Цель урока: Ознакомление учащихся с правилами и мерами безопасного поведения на водоёмах в весенне-летний период.
Задачи урока:
- Познакомить с правилами и мерами безопасного поведения на водоёмах в весенне – летний период.
- Научить предвидеть опасность и избегать её.
- Воспитывать ответственность за свою жизнь.
Ход урока
Организационный момент:
Каждому человеку дана такая ценность, как жизнь. И каждый человек должен свою жизнь ценить и отвечать за её безопасность. Для этого мы должны учиться предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать – решительно и чётко, если случится беда. Сегодня мы побываем в опасных местах.
Постановка проблемы и актуализация знаний.
– Отгадайте ребус:
– Какое значение имеет вода в жизни каждого человека?
– Но всегда ли вода безопасна?
Работа в командах.
На доске:
– У вас на столах карточки:
– Первая команда должна выбрать те карточки, где говорится о пользе воды, а вторая команда карточки, где вода бывает опасна:
Игры на воде | Катание с горы возле реки | Купание в незнакомых местах |
Кататься на коньках, лыжах и санках в специально отведённых местах | Игры на льду | Катание на лыжах, коньках и санках в любых местах |
Полив огородов | Купание в бассейнах | Личная гигиена |
Какое сейчас время года?
– С наступлением весны под действием солнечных лучей снег и лёд быстро подтаивают. Ещё более разрушительное действие на него оказывает усиливающееся весной течение воды в реках, которое подтачивает его снизу. С каждым днём он становится всё более пористым, рыхлым и слабым. Передвижение по такому льду связано с большой опасностью.
Не ходи весной по льду,
Можешь ты попасть в беду:
В лунку или полынью
И загубишь жизнь свою.
Задание командам:
– Придумайте и нарисуйте знак:
1 команда – “Осторожно – гололёд!”
2 команда – “ осторожно – тонкий лёд!”
Рассказывает ученик:
Однажды в холодную, зимнюю пору
Я из лесу вышел. Был сильный мороз.
Гляжу, опускается медленно в прорубь
Какой-то детина… торчит только нос!
Сначала я принял его за моржа.
“Спасите!” – вдруг крикнул детина дрожа.
Бедняга, наверно, он шёл на рыбалку
И вдруг угодил в полынью с головой…
И я протянул ему лыжную палку,
И вскоре он выбрался, еле живой.
Ну что вам ещё рассказать про детину?
В реке распугал он всех раков и рыб,
Зато воспаленье поймал и ангину,
Простуду и насморк, и кашель, и грипп!
Рассказ о безопасности при переходе по льду.
Прежде, чем ступить на лёд, посмотрите, нет ли поблизости проложенной тропы или свежих следов – лучше двигаться по ним, так как этот путь проверен.
Если следов нет, надо внимательно осмотреться и наметить свой маршрут так, чтобы избежать мест, где может быть слабый лёд.
Следует обходить участки, запорошенные снегом или покрытые сугробами. Лёд под снегом всегда тоньше.
– Иногда всё-таки лёд проваливается под ногами неосторожного пешехода. Что нужно делать в этом случае?
– Если такое случится на ваших глазах, нужно:
– Позвать взрослых и помогать им.
– Вытащить ребёнка из полыньи, не подползая к краю ближе 3-5 метров и протянуть ему верёвку, лыжу или шарф.
– спасатель должен быть крепко привязан, или его должен кто-то страховать с берега.
– Вытаскивать человека нужно всегда с той стороны, откуда он шёл.
– Как можно скорее сменить одежду пострадавшего на сухую, напоить его горячим чаем.
– Доставить пострадавшего в больницу.
– Если это случится с вами, старайтесь выползти на лёд, не погружаясь в воду и делая толкательные движения ногами.
– Посмотрите на картинки и выберите предметы, которые вы взяли бы из дома, услышав крики о помощи.
Представители команд выбирают картинки. Команда подготавливает защиту выбранных предметов.
На доске картинки: чайник, скакалка, лыжная палка, бублик, картина, верёвка, санки, цветок, шарф, книжка, лыжи.
– Скоро наступит лето и каждый из вас любит плавать. К большому сожаленью не все умеют хорошо плавать, а это тоже бывает опасно.
Физминутка:
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Мы на пляже, солнце жжёт.
Побежим скорее в реку,
Окунёмся, поплывём.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
Задание командам:
– У каждой команды есть картинки. Составьте и напишите:
1 команда – правила поведения на льду.
2 команда – правила поведения на реке.
А теперь подведём итоги:
Каждая команда выбирает карточку поведения на льду и оказания помощи. Карточки вывешиваются в два ряда.
Молодцы! А теперь получите памятки поведения на льду и во время купания. Надеюсь, что вы будете соблюдать эти правила, и с вами никогда не случится беда.
– Посмотрите фильм о правильном поведении во время купания.
Сегодня вы все победители, так как вы теперь знаете правила поведения на льду и на воде. Но лучше выполнила задания … команда и она получает вымпелы лучших знатоков правил безопасности на воде.