Цели урока:
- Развивать умение анализировать прочитанное;
- Дать понятие “научный подвиг” и подкрепить его примерами из реальной жизни;
- Развивать умение озаглавливать текст;
- Способствовать развитию умения учащихся работать в микроколлективе;
- Развивать навык осознанного и выразительного чтения
Ход урока
1. Рефлексия.
(Цель: положительный настрой на работу ) Дети стоят в кругу.
Что пожалел, – потерял безвозвратно,
Все – не твое, все пришло ниоткуда.
Все, что отдал – приобрел многократно.
В этом и тайна, в этом и чудо.
Ребята, а вам хочется делиться друг с другом в школе на занятиях? ( Да.)
Что вы можете “отдать” другим? (Знания, жизненный опыт, душу, хорошее настроение, радость)
Как здорово, что отдавая кусочек своей души, мы приобретаем во много раз больше. В этом действительно есть непостижимая тайна.
Давайте возьмемся за руки и передадим всю теплоту наших сердец друг другу, мысленно пожелаем себе и всем, кто рядом, ЛЮБВИ, РАДОСТИ, и УДАЧИ.
Присаживайтесь на свои места. (Дети рассаживаются в группы по 6–7 человек.
2. Вступительная беседа.
Не секрет, что мы с вами каждый день совершаем трудное, но очень увлекательное путешествие.
Что же это за путь, по которому мы идем все вместе? (Путь познания, путь открытий.)
Каждый день мы берем с собой в дорогу багаж знаний, который становится все тяжелей и тяжелей.
Интересно, приобретенный груз знаний облегчает вам путь или осложняет – ведь все-таки это тяжелая ноша? (Чем знаний больше, тем идти легче по дороге открытий и познаний.)
Мы на протяжении нескольких уроков путешествуем по главе “ТАКОЙ НЕЗНАКОМЫЙ ЗНАКОМЫЙ МИР”
Как вы понимаете смысл этого высказывания? (Дети высказываются)
Верно вы говорите. Мир, который нас окружает, кажется нам понятным и обыкновенным, будничным. Но это обман зрения: на самом деле мир – сложный и неразгаданный, все время меняющийся, он только кажется нам знакомым и освоенным, но таит в себе массу тайн и неожиданностей; до конца понять его невозможно: Природа – великая тайна!
Почему мы не замечаем чудес, а поэты и художники даже в самом обычном предмете способны разглядеть какое-то волшебство? (У них есть фантазия, воображение, они видят “душой”.)
Да, верно, фантазия – чудесная способность, глядя на одинаковое, видеть разное и особенное.
Но иногда, чтобы увидеть окружающий мир по-новому, человеку надо попасть в необычные условия. Что и произошло с нашими знакомыми героями Кариком и Валей.
А вы хотите узнать, что же с ними случилось дальше? (Да)
3. Работа с текстом.
1) Словарная работа.
– Но в начале поработаем с трудными словами, которые встретятся в тексте
Прочитайте правильно цепочку слов:
слюда-слюдяной-слюдяные
– Кто сможет объяснить значение слов?
(Консультант в группе с помощью словаря объясняет и предметно иллюстрирует).
– Прочитайте 2-ю цепочку слов:
– хлопок-хлопковый-хлопчатый-хлопчатник
– А теперь прочитайте пару слов: хлопок-хлопок.
– Что заметили? ( Отличаются ударением.)
– Как называются в русском языке такие слова? ( Омонимы).
2) Чтение отрывка.
– Договоритесь глазками в группе, кто будет читать. (Дети выбирают чтецов.)
– Читаем до первой ошибки. Как только ученик ошибётся, мы помогаем исправить ошибку, но право чтения переходит уже к другому.
– Ребята, вы мне разрешите дочитать отрывок до конца?
– Что хотите сказать?
3) Озаглавливание.
Какую работу, можно выполнить с этой частью?
– Давайте озаглавим эту часть. Посовещайтесь в группе и выберите лучший на ваш взгляд заголовок.
– Давайте выберем самый удачный и прикрепим его к номеру части.
– Молодцы! У вас так здорово получилось, что, я думаю, вам не составит большого труда придумать заголовки и для остальных 3-х частей.
– Постепенно получается оглавление части.
– Сравните наши заголовки с теми, что придумал сам автор.
– Кто догадался, где помещены?
– Есть похожие?
– Какие названия вам кажутся наиболее удачными? Почему?
– Последний заголовок у автора многообещающий, не такой как у нас, потому что мы не знаем, что будет дальше.
– У нас получился план, по которому можно вспомнить весь текст.
– Какая часть вам показались наиболее захватывающей? Почему?
4. Рефлексия
(Цель: отдых и расслабление, переход ко 2-ой части урока)
Звучит приятная музыка.
– Сядьте поудобнее и закройте глаза.
– 2-3 раза глубоко вдохните…
– Представь, что ты стал таким же маленьким как Карик и Валя. Ты оказался на крепкой спине, покрытой бирюзово-голубыми пятнышками. Это волшебная стрекоза. Почувствуй, как твои ноги. Спина удобно расположились между прозрачными со сверкающими жилками крыльями.
– Теперь начинается путешествие. Стрекоза медленно поднимает тебя в синее небо. Чувствуешь, как ветер овивает твое лицо?
Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твой легкокрылый вертолет перенесет тебя в такое место, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно “увидеть” это место наиболее точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… (30 сек.).
– Теперь ты снова на своей стрекозе и она везет тебя назад, на твое место в классе. Слезь с нее и поблагодари за то, что она так хорошо покатала тебя. Теперь понаблюдай, как она медленно скроется в голубой дымке…
– Подтянись, выпрямись и снова будь бодрым, свежим и внимательным.
5. Продолжение работы с текстом.
В своем путешествии вы многое увидели в том прекрасном месте, куда вы попали, летая на стрекозе.
А удивительное было совсем рядом. Давайте не упустим его.
– Вы обратили внимание, какие глаза у стрекозы?
– Давайте обратимся к тексту и посмотрим, какими увидел их автор.
– Кто может прочитать так, чтобы все сидящие в классе поняли, что ничего удивительнее он не видел на свете?
– А как вы думаете, Ян Ларри смотрит на стрекозу как писатель или как ученый?
– Почему Ян Ларри смог так точно описать глаза стрекозы?
– Может быть, вы смоете угадать его профессию?
– Я открою вам по секрету: Ян Ларри закончил биологический факультет университета и стал ученым-энтомологом.
– Чем занимаются и что изучают энтомологи вам расскажут мои помощники.
– Спасибо, ребята!
– А у меня для вас еще одно он интересное объявление: кто хочет, побольше узнать о самой стрекозе, обратите внимание на рефераты, которые подготовили ваши товарищи. В них вы найдете интересующие вас сведения. А кого вообще заинтересовала эта самая многочисленная групп животных – насекомые – для вас выставка книг, которые помогут получить информацию.
Гимнастика для глаз.
– Представьте, что наши глазки, как глаза у стрекозы: они видят все, что происходит вверху, внизу, слева. справа.
– Вдруг стрекоза видит добычу, она зорко следит за ней.
– Зажмурить глаза – расслабить.
– А теперь у меня хитрый вопрос, который под силу только самым внимательным читателям: если группа знает ответ, смело поднимайте дружно руки.
– То из героев и в связи с чем сказал:”И умный человек никогда не подумает даже: прилично или неприлично выпить и уменьшительную жидкость и отправиться в странный мир насекомых, чтобы открыть многое такое, что очень нужно и полезно человеку?”
– Почему Карик считал, что человеку прилично быть крошечным?
– Почему у профессора иное мнение на этот счет?
– Как он отреагировал на высказывания Карика?
– Прочитаем выразительно эту фразу, чтобы были понятны чувства профессора. Кто хочет?
Заключительная беседа
А вы смогли бы выпить незнакомую уменьшительную жидкость, чтобы открыть что-то новое и полезное человеку? Почему? Это же очень опасно?
– Может быть, кто-нибудь знает примеры из реальной жизни, когда человек пожертвовал собой, чтобы совершить открытие для других людей?
– Врачи – микробиологи, иммунологи, врачи, борющиеся с вирусными инфекциями, использовали самих себя в качестве подопытных кроликов, проверяли на себе эффективность изобретенных ими лекарственных препаратов.
– Великие физики Мария и Пьер Кюри, которые открыли явление радиоактивности, открыли сам радий: их руки подвергались постоянному облучению, из-за чего образовались незаживающие язвы, но это не заставило их остановить опыты.
– Английский мореплаватель и исследователь, совершивший более 200 лет назад 3 кругосветных путешествия – Джеймс Кук... Открыл много островов в Тихом океане. Его имя носит гора, есть залив Кука и пролив Кука, острова Кука. Он был убит дикими жителями Гавайских островов, которых он сам же впервые и обнаружил.
– Все эти люди совершали человеческий и научный подвиг
– Как вы теперь понимаете смысл этого выражения научный подвиг?
– Наверное, именно образ таких самоотверженных ученых Ян Ларри и воплотил в профессоре из повести.
4. Итог урока. Домашнее задание.
1) Наш урок подошел к завершению.. Давайте его закончим так же как и начинали в кругу.
– Понравился вам урок?
– Какое “открытие” сделали для себя сегодня?
– Чем бы вы хотели заняться на следующем уроке литературного чтения?
2) Экран интереса.
Дети выставляют значки напротив того этапа, момента урока, который им был наиболее интересен.
Работа в группах.
Анализ текста.
Поиск информации.
Рефлексивный круг
Я обещаю вам включать эти виды работы и на последующих уроках.
У нас сегодня не совсем обычный урок, поэтому и домашнее задание будет необыкновенным: оцените свои силы правильно и выберите из 4 вариантов тот, который вы можете сделать.
Перечитать понравившиеся отрывки из текста.
Проинсценировать любой диалог.
В энциклопедии прочитать о жизни и творчестве Яна Ларри.
Найти и прочитать всю сказочную повесть “Необыкновенные приключения Карика и Вали” от начала до конца.
Спасибо, ребята, за урок.
Вы доставили мне сегодня много удовольствия.