Цели и задачи:
- Прививать любовь к родному краю, развивать стремление изучать историю родного края, сохранять бережное и уважительное отношение к памяти своих предков;
- Развивать творческие и коммуникативные способности учащихся;
- Нравственное и эстетическое воспитание школьников посредствам привлечения к активной творческой деятельности;
- Показать уникальность и значимость осенних даров для человека;
- Развитие творческих способностей учащихся, развитие чувства соперничества;
- Укрепление дружеских, товарищеских отношений в коллективе учащихся;
- Активизация творческого и духовного потенциала учащихся.
Подготовительный этап:
Примерно за месяц до праздника ребята под руководством учителей готовят рисунки, фотографии, стихии, поделки на тему “Природа. Лес. Осень. Родной край”. Накануне праздника проводится конкурс рисунков и фотографий на тему "Малый уголок родины", выставка букетов и поделок из природного материала. Лучшие работы представлены на празднике. Библиотекарь школы организует соответствующую выставку книг.
Мероприятие проводится на свежем воздухе (но в зависимости от условий можно организовать мероприятие и в стенах школы). Каждый класс должен пройти пять станций. На каждой станции проводятся соответствующие испытания. Актив школы республики “Школьная страна” под руководством старшего вожатого непосредственно участвует в разработке и проведении данного мероприятия. Ответственные сектора “Друзья малышей” до проведения праздника готовят для каждого класса карту маршрута прохождения марафона и карты баллов. За каждым классом и каждой станцией закреплен вожатый из старших классов.
План подготовки:
- Написание и подготовка сценария.
- Приглашение зрителей.
- Подготовка работ (рисунки, фотографии, поделки).
- Организация книжной выставки.
- Организация призов, грамот, фотосъемка.
- Музыкальное оформление.
- Подготовка концертных номеров (выступление учащихся со стихами).
- Подготовка материала с применением информационных технологий.
План проведения:
1. Встреча гостей.
2. Проведение конкурсов:
- Станция “Литературная” (общая, проводится в актовом зале школы).
- Станция “Дары осени”
- Станция “Знатоки лесных тайн”
- Станция “Осенние месяцы”
- Игровая станция
3. Подведение итогов, награждение.
4. Проведение праздничного чаепития.
Проведение мероприятия
Наш праздник начнём с обращения известного русского писателя Пришвина к вам, ученикам нашей страны.
“Дорогие ребята! Мы хозяева нашей природы, она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать…”
Осенью мы восхищаемся дарами нашей природы. А сегодня мы собрались здесь, чтобы показать эти дары друг другу и поблагодарить природу за ее подарки.
Осень над парком тенистым ложится
Золото кленов на воды пруда
Кружатся листья…Умолкли птицы…
В похолодевшее небо глядится
Астра, лучистая астра – звезда.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся на поиски осени. Путь нам предстоит не близкий, нас ждет много опасностей и приключений. А эта карта поможет нам быстрее найти осень. Итак, в дорогу!
1. Станция “Литературная”.
Учащиеся рассказывают стихи на тему “Природа. Лес. Осень. Родной край”.
2. Станция “Дары осени” (Загадки про грибы, овощи, животных, осень).
В окружающей нас природе немало загадочного. Мы не всегда задумываемся над ответами: все недосуг, дескать. Так в природе устроено. А ведь стоит подумать. Например, почему осенью с деревьев опадают те листья, которые растут на самых концах веток? Вы это замечали. Подумайте и ответьте.
Загадки про грибы.
(Отгадки написаны задом наперед.)
1. Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора – ...
(кивороб)2. Шоколадно-бурый гриб,
К скользкой шляпке лист прилип.
Воротник ажурный тонок –
Гриб такой зовут ...
(конелсам)3. На пеньке сидят братишки,
Все в веснушках, шалунишки.
Эти дружные ребята
Называются ...
(атяпо)4. Под листами на поляне
В прятки девочки играли.
Притаились три сестрички,
Светло-желтые ...
(икчисил)5. В шляпе розовой, мохнатой,
Но не выглядит растяпой.
Будто плюшевое ушко,
Для соления ...
(акшунлов)
Загадки про столовую зелень.
(Отгадки написаны задом наперед.)
1. Вот зелёная стрела
К свету, к солнышку взошла.
Мы её положим в суп,
Ведь приправа эта – ...
(кул)2. В огороде хрупкий зонт
Понемногу вверх растёт.
Как зовут тебя? “Прокоп”, –
Громко скажет нам ...
(порку)3. Вот зелёная кокетка,
Сельдереева соседка.
Остроносая старушка,
Знаем мы тебя, ...
(акшуртеп)
Загадки про животных.
(Отгадки написаны справа налево.)
Кто живёт в лесу у нас?
Хочешь знать?
Тогда сейчас
Мы загадки отгадаем,
Кто живёт в лесу, узнаем.1.Зубы остры, хвост – лопатой,
Что за славные ребята?
Строят хаты и плотины,
Валят толстые осины.
(ырбоб)2. Ну а этот ловкий зверь
Ловит рыбу без сетей,
Портит у бобров плотины
И катается с кручины.
(ардыв)3. Этот зверь всю зиму спит.
Снег растает – полетит.
Попищит, послушает,
Мотылёчка скушает.
(ьшым яачутел)4. В пёстрой одежонке,
В красненькой шапчонке
По лесу летает,
В барабан играет.
(летяд)5. Кошка есть в лесу у нас:
Грозный клюв, огромный глаз,
Острый слух и цепкий коготь.
Побоюсь её я трогать.
(авос)
Осенние загадки.
(Отгадки написаны справа налево.)
1.Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно...
(дапотсил)2. Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это -....
(ьджод)3. Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Кто собрался в стайки? ...
(ыцитп)4. Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(ьрбятнес)5. Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
(ьрбятко)6. Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовет к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!
(ьрбяон)7. Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ!
(ьнесо яяндзоп)8. Солнце больше нас не греет,
Холодком поземка веет!
Дунул в лужу ветерок
И сковал ее ...
(кодел)9. Дождь и слякоть, грязь и ветер,
Осень, ты за все в ответе!
Мерзнет, мерзнет человек,
Выпал первый белый ...
(генс)
Мокрые загадки.
(Отгадки написаны задом наперед.)
1. Слезки капают из тучи –
Плачет мастер невезучий.
Хмурой осени художник,
Хлюпает по лужам...
(киджод)2. Вот старушка из сторожки
Грязь разводит на дорожке.
Вязнет в топи мокрый лапоть –
Все зовут старушку...
(ьтокялс)3. Вот на ножке купол-гриб,
Он от ливня защитит.
Не намокнет пешеход,
Если спрячется под...
(тноз)4. Ранним утром во дворе
Лед улегся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает...
(йени)
3. Станция “Знатоки лесных тайн” (Игра-викторина).
Смотрите, впереди лес. В нем очень много животных, но почему они такие грустные? Давайте поскорее узнаем. Они говорят, что здесь побывал разбойник, он заколдовал всех зверей. Мы сможем им помочь.
1. В словах перепутались все буквы. Если расставить их в правильном порядке, можно прочесть названия животных.
Бруска (барсук)
Аблек (белка)
Путех (петух)
Обкаса (собака)
берза (зебра)
Кута (утка)
Лесо (осел)
Цурика (курица)
2. У белки – бельчонок, у мыши – мышонок, у кукушки – кукушонок, у кошки – котенок, у зайчихи – зайчонок. Давайте продолжим эту игру. Но будьте внимательны.
У вороны – …(вороненок)
У галки – …(галчонок)
У козы – …(козленок)
У лисы – …(лисенок)
У лягушки – …(лягушонок)
У курицы – …(цыпленок)
У лошади – …(жеребенок)
У свиньи – …(поросенок)
У собаки – …(щенок)
У овцы – …(ягненок)
У тюленя – …(белек)
У коровы – …(теленок)
3. Лев – львица, волк – волчицам, тигр – тигрица, слон – слониха, еж – ежиха. Продолжим дальше.
Гусь – …(гусыня)
Заяц – …(зайчиха)
Индюк – …(индейка)
Козел – …(коза)
Кот – …(кошка)
Лось – …(лосиха)
Медведь – … (медведица)
Морж – …(моржиха)
Осел – …(ослица)
Баран – …(овца)
Боров – …(свинья)
Петух – …(курица)
Селезень – …(утка)
4. Куры спят в курятнике, муравьи – в муравейнике, скворцы в скворечнике. А дальше?
Свиньи – в …(свинарнике)
Собаки – в …(конуре, будке)
Лошади – в …(конюшне)
Коровы – …(хлеву)
Пчелы – в …(улье)
Медведи – в …(берлоге)
Лисы – в …(норе)
4. Станция “Осенние месяцы” (Осенние месяцы, приметы про осень).
“В осеннем ненастье шесть погод на дворе: сеет, веет, крутит, рвет, сверху льет, и снизу метет”. Вспомним некоторые приметы осени, которые люди знали с давних пор.
Сентябрь:
Ясным утром сентября
Хлеб молотят села.
Мчатся птицы за моря,
И открылась школа.
Листьям время опадать,
Птицам – время улетать,
Грибникам – блуждать в тумане,
Ветру в трубах – завывать.
Солнцу – стынуть, тучам литься,
Нам с тобой идти учиться.
Ребята, а что вы знаете обо мне? (Сентябрь – чародей цвета. Сентябрь – отлетная пора для птиц.)
Октябрь:
А я месяц первого снега, первых холодов.
Ребята, а что вы знаете обо мне? (Октябрь землю покроет, где листком, где снежком. В октябре и лист на дереве не держится.)
Ноябрь:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора.
Ребята, а что вы знаете обо мне? (Ноябрь – последний месяц осени. Ноябрь – ворота зимы.)
5. Игровая станция (Игры-эстафеты).
Финальная станция, собираются все классы для проведения вместе с учителем физкультуры спортивных эстафет.
Для начала проведем такую небольшую физминутку:
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так (2 раза головой своей крутим)
Медвежата мед искали
Дружно дерево качали
Вот так (2 раза дружно дерево качали)
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так (2 раза вперевалочку ходили)
Вот так (2 раза и из речки воду пили)
А потом они плясали
Выше лапы поднимали
Вот так (2 раза выше лапы поднимали)
Ну вот теперь вы размялись. Можно приступить к работе.
“Эстафета зверей”.
Ученики делятся на равные команды и выстраиваются в колонны по одному, одна параллельно другой. Игроки в командах принимают названия зверей: “Медведи”, “Зайцы”, “Лисы”. Перед впереди стоящими игроками проводится стартовая черта. Впереди каждой колонны на расстоянии примерно 10–20м ставится стойка (булава). На расстоянии 2м от старта чертится линия финиша. Учитель громко вызывает любого зверя. Игроки, носящие имя этого животного, выбегают вперед, обегают стоящий напротив них предмет и возвращаются обратно. Тот, кто первым прибежит в свою команду, выигрывает очко для своей команды. Учитель вызывает зверей вразбивку, некоторых может вызвать 2 раза.
“Сбор овощей”.
На расстоянии 10м от каждой кладут предметы, обозначающие овощи (яблоки, картофель, лук и т.п.). У первых номеров команд в руках по маленькому мешочку. По сигналу ведущего игроки бегут к овощам и собирают их в мешочек, затем возвращаются обратно и передают мешочек вторым номерам, вторые бегут к финишной черте и выкладывают овощи из мешочка, бегут обратно, передают третьим и т.д. Побеждает команда, раньше завершившая игру.
После проведения всего марафона учащиеся приглашаются в актовый зал для подведения итогов. В роли закрепления подготовлен материал с применением информационных технологий:
1. Презентация “Богатство родного края” (Приложение 1).
2. Информация к слайдам прилагается (Приложение 2).
3. Фильм “Природа Республики Коми” (просмотр в сети интернет), (mail.Видео@Mail.Ru_Владимир_Щербинин_Моё_видео_Природа_республики_КОМИ._1) http://video.mail.ru/mail/tuzik60/_myvideo/10.html
Можно этот материал представить и в начале проведения мероприятия (на усмотрение организатора).
В заключении проводится награждение и праздничное чаепитие.