Закрепление правила правописания слов с непроизносимыми согласными

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Закрепление правила правописания слов с непроизносимыми согласными. (3 класс) II четверть.

Цели урока:

  1. Развивать умение проверять слова с непроизносимыми согласными.
  2. Развивать речь, мышление.
  3. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: сигнальные карточки, жетоны, магнитофон, экран, компьютер.

Литература: учебник “Русский язык” 3 класс (автор А.В. Полякова).

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Какие слова с непроизносимыми согласными вы выписали из первого отрывка? (солнце, прелестный)

2. Какие слова с непроизносимыми согласными вы выписали из второго отрывка? (здравствуй, ненастный)

3. Какие слова непроизносимыми согласными вы выписали из третьего отрывка? (с грустной)

– Первый отрывок, из какого произведения Пушкина?

– Каким временем года восхищается поэт?

– Чем хороша зима?

II. Домашнее задание.

Стр. 120 упр. 237 I гр. – выписать слова с пропущенными буквами, написать проверочные слова. II гр. – выписать слова с пропущенными буквами, написать проверочные слова, подобрать ещё 5 слов на тоже правило. III гр. – выписать слова с пропущенными буквами, написать проверочные слова, подобрать ещё 5 слов на тоже правило, составить предложение с любым из написанных слов.

– Взгляните на текст и скажите, о каком времени говориться в нём?

– Чем хороша осень?

III. Минутка чистописания.

– На доске написан ряд букв: О, Д, Т, Ч, П, Ш, С,…

– Внимательно посмотрите на данный ряд букв. Определите, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания? (В этом ряду написаны первые буквы названия цифр: один – О, два – Д,… Следующая будет цифра 8. Её название начинается на букву В, значит, мы будем писать букву В)

– Определите порядок следования букв в этой цепочке: Вдтл, Влтд, Втдл (Справа от заглавной В находятся строчные буквы в, л, д, которые в каждой ячейке меняют свой порядок. Первая из них становится последней.)

– Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.

– Поменяйтесь тетрадями, проверьте закономерность, если верно – жетон.

– Дайте характеристику звукам, которые обозначены данными буквами. (Все звуки согласные, могут быть твёрдыми и мягкими.) Звуки [в], [д] – звонкие парные согласные Звук [т] – глухой парный согласный. Звук [л] – непарный звонкий согласный.

– Как вы думаете, почему именно эти буквы мы писали на минутке чистописания. (Эти буквы обозначают непроизносимые согласные звуки.)

– Назовите тему урока. (Мы будем повторять правило правописания слов с непроизносимыми согласными)

– Почему это правило важно знать?

Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.

В.Волина

– Какое же правило мы должны знать?

– Посмотрите на опорную схему. Внимание на экран!

1. [д], [т], [в], [л]

2. Запомните: чувство, лестница, праздник

3. -сн-, -зн-

4.-стн-, -здн-, -лнц-

Ученик рассказывает правило по опорой схеме.

1. В некоторых словах согласные звуки [д], [т], [в], [л] не произносятся, но пишутся. Например: звездный, местный, здравствуй, солнце.

Для проверки непроизносимых согласных нужно подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки произносятся четко. Например: радостный – радость, честный – честь, счастливый – счастье.

  • Некоторые слова проверить нельзя. Например: чувство, лестница, праздник. Их нужно запомнить.
  • Если в словах встречаются сочетания -сн-, -зн-, то мы вспоминаем стихотворение:

Вкусный, гласный, интересный,
Безопасный и небесный,
И чудесный, и прекрасный,
И ужасный, и напрасный –
Этих слов не забывайте,
Букву “Т” в них не вставляйте.

Во всех других словах есть стечение трех согласных -стн-, -здн-, -лнц-.

IV. Словарная работа. (Письмо по памяти.)

– Убираем опорную схему. Напишите слова с непроизносимыми согласными, которые проверить нельзя.

– С красной строки напишите слова, в которых встречаются сочетания -сн-.

– Посчитайте, если вы написали все 12 слов, берите 5 жетонов. Пропустили 1-2 слова – 4 жетона, 3-5 слов – 3 жетона. Написали меньше 6 слов – 2 жетона.

– Встаньте, кто набрал 5 жетонов. А теперь кто 4 жетона.

V. Закрепление пройденного материала.

– Внимание на экран!

– К словам левого столбца подберите близкие по значению слова из правого столбца. Напишите их парами. Вставьте, где необходимо, непроизносимые согласные.

Унылый ярос… ный
огромный радос… ный
знаменитый наез… ник
здешний гиган…ский
всадник грус…ный
веселый извес…ный
гневный месс…ный

– Проверим (унылый – грустный, огромный – гигантский, знаменитый – известный, здешний – местный, всадник – наездник, весёлый – радостный, гневный – яростный).

– Внимание на экран!

– В словах правого столбца найдите лишнее. Что обозначает это слово? (наездник – тот, кто едет верхом)

VI. Физминутка.

Я буду показывать слова на разные правила. Если в слове, которое я покажу, есть непроизносимые согласные, то вы присядете, если нет – поднимаете руки. Слова: цвет, овраг, сердце, туча, дубы, грустный, победа, свекла, завистливый, тополь, земля, счастливый, луг, рукав, сугроб, устный, шалаш. Провожу упражнение для глаз.

VII. Работа по составлению словосочетаний.

– Внимание на экран!

– Прочитайте слова. Постарайтесь составить словосочетания (прилагательное + существительное), и чтобы в прилагательном обязательно был непроизносимый согласный. Слова (словосочетание): писатель (известный писатель), ветер (яростный ветер), ответ (устный ответ), день (радостный день), поступок (честный поступок), погода (ненастная погода), час (поздний час), находка (счастливая находка).

– Какое из написанных слов является лишним? (поздний – непроизносимая согласная “д”)

VIII. Работа по учебнику (стр.124 упр.248).

– Прочитайте текст.

– О каком времени года говорится в этом тексте? (О лете.)

– А чем вам нравится лето?

– Мы выполним только третье задание

Красные ягоды земляники найдут и принесут птицы.

IX. Восстановите авторское стихотворение, вставляя слова с непроизносимыми согласными.

Весеннее предупреждение. … (Что?) светит так … (как?), Но по льду ходить … (как?). …(Когда?) рыбку здесь ловить, …(Как?) в речку угодить.

1 – солнце, 2 – прекрасно, 3 – опасно, 4 – поздно, 5 – грустно.

– В какое время года то может пройти?

– Внимание на экран!

– О чем предупреждает нас это стихотворение?

– Чем хороша весна?

X. Итог урока.

– Какие знания повторяли и закрепляли на уроке?

– Что удалось?

– С какими заданиями справились без затруднений, не допустили ошибок?

– Над чем ещё нужно поработать?

– Кто получил более 12 жетонов?

– Какое же время года лучше?