ходьбе корпус человека поднимается и опускается, таким образом, затрачиваются силы на подъём груза. Голова при этом поднимается и опускается с меньшей вертикальной амплитудой, чем всё тело, причём эта особенность вырабатывалась эволюционным путём: мозг оберегался от сотрясения, рессорой же служил пружинящий позвоночник с двойным изгибом. (Уходит)
Ведущий: А у нас новый гость, точнее, гостья. И такая красавица! Встречайте, ребята! (заходит Гламурная Девушка)
Девушка: Всем привет! (обращает внимание на учебник физики.) Вы что, правда, это читаете? А я только модные журналы листаю. Вот в одном написано, что рука Будды (золотой статуи в древнегреческом храме), которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Ну, я и подумала: конечно, золото украл кто-то, да и все. Что, не правильно, что ли? (ребята отвечают)
Представьте, младшая сестренка подходит и спрашивает: а как измерить температуру муравья? Я ей и говорю: надо запихать ему градусник под мышку. А ей в школе за это “2” поставили. А что делать-то с этими муравьями? (ребята отвечают)
Вот еще что вспомнила. Тут я сапоги пошла купить зимние, ну, самые модные в сезоне, шпилька сантиметров 20, а парень мой мне говорит, что я в снегу увязну. Представьте, какая фантазия? Как вы думаете? (ребята отвечают)
Ну, все, я пошла. Журнальчик новый куплю, возьму шоколадку и почитаю!
Девушка уходит. Заходит Очень Умный Ученик.
Ведущий: А, это вы? Заходите, заходите…
Очень Умный Ученик: Это интересно. Солнечные лучи, проходя через капли дождя в воздухе, разлагаются в спектр, так как разные цвета спектра преломляются в каплях под разными углами. В результате формируется окружность — радуга, часть которой мы видим с земли в форме дуги, а центр окружности лежит на прямой “Солнце — глаз наблюдателя”. Если свет в капле отражается два раза, то можно увидеть вторичную радугу (уходит).
Ведущий: Снова кто-то стучится к нам в класс. О, да это же всем известный Поэт! Как мы рады вас видеть!
Поэт декламирует:
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед.
О чем это я, господа? “Коньками звучно режет лед” – как это? (ученики отвечают)
Ах, как играет этот Север!
Ах, как пылает надо мной
Разнообразных радуг веер
В его короне ледяной!
Ему, наверно, по натуре
Холодной страсти красота,
Усилием магнитной бури
Преображенная в цвета…
Забыл, как называется то явление, о котором я здесь пишу…Мерцание, блистание…Как же это, не подскажете? (ребята отвечают)
На окне, серебряном от инея…
Иней… Какое красивое слово… А что это такое – иней? (ответы учеников)
Поэт: Спасибо, ребята. Вы, право, очень умны и начитанны! До новых встреч!
Ведущий: Спасибо, что почтили нас своим вниманием! Приходите еще! О! Снова вы?
Заходит Очень Умный Ученик: Это интересно. Всем известно имя английского физика Джеймса Клерка Максвелла (1831-1879), создателя классической электродинамики, одного из основателей статистической физики. Однако мало кто знает, что он был довольно известным в свое время поэтом. Причем, поэтом, прославившимся среди знатоков не только талантливыми произведениями, но и весьма странным псевдонимом – математическим выражением – dp/dt. (Уходит)
Ведущий: Ребята, а у нас новый гость! Я видел вас недавно в цирке!
Фокусник: Я – известный иллюзионист. Вся свою жизнь я радую зрителей интересными фокусами. Но большинство фокусов, ребята, основываются на хорошем знании физики. Не верите? Смотрите сами! Отрежем полоску шириной в полтора сантиметра, склеим из нее кольцо и поставим его вертикально на горлышко пустой бутылки из-под молока. Сверху положим монетку так, чтобы она пришлась точно над отверстием. Теперь введем внутрь кольца палку или линейку. Ударим по кольцу в горизонтальном направлении как можно более резко. Монетка аккуратно упадет в бутылку. Почему? (ребята отвечают)
Хотите второй фокус? Заполняю стакан до краев водой. Передо мной горсть монет. Сколько их, по-вашему, можно положить в стакан? (оказывается, благодаря поверхностному натяжению жидкости, монет можно положить очень много, ребята пытаются объяснить увиденное)
Для третьего фокуса беру яйцо и бутылку. Как сделать так, чтобы яйцо само вошло в бутылку? (нужно положить туда предварительно зажженную бумагу, ребята объясняют опыт)
Большое спасибо! Оказывается, вы тоже можете показывать фокусы. (Уходит) Снова появляется Очень Умный Ученик: Это интересно. Исаак Ньютон интересовался многими аспектами физики и других наук, и не боялся проводить некоторые эксперименты на себе. Свою догадку о том, что мы видим окружающий мир из-за давления света на сетчатку глаза, он проверял так: вырезал из слоновой кости тонкий изогнутый зонд, запустил его себе в глаз и давил им на заднюю сторону глазного яблока. Возникшие цветные вспышки и круги подтвердили его гипотезу. (Уходит)
Ведущий: А мы ждем нового гостя. Здравствуйте, а вы кто? Выглядите как-то странновато… Леший: Разрешите представиться: я – Леший, персонаж многих русских сказок и преданий. В лесу я – полноправный и неограниченный хозяин: все звери и птицы находятся в моем ведении и повинуются мне безответно. Я могу стать пнем и кочкой, превратиться в зверя и птицу, оборотиться медведем и тетеревом, зайцем, да кем угодно, даже растением. Давайте посмотрим, кто лучше знает лес: я или вы? Особенно подчинены мне в лесу зайцы. Поэтому первый вопрос про них: куда зайцу легче бежать – с горы или в гору? (ребята отвечают на вопрос)
Сейчас зима, многие на охоту в лес ходят, например, за куропатками. А вот вы знаете, одинаковы ли температура ее тела и лап? Объясните-ка мне. (Ребята отвечают на вопрос)
Если хочешь жить в лесу, нужно хорошо знать приметы. Вот вам одна из них: верно ли, что ласточки, летающие низко над землей, предвещают приближение дождя? (ребята отвечают)
Ну, спасибо, уважили! Все– то вы про лес знаете, приходите летом в гости. До свидания, ребятки!
Уходит, снова появляется Очень Умный Ученик.
Очень Умный Ученик: Это интересно. Насекомые ориентируется в полёте по свету. Они фиксируют источник — Солнце или Луну — и выдерживают постоянный угол между ним и своим курсом, принимая такое положение, при котором лучи освещают всегда одну и ту же сторону. Однако если лучи от небесных светил почти параллельны, то от искусственного источника света лучи расходятся радиально. И когда насекомое выбирает светильник для своего курса, то движется по спирали, постепенно приближаясь к нему (уходит).
Ведущий: Кто стучится к нам еще? Попробую угадать: вы – повар!
Повар: Да, я шеф – повар одного из самых дорогих ресторанов. Я могу приготовить любое блюдо, но даже самый хороший повар должен отлично знать законы физики! Вы можете убедиться в этом сами. Вот, например, какая вода скорее закипает, сырая или кипяченая, если перед нагреванием она имела одинаковую температуру? (ученики отвечают)
Молодцы, разбираетесь, а теперь скажите, почему овощи нужно варить в закрытой кастрюле? (ученики отвечают) Если вы все так хорошо знаете, то должны ответить и на этот вопрос: почему не обжигает руки вынутое из кипятка яйцо? (ученики отвечают)
Спасибо, ребята, очень приятно было пообщаться с вами. Но у меня сегодня банкет, надо спешить.
Уходит, снова появляется Очень Умный Ученик.
Очень Умный Ученик: Это интересно. Если сваренное яйцо крутануть на гладкой поверхности, оно быстро завертится в заданном направлении и будет вращаться довольно долго, а сырое остановится гораздо раньше. Это происходит потому, что крутое яйцо вращается как единое целое, а у сырого — содержимое жидкое, слабо связанное со скорлупой. Поэтому, когда начинается вращение, жидкое содержимое из-за инерции покоя отстаёт от вращения скорлупы и тормозит движение. Также во время вращение можно на короткий момент остановить вращение пальцем. По тем же причинам варёное яйцо сразу остановится, а сырое будет продолжать крутиться после того, как убрать палец. Спасибо за внимание.
Очень Умный Ученик уходит, снова появляется гость.
Ведущий: Здравствуйте, а я знаю вас. Да и ребята, скорее всего, с вами заочно знакомы, ведь только вчера вас показывали в новостях. Вы – космонавт, только что вернулись из очередного полета. Расскажите нам, что из увиденного поразило вас больше всего?
Космонавт: Приветствую всех! Из увиденного меня поразили рассветы и закаты, и вид Земли из иллюминатора. Это очень эффектное зрелище. Земля — удивительная, голубая и такая маленькая. Как это ни банально, но хочется сказать вслед за Гагариным: “Люди, берегите Землю!” Кстати, в этом году весь мир будет отмечать 50-летие его полёта.
Ведущий: А как вы переносили перегрузки и невесомость?
Космонавт: Наверное, если готовиться 12 лет, то всё это уже по десять раз проигрывается. Кроме того, мы много тренировались на Земле, летали в самолёте, имитирующем невесомость, плавали в гидробассейне. Эта подготовка даёт хорошую форму и задел для нормальной и эффективной работы наверху. Мне известно, что современные мальчишки мечтают о полетах в космос. Поэтому я задам вам несколько вопросов для того, чтобы понять, достаточно ли вы владеете информацией о космических полетах. Мой первый вопрос: космонавт, перемещаясь по кабине космического корабля, сделал неосторожное движение и стукнулся о предмет. Испытывает ли он боль? (ответы ребят)
Молодцы, что отвечали, а теперь подумайте, можно ли измерить давление воздуха в кабине космического корабля барометром-анероидом? (ребята отвечают)
И последний вопрос: как уменьшить вредное воздействие перегрузок на космонавта? (ребята отвечают). Правильно, прежде всего, тренировками, затем положением космонавта в кресле и формой самого кресла. Теперь я вижу, что вы интересуетесь космонавтикой и хочу сказать вам, что в России есть соответствующее учебное заведение – Центр подготовки космонавтов. Когда после прохождения всех тестов человек, имеющий высшее образование, зачисляется в отряд космонавтов, он попадает в ЦПК и первые два года занимается общей космической подготовкой, где даются основы всех предметов, которые необходимы для полёта. После сдаются экзамены, и выдаётся соответствующий диплом. Желаю удачи, до новых встреч. (Уходит)
Появляется Очень Умный Ученик: Это интересно. Американский самолёт-разведчик SR-71 Blackbird при обычной температуре имеет в своей обшивке зазоры. В полёте обшивка разогревается из-за трения о воздух, и зазоры исчезают, а охлаждает обшивку топливо. Из-за такого способа самолёт нельзя заправить на земле, ведь топливо вытечет через те самые щели. Поэтому сначала в самолёт заправляется только небольшое количество горючего, и уже в воздухе происходит дозаправка.
Очень Умный Ученик вновь покидает класс, появляется последний гость.
Ведущий: Здравствуйте, молодой человек! Вы тоже к нам? А что это у вас в руках?
Художник: Добрый день. Вы что, меня не знаете? Я – художник. Автор многих картин. И все мои картины очень известные. Мне сказали, что здесь сегодня собрались умные ребята, и я решился прийти сюда, чтобы задать несколько вопросов, которые меня очень интересуют. Можно? Хороший художник должен уметь работать с цветом. Цвет предметов возникает, главным образом, в процессе поглощения волн. Красный сосуд выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового луча и отражает только красный. Когда мы говорим: “эта чашка красная”, то мы на самом деле имеем в виду, что молекулярный состав поверхности чашки таков, что он поглощает все световые лучи, кроме красных. А вот как мы увидим красную чашку, освещая ее не белым, а, например, зеленым цветом? (ученики отвечают)
Исследования показали, что на видимом участке спектра глаз человека способен различать при благоприятных условиях около 100 оттенков по цветовому фону. А сколько основных цветов существует? Какие из них используются для создания цвета а телевизорах? (ученики отвечают)
В 1676 году сэр Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр (Рисунок 4). Подобный спектр содержал все цвета, за исключением пурпурного. Как вы думаете, что произойдет, если за первой призмой поместить такую же вторую? (ученики отвечают). А теперь посмотрите на рисунок (Рисунок 5). Спасибо вам, ребята, за ваши ответы. А мне нужно идти рисовать. Вдохновение!
Появляется Самый Умный Ученик.
Очень Умный Ученик: Это интересно. Хотя многоцветный спектр радуги непрерывен, по традиции в нём выделяют 7 цветов. Считают, что первым выбрал это число Исаак Ньютон. Причём первоначально он различал только пять цветов — красный, жёлтый, зелёный, голубой и фиолетовый, о чём и написал в своей “Оптике”. Но впоследствии, стремясь создать соответствие между числом цветов спектра и числом основных тонов музыкальной гаммы, Ньютон добавил ещё два цвета (уходит).
Ведущий: (выглядывает за дверь) Все гости у нас побывали, больше никого нет за дверью. Ну что ж, ребята, закончился наш необычный урок. Сегодня состоялось ваше знакомство с представителями разных профессий, с интересными и необычными героями. Их объединил интерес – интерес к науке физике, которую мы с вами изучаем. И та информация, которую сегодня получили вы, а также наши замечательные гости, надеюсь, окажется для вас полезной и значимой. А нам пора подвести итоги. Я прошу подойти сюда капитанов команд и посчитать смайлики, которые висят на доске.
Подведение итогов. Награждение.
Литература:
- Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. Кн. для учителя.– 2-е изд., перераб.– М.: Просвещение, 1985.
- Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики: Кн. для учителя: Из опыта работы.– 2-е изд., перераб.– М.: Просвещение, 1988.
- Кибальченко А.Я. Физика для увлеченных. Решать задачи трудНО вместе возможно. -Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- Ланина И.Я. 100 игр по физике: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1995.
- Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике.– М.: Просвещение, 1999.
- Юфанова И.Л. Занимательные вечера по физике в средней школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990.