Урок по окружающему миру "Безопасность на льду"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Ознакомление учащихся с правилами и мерами безопасного поведения на водоёмах в весенне-летний период.

Задачи урока:

  1. Познакомить с правилами и мерами безопасного поведения на водоёмах в весенне – летний период.
  2. Научить предвидеть опасность и избегать её.
  3. Воспитывать ответственность за свою жизнь.

Ход урока

Организационный момент:

Каждому человеку дана такая ценность, как жизнь. И каждый человек должен свою жизнь ценить и отвечать за её безопасность. Для этого мы должны учиться предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать – решительно и чётко, если случится беда. Сегодня мы побываем в опасных местах.

Постановка проблемы и актуализация знаний.

– Отгадайте ребус:

– Какое значение имеет вода в жизни каждого человека?

– Но всегда ли вода безопасна?

Работа в командах.

На доске:

– У вас на столах карточки:

– Первая команда должна выбрать те карточки, где говорится о пользе воды, а вторая команда карточки, где вода бывает опасна:

Игры на воде Катание с горы возле реки Купание в незнакомых местах
Кататься на коньках, лыжах и санках в специально отведённых местах Игры на льду Катание на лыжах, коньках и санках в любых местах
Полив огородов Купание в бассейнах Личная гигиена

Какое сейчас время года?

– С наступлением весны под действием солнечных лучей снег и лёд быстро подтаивают. Ещё более разрушительное действие на него оказывает усиливающееся весной течение воды в реках, которое подтачивает его снизу. С каждым днём он становится всё более пористым, рыхлым и слабым. Передвижение по такому льду связано с большой опасностью.

Не ходи весной по льду,
Можешь ты попасть в беду:
В лунку или полынью
И загубишь жизнь свою.

Задание командам:

– Придумайте и нарисуйте знак:

1 команда – “Осторожно – гололёд!”
2 команда – “ осторожно – тонкий лёд!”

Рассказывает ученик:

Однажды в холодную, зимнюю пору
Я из лесу вышел. Был сильный мороз.
Гляжу, опускается медленно в прорубь
Какой-то детина… торчит только нос!
Сначала я принял его за моржа.
“Спасите!” – вдруг крикнул детина дрожа.
Бедняга, наверно, он шёл на рыбалку
И вдруг угодил в полынью с головой…
И я протянул ему лыжную палку,
И вскоре он выбрался, еле живой.
Ну что вам ещё рассказать про детину?
В реке распугал он всех раков и рыб,
Зато воспаленье поймал и ангину,
Простуду и насморк, и кашель, и грипп!

Рассказ о безопасности при переходе по льду.

Прежде, чем ступить на лёд, посмотрите, нет ли поблизости проложенной тропы или свежих следов – лучше двигаться по ним, так как этот путь проверен.

Если следов нет, надо внимательно осмотреться и наметить свой маршрут так, чтобы избежать мест, где может быть слабый лёд.

Следует обходить участки, запорошенные снегом или покрытые сугробами. Лёд под снегом всегда тоньше.

– Иногда всё-таки лёд проваливается под ногами неосторожного пешехода. Что нужно делать в этом случае?

– Если такое случится на ваших глазах, нужно:

– Позвать взрослых и помогать им.

– Вытащить ребёнка из полыньи, не подползая к краю ближе 3-5 метров и протянуть ему верёвку, лыжу или шарф.

– спасатель должен быть крепко привязан, или его должен кто-то страховать с берега.

– Вытаскивать человека нужно всегда с той стороны, откуда он шёл.

– Как можно скорее сменить одежду пострадавшего на сухую, напоить его горячим чаем.

– Доставить пострадавшего в больницу.

– Если это случится с вами, старайтесь выползти на лёд, не погружаясь в воду и делая толкательные движения ногами.

– Посмотрите на картинки и выберите предметы, которые вы взяли бы из дома, услышав крики о помощи.

Представители команд выбирают картинки. Команда подготавливает защиту выбранных предметов.

На доске картинки: чайник, скакалка, лыжная палка, бублик, картина, верёвка, санки, цветок, шарф, книжка, лыжи.

– Скоро наступит лето и каждый из вас любит плавать. К большому сожаленью не все умеют хорошо плавать, а это тоже бывает опасно.

Физминутка:

Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Мы на пляже, солнце жжёт.
Побежим скорее в реку,
Окунёмся, поплывём.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.

Задание командам:

– У каждой команды есть картинки. Составьте и напишите:

1 команда – правила поведения на льду.

2 команда – правила поведения на реке.

А теперь подведём итоги:

Каждая команда выбирает карточку поведения на льду и оказания помощи. Карточки вывешиваются в два ряда.

Молодцы! А теперь получите памятки поведения на льду и во время купания. Надеюсь, что вы будете соблюдать эти правила, и с вами никогда не случится беда.

– Посмотрите фильм о правильном поведении во время купания.

Сегодня вы все победители, так как вы теперь знаете правила поведения на льду и на воде. Но лучше выполнила задания … команда и она получает вымпелы лучших знатоков правил безопасности на воде.

Приложение

Рисунок 1

Рисунок 2