Суть и смысл современного образования состоит в формировании такого выпускника, который способен к самостоятельной познавательной деятельности и будет компетентен в профессиональной среде. Ориентация на компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности учащихся имеет приоритетное значение. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах образования становится малоэффективной.
Как организовать учебные занятия, чтобы учащиеся получали удовлетворение в процессе получения знаний? Как создать условия для приобретения ими опыта самостоятельной деятельности? Эти вопросы подвели к поиску технологии, с помощью которой можно будет формировать познавательную компетентность на предметах эстетического цикла. Такой технологией для меня стала технология мастерских.
Использовать данную технологию можно на любом уроке по разным предметам. Приведу пример одного из таких уроков по мировой художественной культуре.
“Художественный свет русского Предвозрождения в архитектуре”
Цели урока:
- Обучающие – систематизировать знания учащихся о художественной культуре эпохи Предвозрождения, создать условия для усвоения новых знаний об архитектуре Московского княжества 15–16 вв., добиться усвоения учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного исследования проблемы.
- Развивающие – создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности об эпохе русского Предвозрождения в архитектуре, развивать коммуникативные способности, навыки самостоятельной работы с дополнительными источниками информации, умения ярко и убедительно преподносить подготовленное сообщение. Создать условия для проведения самооценки результатов учебной деятельности.
- Воспитывающие – воспитывать чувство гордости своим народом, его историей и культурой, интерес к предмету, ответственность, самостоятельность, активность, внимательность, дисциплинированность, любовь и уважение к культурному наследию своей страны.
Формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Форма организации урока: урок-семинар
Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности.
Методы обучения: частично-поисковый метод, исследовательский метод, метод проблемного изложения.
Средства обучения:
Технические и программные средства:
- персональный компьютер и приложение Windows – программа презентационной графики PowerPoint;
- презентация по теме урока (Приложение 1);
- проектор;
- экран;
- жетоны;
- алгоритм работы в группах (Приложение 2);
- карточки-задания.
Для учащихся:
- сообщения творческих групп с презентациями;
- анимационный фильм “Про Василия Блаженного”, реж. Н. Березовая;
- оценочные листы (Приложение 3);
- карточки для рефлексии.
Зрительный ряд:
- Фото архитектуры и репродукции икон по теме.
План урока:
- Организационный момент урока.
- Сообщение темы и целей урока.
- Актуализация опорных знаний учащихся.
- Проверка выполнения домашнего задания.
1) Стены и башни Московского Кремля.
2) Храмы на Соборной площади Московского Кремля.
3) Храм Василия Блаженного. - Самостоятельная работа учащихся.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Ход урока
Эпиграф.
Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!..
Здесь, как было, так и ныне
Сердце всей Руси Святой,
Здесь стоят ее святыни
За Кремлевскою стеной!
В. Я. Брюсов
1. Организационный момент урока.
Организация учащихся на урок. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся.
Учитель. Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть сегодня. Давайте улыбнемся друг другу, и начнем наш урок.
2. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Сегодня тема нашего урока “Художественный свет русского Предвозрождения в архитектуре”. Это урок-семинар, поэтому наша совместная работа будет построена на самостоятельном изучении материала об архитектуре Московского царства 15-16 вв. Вы изучили в творческих группах дополнительную литературу по темам и расскажите о проделанной работе одноклассникам. Так же сегодня мы вспомним материал прошлого урока и поработаем по карточкам-заданиям. У каждого из вас на парте есть индивидуальный оценочный лист, где вы будете фиксировать в течение всего урока набранные баллы по жетонам, которые будете получать за активную работу на уроке. 1 жетон равен 1 баллу.
3. Актуализация опорных знаний.
Учитель проводит фронтальный опрос.
- После победы на Куликовом поле в 1380 г. Москва становится центром русских земель. Почему?
(Москва выдвинула идею по объединению русских земель и созданию мощной государственности, а также стала центром развития художественной культуры, подъема национального самосознания и творческим вдохновением. Также удачное географическое расположение на северо-востоке.)
- Необычайный взлет культуры в Западной Европе называется Возрождением. Почему этот период в русской культуре назван Предвозрождением, а самого Возрождения как культурной эпохи не было?
(Из-за монголо-татарского нашествия не было условий для развития культуры, поэтому Русь ориентировалась на домонгольскую культуру, возвращаясь к истокам своей так называемой “античности”.)
- Как отразилось Предвозрождение на литературу?
(По-прежнему остались произведения, в которых строго делились герои на добрых и злых, но именно в это время появляются различные литературные жанры: повести, жития святых, сказания, публицистика.)
- А какие произведения этих жанров вам известны?
(“Задонщина” Сафония Рязанца – как победная песнь Куликовской битве и Русской земле, “Сказание о мамаевом побоище”, “Повесть о нашествии Тохтамыша на Москву”, “Житие Сергия Радонежского”, “Житие Стефана Пермского” и др.)
- Что вы знаете о развитии изобразительного искусства этого периода?
(15 век стал “золотым” в русской иконописи, т. К. в это время работал Андрей Рублев. Его “Троица” стала символом и идеалом эпохи объединения русских земель вокруг Москвы. Приемником Рублева стал во второй половине 15 века Дионисий. Но иконы Дионисия не отражают глубокий философский смысл, как у Рублева. Искусство Дионисия призвано украсить жизнь московских правителей, прославлять молодое Московское государство.)
В ходе ответов Учитель раздает учащимся жетоны.
4. Проверка выполнения домашнего задания.
Тематика определяется для творческих групп учителем заранее. Выступления учащихся сопровождаются показом заранее подготовленной презентации учащихся.
Учитель. Я задала вам домашнее задание, которое вы выполняли, объединившись в творческие группы. Каждая из трех групп подготовила материал по своим темам. Сейчас мы заслушаем результаты вашей работы. Заслушав результаты групповой работы, вам предстоит оценить результат своей работы в рамках группы от 0 до 2 баллов в индивидуальных оценочных листах.
А сейчас обратите внимание на эпиграф к уроку. Прочитайте эти замечательные строки. Многие поэты восхищались красотой архитектуры старой Москвы.
Московский Кремль – центр становления Российского государства, арена многих драматических и славных событий. Веками складывался редкий по красоте и своеобразию архитектурный ансамбль Кремля. По праву его называют каменной летописью, уходящей корнями в глубину столетий.
А сейчас я предоставляю слово нашим проблемным группам.
Выступление проблемных групп.
- Группа – “Стены и башни Московского Кремля”.
- Группа – “Храмы на Соборной площади Московского Кремля”.
- Группа – “Храм Василия Блаженного”.
Учитель. Наиболее существенной переменой в общем архитектурном облике Москвы конца XV века было строительство нового каменного Кремля, еще более выделившего его ансамбль среди деревянной городской застройки, вследствие чего Кремль окончательно стал доминирующем центром столицы. Это способствовало и его новому значению как месту пребывания правительства Русского государства. Строгий характер архитектуры кремлевских стен и башен, которые не имели в то время высоких шатровых надстроек, свидетельствовало об их крепостном, оборонительном назначении.
5. Самостоятельная работа учащихся.
1. Работа проблемных групп.
Используется активный метод “Атака веером”.
Кроме докладов, группы готовят по одному вопросу соперникам на тему “Архитектура Московского царства в 15–16 вв.”
Учитель. А сейчас мы проведем “атаку веером”. Каждая группа заранее подготовила вопрос своему сопернику по теме урока. Выберите капитана в своей команде. Первая команда атакует, то есть задает вопрос второй команде. Вторая команда в течение 1 минуты обдумывает ответ, а затем отвечает. Если команда, которой задан вопрос, не сумела на него ответить или дала частично правильный ответ, другая команда может попросить слова и дать свой ответ. За такой ответ тоже присуждаются очки. Если же никто не может ответить на вопрос атакующей команды, она сама должна это сделать.
Далее атаковать третью команду начинает вторая, а третья команда занимает оборону. За правильный ответ – 2 очка, за частично правильный – 1 очко. Время строго ограничено.
Объявление результатов набранных баллов по командам.
Учитель. Оцените каждый свою работу в “атаке” от 0 до 2 баллов.
2. Мастерская построения знаний.
А теперь я предлагаю вам поработать в мастерской.
1. Индукция.
Учитель. Итак, Москва! Какие чувства вызывает у вас это слово?
Ответы детей.
2. Самоконструкция.
Учитель. Перед вами лежит алгоритм действий по работе в нашей мастерской. Сейчас я предлагаю на 1 этапе каждому индивидуально вспомнить пословицы и поговорки о Москве. Запишите свои варианты на листах. Время – 1 мин.
3. Социоконструкция.
Учитель. На 2 этапе вы работаете в паре с товарищем. Рассмотрите совместно свои варианты и выберите наиболее удачный. Запишите этот вариант на листе. Время – 1 мин.
4. Социолизация.
Учитель. Объединитесь в свою группу и выберите самую лучшую на ваш взгляд пословицу или поговорку, из тех, которые были выбраны в парах. После принятия решения озвучьте свой выбор. Время – 2 мин.
5. Разрыв.
Учитель. Заслушав результаты работы, оцените, насколько удачнее и точнее ваша пословица по сравнению с пословицами соперников.
(Конфликтом на данном этапе может стать то, что учащиеся могут выбрать не пословицу или поговорку и общепринятые официальные идеологии. Соответственно либо соперники это могут поправить, либо сам Учитель)
6. Творческое конструирование знаний.
Учитель. А теперь 1-я группа предлагает второй группе свою пословицу, а вторая должна объяснить смысл данной пословицы. Далее вторая задает третьей группе, а после третья – первой группе.
Рефлексия.
- Какой вариант пословицы вам понравился больше всего?
- Какой этап мастерской вызвал у вас наибольшее затруднение?
- Оцените свою работу в мастерской от 1 до 2 баллов и заполните соответствующую колонку в оценочном листе.
6. Подведение итого. Рефлексия.
Учитель.
- Что сегодня нового вы узнали на нашем семинаре?
- Что означает фраза “Москва – третий Рим”?
- Какие произведения московской архитектуры вам запомнились?
Подсчитайте общее количество набранных баллов и сдайте мне. А насколько вам понравился наш урок, вы выразите на карточке. Выберите одно из четырех полей, которое подходит вам наиболее всего.
Наш урок окончен. Спасибо за сотрудничество. Сдайте оценочные листы и карточки.
Литература.
- Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. М.: Дрофа, 2003.
- Короткова М. В. Быт и культура русского народа. М.: Дрофа, 2007.
- Кульневич С.В., Лакоцетина Т.П. Современный урок. Часть III: Проблемные уроки. – Ростов н/Д: Издательство “Учитель”, 2006.
- Неретина Л. В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. М.: ВЛАДОС, 2004.
- Терещенко А. В. История культуры русского народа./А. В. Терещенко. – М.: Изд-во Эксмо, 2007.