Задачи урока:
- Помочь детям усвоить:
– два способа прибавления и вычитания числа 2;
– состав числа 5;
- способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, речи, развитие зрительного восприятия, сенсорных эталонов (цвет, форма);
- воспитывать эстетическую культуру через организацию урока, гуманное отношение друг к другу.
- снятие общего и зрительного напряжения.
Оборудование:
- цифровые “веера”
- счетные палочки
- сигнальные карточки
- таблицы
- магнитофон
План урока
- Организационная часть.
- Актуализация знаний.
- “Открытие” нового знания и формулирование темы урока.
- Первичное закрепление.
- Самостоятельная работа.
- Тренировочные упражнения и задания на повторение.
- Рефлексия. Итог урока.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой
– Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас эта погода?
– А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.
Звучит песня:
От улыбки хмурый день светлей.
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
– Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас.
У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день,
а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.
II. Актуализация знаний
Работа с отрезком натурального ряда чисел.
1.– Счет по числовому отрезку до 10 вперед и обратно.
– Назовите, какое число следует, за числом 2? 4?
– Как мы получили последующее число?
– Покажите, какое число является предыдущим для числа 2? 4?
– Как мы получили предыдущее число?
2. Задание № 1 учебника, с.60 (на доске)
Дети работают в парах, считают фигуры на каждой полочке, выкладывают цифру, обозначающую число фигур, затем сравнивают полученные числа. При проверке называются фигуры и соответствующее равенство или неравенство. ( 2 и 5, 3 и 3, 1 и 5)
3. Задачи в стихах
Вот грибочки на лужайке
В желтых шапочках стоят
2 грибочка, 3 грибочка.
Сколько вместе будет? (5)5 ребят в футбол играли.
Одного домой позвали.
Он в окно гляди, считает
Сколько их в футбол играет? (4)
Составляем выражения и находим значения.
III. “Открытие” нового знания и формулирование темы урока
– Найдите значение выражения 3 +1+ 1 (5)
– Расскажите, как вы считали?
– Найдите значение выражения 3 +2 (5)
– Сравните значения этих выражений. (Они равны)
– Почему?
– Выполняем задание № 3, на с. 60 учебника
– Расскажите, как Вова прибавлял число 2?
– Расскажите, как Петя прибавлял число 2?
– Какие значения выражений получили Петя и Вова?
Текст под знаком ?
Текст под знаком !
– Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Пальчиковая гимнастика “Дружба”
– Дружат в нашем классе девочки и мальчики
Пальцы рук соединяются в “замок”
– Мы с тобой подружим маленькие пальчики
Ритмичное касание одноименных пальцев рук
– Раз, два, три, четыре, пять
Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев
– Начинай считать опять.
– Раз, два, три, четыре, пять.
– Мы закончили считать
– Руки вниз, встряхнуть кистями.
IV. Первичное закрепление
Выполняем задание № 4, на с.61 учебника
(№ 2 в рабочей тетради, У 30, с 29)
– Расскажите, как вы нашли результат каждого действия?
V. Самостоятельная работа.
Выполняем задание № 4 на с.61 учебника
(№ 2 в рабочей тетради, У 30, с 29)
3+2= | 5– 2= |
2+2= | 3-2= |
Двигательная физкультминутка
Одолела вас дремота,
Шевельнуться неохота?
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз потянись,
Окончательно проснись.
Руки вытянуть пошире.
Раз, два ,три ,четыре.
Наклонитесь – три, четыре –
И на месте поскакать.
На носок потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
VI. Тренировочные упражнения и задания на повторение
1. 3адание № 5 на с.61 учебника (№ 2 в рабочей тетради, У 30, с 29 , №3) Разбираем первое равенство
На доске равенства 2* 1 * 2=5, 5 * 2* 1=4, 3* 1* 1 =5
К доске выходит ученик
– Как ты думаешь, какие знаки здесь спрятались? Назови первый знак.
– Как из чисел 3 и 2 получить 5? (Сложить их) Записываем равенства в тетрадь.
Физкультминутка для глаз
Гимнастика для глаз на офтальмотренажере и верх вниз, влево – вправо
Двигать глазами верх вниз, влево – вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
2.Работа над геометрическим материалом
а) Разминка и тренировка памяти и внимания ( счетные палочки)
1-2 минуты показываю детям фигуры, а они выкладывают их из счетных палочек.
– Сколько треугольников в каждой фигуре?
б) Сколько квадратов на рисунке Вовы? (№ 8)
– Как убрать две палочки так, чтобы осталось 3 квадрата?
VII. Итог урока
– Сегодня на уроке мы сделали еще один шаг на пути изучения математики.
– Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?
– Что показалось вам наиболее интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Задание – сюрприз
– Кроссворд.
- Мера длины. (Метр)
- Геометрическая фигура с равными сторонами, но непрямыми углами. (Ромб)
- Часть прямой, у которой есть начало, но нет конца. (Луч)
- Самая маленькая геометрическая фигура. (Точка)
- Прямоугольник с равными сторонами (Квадрат)
- Знак, символ для обозначения числа. (Цифра)
- Следующее число за числом 3. (4)
Литература
- Демидова Т.Е., Козлова С.А. “Моя математика 1 класс”, М.: Издательский Дом РАО, Баласс, 2006 год.
- Демидова Т.Е., Козлова С.А. “Методические рекомендации для учителя”, М.: Издательский Дом РАО, Баласс, 2005 год.
- Исаева С.А. “Физкультурные минутки в начальной школе”, М.: Айрис-пресс, 2003 год.
- Метенова Н.М. “Открытие нового дня ” Начальная школа №2 , 2002 г.