"Такой незнакомый знакомый мир". Обзорный урок по отрывку из сказочной повести Яна Ларри "Необыкновенные приключения Карика и Вали"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Развивать умение анализировать прочитанное;
  2. Дать понятие “научный подвиг” и подкрепить его примерами из реальной жизни;
  3. Развивать умение озаглавливать текст;
  4. Способствовать развитию умения учащихся работать в микроколлективе;
  5. Развивать навык осознанного и выразительного чтения

Ход урока

1. Рефлексия.

(Цель: положительный настрой на работу ) Дети стоят в кругу.

Что пожалел, – потерял безвозвратно,
Все – не твое, все пришло ниоткуда.
Все, что отдал – приобрел многократно.
В этом и тайна, в этом и чудо.

Ребята, а вам хочется делиться друг с другом в школе на занятиях? ( Да.)

Что вы можете “отдать” другим? (Знания, жизненный опыт, душу, хорошее настроение, радость)

Как здорово, что отдавая кусочек своей души, мы приобретаем во много раз больше. В этом действительно есть непостижимая тайна.

Давайте возьмемся за руки и передадим всю теплоту наших сердец друг другу, мысленно пожелаем себе и всем, кто рядом, ЛЮБВИ, РАДОСТИ, и УДАЧИ.

Присаживайтесь на свои места. (Дети рассаживаются в группы по 6–7 человек.

2. Вступительная беседа.

Не секрет, что мы с вами каждый день совершаем трудное, но очень увлекательное путешествие.

Что же это за путь, по которому мы идем все вместе? (Путь познания, путь открытий.)

Каждый день мы берем с собой в дорогу багаж знаний, который становится все тяжелей и тяжелей.

Интересно, приобретенный груз знаний облегчает вам путь или осложняет – ведь все-таки это тяжелая ноша? (Чем знаний больше, тем идти легче по дороге открытий и познаний.)

Мы на протяжении нескольких уроков путешествуем по главе “ТАКОЙ НЕЗНАКОМЫЙ ЗНАКОМЫЙ МИР”

Как вы понимаете смысл этого высказывания? (Дети высказываются)

Верно вы говорите. Мир, который нас окружает, кажется нам понятным и обыкновенным, будничным. Но это обман зрения: на самом деле мир – сложный и неразгаданный, все время меняющийся, он только кажется нам знакомым и освоенным, но таит в себе массу тайн и неожиданностей; до конца понять его невозможно: Природа – великая тайна!

Почему мы не замечаем чудес, а поэты и художники даже в самом обычном предмете способны разглядеть какое-то волшебство? (У них есть фантазия, воображение, они видят “душой”.)

Да, верно, фантазия – чудесная способность, глядя на одинаковое, видеть разное и особенное.

Но иногда, чтобы увидеть окружающий мир по-новому, человеку надо попасть в необычные условия. Что и произошло с нашими знакомыми героями Кариком и Валей.

А вы хотите узнать, что же с ними случилось дальше? (Да)

3. Работа с текстом.

1) Словарная работа.

Но в начале поработаем с трудными словами, которые встретятся в тексте

Прочитайте правильно цепочку слов:

слюда-слюдяной-слюдяные

Кто сможет объяснить значение слов?

(Консультант в группе с помощью словаря объясняет и предметно иллюстрирует).

Прочитайте 2-ю цепочку слов:

– хлопок-хлопковый-хлопчатый-хлопчатник

А теперь прочитайте пару слов: хлопок-хлопок.

Что заметили? ( Отличаются ударением.)

Как называются в русском языке такие слова? ( Омонимы).

2) Чтение отрывка.

– Договоритесь глазками в группе, кто будет читать. (Дети выбирают чтецов.)

– Читаем до первой ошибки. Как только ученик ошибётся, мы помогаем исправить ошибку, но право чтения переходит уже к другому.

Ребята, вы мне разрешите дочитать отрывок до конца?

Что хотите сказать?

3) Озаглавливание.

Какую работу, можно выполнить с этой частью?

Давайте озаглавим эту часть. Посовещайтесь в группе и выберите лучший на ваш взгляд заголовок.

Давайте выберем самый удачный и прикрепим его к номеру части.

Молодцы! У вас так здорово получилось, что, я думаю, вам не составит большого труда придумать заголовки и для остальных 3-х частей.

Постепенно получается оглавление части.

Сравните наши заголовки с теми, что придумал сам автор.

Кто догадался, где помещены?

Есть похожие?

Какие названия вам кажутся наиболее удачными? Почему?

Последний заголовок у автора многообещающий, не такой как у нас, потому что мы не знаем, что будет дальше.

У нас получился план, по которому можно вспомнить весь текст.

Какая часть вам показались наиболее захватывающей? Почему?

4. Рефлексия

(Цель: отдых и расслабление, переход ко 2-ой части урока)

Звучит приятная музыка.

Сядьте поудобнее и закройте глаза.

2-3 раза глубоко вдохните…

Представь, что ты стал таким же маленьким как Карик и Валя. Ты оказался на крепкой спине, покрытой бирюзово-голубыми пятнышками. Это волшебная стрекоза. Почувствуй, как твои ноги. Спина удобно расположились между прозрачными со сверкающими жилками крыльями.

Теперь начинается путешествие. Стрекоза медленно поднимает тебя в синее небо. Чувствуешь, как ветер овивает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твой легкокрылый вертолет перенесет тебя в такое место, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно “увидеть” это место наиболее точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… (30 сек.).

Теперь ты снова на своей стрекозе и она везет тебя назад, на твое место в классе. Слезь с нее и поблагодари за то, что она так хорошо покатала тебя. Теперь понаблюдай, как она медленно скроется в голубой дымке…

Подтянись, выпрямись и снова будь бодрым, свежим и внимательным.

5. Продолжение работы с текстом.

В своем путешествии вы многое увидели в том прекрасном месте, куда вы попали, летая на стрекозе.

А удивительное было совсем рядом. Давайте не упустим его.

Вы обратили внимание, какие глаза у стрекозы?

Давайте обратимся к тексту и посмотрим, какими увидел их автор.

Кто может прочитать так, чтобы все сидящие в классе поняли, что ничего удивительнее он не видел на свете?

А как вы думаете, Ян Ларри смотрит на стрекозу как писатель или как ученый?

Почему Ян Ларри смог так точно описать глаза стрекозы?

Может быть, вы смоете угадать его профессию?

Я открою вам по секрету: Ян Ларри закончил биологический факультет университета и стал ученым-энтомологом.

Чем занимаются и что изучают энтомологи вам расскажут мои помощники.

Спасибо, ребята!

А у меня для вас еще одно он интересное объявление: кто хочет, побольше узнать о самой стрекозе, обратите внимание на рефераты, которые подготовили ваши товарищи. В них вы найдете интересующие вас сведения. А кого вообще заинтересовала эта самая многочисленная групп животных – насекомые – для вас выставка книг, которые помогут получить информацию.

Гимнастика для глаз.

Представьте, что наши глазки, как глаза у стрекозы: они видят все, что происходит вверху, внизу, слева. справа.

Вдруг стрекоза видит добычу, она зорко следит за ней.

Зажмурить глаза – расслабить.

– А теперь у меня хитрый вопрос, который под силу только самым внимательным читателям: если группа знает ответ, смело поднимайте дружно руки.

– То из героев и в связи с чем сказал:”И умный человек никогда не подумает даже: прилично или неприлично выпить и уменьшительную жидкость и отправиться в странный мир насекомых, чтобы открыть многое такое, что очень нужно и полезно человеку?”

– Почему Карик считал, что человеку прилично быть крошечным?

Почему у профессора иное мнение на этот счет?

Как он отреагировал на высказывания Карика?

Прочитаем выразительно эту фразу, чтобы были понятны чувства профессора. Кто хочет?

Заключительная беседа

А вы смогли бы выпить незнакомую уменьшительную жидкость, чтобы открыть что-то новое и полезное человеку? Почему? Это же очень опасно?

– Может быть, кто-нибудь знает примеры из реальной жизни, когда человек пожертвовал собой, чтобы совершить открытие для других людей?

Врачи – микробиологи, иммунологи, врачи, борющиеся с вирусными инфекциями, использовали самих себя в качестве подопытных кроликов, проверяли на себе эффективность изобретенных ими лекарственных препаратов.

Великие физики Мария и Пьер Кюри, которые открыли явление радиоактивности, открыли сам радий: их руки подвергались постоянному облучению, из-за чего образовались незаживающие язвы, но это не заставило их остановить опыты.

Английский мореплаватель и исследователь, совершивший более 200 лет назад 3 кругосветных путешествия – Джеймс Кук... Открыл много островов в Тихом океане. Его имя носит гора, есть залив Кука и пролив Кука, острова Кука. Он был убит дикими жителями Гавайских островов, которых он сам же впервые и обнаружил.

Все эти люди совершали человеческий и научный подвиг

Как вы теперь понимаете смысл этого выражения научный подвиг?

Наверное, именно образ таких самоотверженных ученых Ян Ларри и воплотил в профессоре из повести.

4. Итог урока. Домашнее задание.

1) Наш урок подошел к завершению.. Давайте его закончим так же как и начинали в кругу.

Понравился вам урок?

Какое “открытие” сделали для себя сегодня?

Чем бы вы хотели заняться на следующем уроке литературного чтения?

2) Экран интереса.

Дети выставляют значки напротив того этапа, момента урока, который им был наиболее интересен.

Работа в группах.

Анализ текста.

Поиск информации.

Рефлексивный круг

Я обещаю вам включать эти виды работы и на последующих уроках.

У нас сегодня не совсем обычный урок, поэтому и домашнее задание будет необыкновенным: оцените свои силы правильно и выберите из 4 вариантов тот, который вы можете сделать.

Перечитать понравившиеся отрывки из текста.

Проинсценировать любой диалог.

В энциклопедии прочитать о жизни и творчестве Яна Ларри.

Найти и прочитать всю сказочную повесть “Необыкновенные приключения Карика и Вали” от начала до конца.

Спасибо, ребята, за урок.

Вы доставили мне сегодня много удовольствия.