Программа предметного кружка по экологии для подростков "Улей"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Можно сколько угодно рассуждать о пользе мёда и о том, как было бы замечательно, если бы все наши дети получали натуральные целебные продукты пчёл. Разовые акции по раздаче мёда школьникам не решат проблему. Нужно возродить традицию усадебного пчеловодства, передать знания подрастающему поколению. Мы, жители Саратовской области, буквально ходим по мёду. Природно-климатические условия нашей местности располагают к этому.

Занятие пчеловодством считается очень древним. Наши предки с давних пор занимались добычей мёда, распознав его огромную ценность для всего человеческого рода. Пчеловодство считается одним из красивейших и благородных занятий. Не случайно разведением пчёл занимались наши известные соотечественники – академики-химики А.М. Бутлеров и И.А. Каблуков, зоолог Н.М. Кулагин, писатели и поэты А.С.Пушкин, А.И. Фет, Л.Н. Толстой, Б.В. Полевой, оперный певец Г.П. Кондратьев, педагоги К.Д. Ушинский, В.Н. Столетов, И.П. Прокопович и многие другие. Во время Великой Отечественной войны пчеловод Ферапонт Петрович Головатый внёс значительные денежные средства в Фонд обороны: он на свои сбережения купил для фронта три истребителя.

Многие замечали, что дети, выросшие на пасеке, хорошо учатся, трудолюбивы, любят природу.

Семья медоносных пчёл – это сложная живая организация с уникальной системой адаптивных механизмов. Работа с пчёлами, их изучение, безусловно, привлекательны для человека любого возраста. Программа рассчитана на учащихся 8-11 классов, включает теоретические и лабораторные работы в школьной мастерской и на пасеке, экскурсии в поле, лес. Занятия можно проводить 1-2 раза в неделю по 1 или 2 часа. Педагог вправе поменять время изучения темы исходя из возможностей посещения пасеки и климатических условий местности.

В процессе выполнения программы у учащихся не только формируются определённые знания, навыки, но и происходит совершенствование нравственного, экологического, эстетического воспитания, складывается потребность в трудовой и творческой деятельности. Возможен выбор профессии пчеловода в дальнейшем учениками, поступление в агроуниверситеты, училища. Традиционно на первых занятиях кружка проходит дегустация мёда. Пробуя сотовый мёд и мёд, откаченный на медогонке, многие школьники заново откроют для себя фантастический мир этих чудесных насекомых с их целебной и вкусной продукцией. В процессе знакомства с восковыми постройками пчёл, сотами, заполненными пергой и мёдом, приходит понимание сложных механизмов строительства оптимального жизненного пространства. Более чем за 200 мл. лет своей эволюции пчёлы пришли к шестигранным “комнаткам” в своём огромном тёмном городе-улье. Именно шестигранник позволяет им с наименьшими затратами энергии и строительного материала – воска достигать наибольшего объёма построек. Изучение строительства ульев учащимися сочетается с практическими навыками их самостоятельного изготовления в школьной мастерской. Становится понятна технология ульепроизводства в целом, которая включает подготовку и обработку разных видов древесины, изучение всевозможных конструкций, выбор одной из них для изготовления, подбор масштаба модели, изготовление деталей и их сборка. Завершается процесс изготовления улья окраской (с учётом особенностей зрения пчёл). Занятия по теории сочетаются с производственной практикой в ученических бригадах. Откачка мёда превращается в праздник. Дети могут есть мёд каждую неделю. К сотрудничеству привлекаются местные пчеловоды. В сельских школах есть возможность создать пасеки, факультативы, кружки юных пчеловодов.

Цели урока:

углубление знаний учащихся о природно-климатических условиях своего региона, знакомство учащихся с историей появления пчеловодства, с жизнью пчёл в неразрывном единстве с цветковыми медоносными растениями, с их воздействие на всё живое на нашей планете.

Задачи:

Образовательные:

  1. Изучать устройство ульев, технологию ульепроизводства, познакомить с различными видами древесины, формировать навыки и умения работы с пчёлами на пасеке.
  2. Изучать медоносные растений своей местности, особенности жизни пчёл, возможные способы лечения продуктами пчеловодства, применение мёда в косметических целях, в кулинарии.

Воспитательные:

  1. Формировать экологическую культуру учащихся, развивать природоохранную деятельность учащихся, совершенствовать нравственное, экологическое, эстетическое воспитание, воспитывать потребность в трудовой и творческой деятельности.
  2. Прививать навыки коммуникативного общения, воспитывать бережное отношение к пасеке и инвентарю.

Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность, творческие, трудовые способности учащихся в процессе работы в мастерской, на пасеке, во время экскурсий в поле, лес.
  2. Формировать у детей наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, умение делать выводы на основании полученных результатов, вести наблюдения в природе.

Учебная программа

№ n/n

Разделы

Отведённое время

I Биологические особенности пчёл 6 занятий по 2 часа
II Пчелиная семья 7 занятий по 2 часа
III Виды ульев 3 занятия по 2 часа
IV Устройство улья 12 занятий по 2 часа
V Основные виды работы с пчёлами в течение года 6 занятий по 2 часа
VI Содержание пчёл 7 занятий по занятий по 2 часа 2 часа
VII Пасека 9 занятий по 2 часа
VIII Болезни и враги пчёл 4 занятий по 2 часа
IX Медоносные растения 2 занятий по 2 часа
X Продукты пчеловодства 12 занятий по 2 часа
XI Медовая косметика 6 занятий по 2 часа
XII Медовая кулинария 8 занятий по 2 часа
XIII Апитерапия 10 занятий по 2 часа
XIV Лечение мёдом 7 занятий по 2 часа
XV Медовая диета 3 занятий по 2 часа
XVI Пчёлы – предсказатели погоды 1 занятие 2 часа

Всего: 103 часа.

Приложение 1

Приложение 2