1. Введение.
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Работа в этом направлении должна начинаться с первых лет жизни, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему. Тем самым и обусловлен выбор данной темы.
Цель работы: Становление первоначальных основ экологической культуры.
Задачи:
– Формирование системы элементарных экологических знаний о природе;
– Развитие познавательного интереса к миру природы;
– Воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе.
2.Система работы “Воспитание детей через приобщение к природе”
2.1.Работа с детьми по теме.
Свою работу я начала с изучения имеющейся по данной теме литературы и проведения диагностики. В ходе диагностики выясняла наличие у детей элементарных знаний о растениях и животных, наличие стремления у детей принять участие в уходе за животными и растениями. Исходя из полученных данных разработала перспективный план работы с детьми и с родителями.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирование элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участие в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке — зерна и вода, березе на участке — вода, а воробьям зимой — крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях — это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к живым существам, которое является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.
Поэтому когда ребёнок познаёт мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы (комнатные растения, животные, природный материал), за которыми он мог бы наблюдать, ухаживать, эмоционально сопереживать им. Для этого мне пришлось переоборудовать уголок природы в групповой комнате: пополнить его разнообразными комнатными растениями (декоративными и цветущими), поместить аквариум с рыбками и с сухопутной черепахой.
Подбирая комнатные растения для уголка природы, я, в первую очередь ориентировалась на красиво и обильно цветущие растения, например бальзамин и фиалку, а так же растения с пёстрой и яркой окраской листьев, с ярко выраженными частями (стебель, лист, цветок) и растения с плотными широкими листьями, которые легко вытирать, например небольшой фикус. Ухаживая за комнатными растениями, дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность: полить их под присмотром воспитателя, вытереть пыль с листьев. В процессе наблюдений за растениями, в сочетании с трудом по уходу за ними, у детей формируется представление о растениях как живых существах, их потребностях, росте, изменениях в зависимости от сезона.
Для длительных наблюдений за живыми объектами хорошо подходит аквариум с рыбками. Именно с цикла наблюдений за аквариумными рыбками я начала знакомить детей с обитателями уголка природы. Для малышей, исходя из особенностей их восприятия, надо подбирать рыбок крупных, ярко окрашенных, ведущих в течение большей части года активный образ жизни, охотно поедающих корм, быстро плавающих. Поэтому я остановила свой выбор на золотых рыбках. Они имеют форму пресноводных рыб, привлекательны по окраске, достаточно подвижны.
Вторым обитателем уголка природы стала черепаха. Неприхотливая пища, малые размеры помещений для её содержания, мирный нрав и почти полная безопасность делают её желанным обитателем уголка природы. На её примере я учила детей правильному обращению с животными, знакомила со способами ухода за живыми существами в соответствии с их потребностями, учила создавать условия, обеспечивающие ей нормальную жизнедеятельность. В процессе этих действий у детей воспитываются добрые чувства, ответственность за благополучие тех живых существ, которые нуждаются в их покровительстве.
Выращивание комнатных цветов – процесс долгий, трудоёмкий, не всегда доступный пониманию малыша. Другое дело “огород” на окне, “возделанный” руками малышей. Стараясь заинтересовать детей изменениями, происходящими с растениями в огороде, я организовала его по принципу настоящего деревенского огорода: сделала домик с заборчиком, колодец с ведёрком для полива, огородное пугало, для острастки ворон и будку с собачкой, охраняющей хозяйство. Малыши с удовольствием наблюдают и отмечают все изменения, происходящие там, так как они быстрые, яркие, наглядные.
Для занятий исследовательской деятельностью я организовала центр песка и воды, где сосредоточен разнообразный природный материал для проведения опытов. Это помогло активизировать познавательный интерес детей.
Одной из форм работы с детьми по данной теме являются занятия. Мною был разработан перспективный план по данному разделу. Занятия проводились два раза в месяц с учётом сезонных изменений в природе, были построены в игровой форме с использованием наглядности и художественного слова. На занятиях дети знакомились с дикими и домашними животными и птицами (особенностями их внешнего вида, повадками, детёнышами), с растительным миром, с сезонными изменениями природы.
Еще одним важным с точки зрения экологического образования качеством маленького ребёнка является анимизм, когда неодушевленные предметы и объекты природы наделяются им сознанием и жизнью, психикой и душой, они неравнодушны к людям, подчиняются нашим желаниям Отсюда – особые условия для восприятия природы как живых организмов, сопереживания, сочувствия, эмпатии, перевоплощения. Такое восприятие ребёнком животных “на равных” активно использовалось мною на занятиях, когда к детям приходили персонажи широко известных русских народных сказок. Использование сказочных героев вовсе не означает, что дети получают “сказочно-игрушечные” представления о природе, домашних и диких животных. Как раз наоборот – задача сказочных героев вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, помочь формированию реалистических представлений о них. Поэтому воспитатель сам должен чётко различать, где сказка, а где “правда”, и правильно отражать это в речи – не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными формами, когда речь идёт о природе.
Особенностью дошкольного возраста
является эмоционально окрашенное восприятие
материала, эмоции играют большую роль в
восприятии природы, ее красоты и неповторимости.
Преобладает наглядно-образное,
наглядно-чувственное восприятие
окружающего мира. Ребенок мыслит, прежде всего,
образами. Но от отдельных образов постепенно
переходит к некоторым общим понятиям. Ощущение и
восприятие окружающего у детей развиваются
одновременно с мышлением. С этих позиций особое
значение приобретает регулярный контакт ребенка
с природой, который осуществляется на прогулке.
Целевые прогулки, экскурсии и циклы наблюдений
за растениями, животными и природными явлениями
крайне важны для формирования экологических
знаний у детей и также являются одними из
основных форм работы. В их ходе у детей
развивается наблюдательность, стойкий интерес к
природе, мышление и речь. В зависимости от
объекта, наблюдения на прогулке могут быть как
эпизодическими (за веточкой ели, за кошечкой), так
и длительными (за цветами на клумбе).
Большую помощь в ежедневных наблюдениях за погодными явлениями и сезонными изменениями природы оказывает календарь природы. Вернувшись с прогулки, мы с детьми отыскивали те картинки, на которых изображены погодные явления, наблюдаемые нами на прогулке, и помещали их в соответствующие окошки календаря. Ежедневно фиксируя изменения погоды в календаре природы, дети учатся внимательно наблюдать за окружающим их миром.
Игра – это не только развлечение, но и
метод, при помощи которого малыши
знакомятся с окружающим миром. В своих играх с
детьми я старалась использовать натуральные
предметы (овощи, фрукты, цветы), фотографии,
картинки с изображением растений и животных,
настольные игры и различные игрушки. Игры
использовались в ходе проведения прогулок,
занятий и свободное время. Например: “Кто что
ест?”, “Чья
это мама?”, “Узнай и назови” и др. Кроме
дидактических игр проводились и несложные
сюжетные и подвижные игры с имитацией движений
животных и со звукоподражаниями.
В игровых обучающих ситуациях старалась использовать кукольных персонажей: Незнайку, Айболита. Кукольный персонаж становится непосредственным участником наблюдения. Все это достигается посредством игровых действий и диалогов, которые тщательно обдумываются при подготовке к игровому занятию. Чтобы провести с детьми занятия по обследованию комнатных растений, можно использовать такую игровую обучающую ситуацию как “Медосмотр комнатных растений доктором Айболитом”. Айболит “выписывает рецепты” по уходу за растениями, малыши выполняют все рекомендации доктора.
Так же значительно способствуют расширению знаний детей о различных объектах живой природы и помогают развивать у детей чувство красоты тематические беседы и использование художественного слова.
2.2.Работа с родителями.
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.
Экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства.
Поэтому работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатель предлагает родителям, лично значимой для них. Абстрактная информация о глобальных экологических проблемах, не вызывает особого интереса, а катастрофизм, зачастую пронизывающий эту информацию, вызывает ее отторжение.
Таким образом, я выбрала несколько тем наиболее интересных для родителей. На тему “Домашние животные, их содержание в доме и значение для ребёнка” было проведено родительское собрание. Ему предшествовало анкетирование, целью которого было выяснить отношение родителей к наличию домашних животных в доме, а также отношение детей к домашним питомцам.
Для родительского уголка оформила следующие письменные консультации: “Зависимость состояния здоровья ребёнка от качества окружающей среды”, “Экология жилища”, “Как вырастить экологически безопасный урожай”, “Комнатные растения: вред и польза” и др.
Был оформлен стенд с фотографиями детей на тему “Уголок природы в детском саду”.
Очень эффективным средством оказались информационные памятки, где давалась информация о темах прошедших занятий по ознакомлению с природой и предлагались вопросы, которые родители могли бы задать своим детям, чтобы закрепить в их памяти полученные знания.
Кроме того ежеквартально организовывались тематические выставки: “Дары природы”, “Зимний лес”, “Весна пришла”.
3. Заключение.
По результатам проведённой работы было проведено повторное диагностическое исследование по разделу “Природный мир”. С уверенностью можно сказать, что знания детей о предметах, живых объектах и явлениях природы, окружающих малышей, заметно увеличились по сравнению с началом года. 60% детей смогли на картинках узнать изображённых на них животных и рассказать о них, об особенностях их внешнего вида, повадках, детёнышах. 54% детей умеют отличать один сезон от другого и могут назвать их характерные признаки. 65% детей имеют элементарные представления о растениях. А так же у большинства детей сформировалось правильное отношение к живым существам. Это является подтверждением эффективности применяемых мною методов и приёмов работы.
Перспективное планирование по разделу "Природный мир" (1 младшая группа)