Тема урока: Закрепление правила правописания слов с непроизносимыми согласными. (3 класс) II четверть.
Цели урока:
- Развивать умение проверять слова с непроизносимыми согласными.
- Развивать речь, мышление.
- Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: сигнальные карточки, жетоны, магнитофон, экран, компьютер.
Литература: учебник “Русский язык” 3 класс (автор А.В. Полякова).
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Какие слова с непроизносимыми согласными вы выписали из первого отрывка? (солнце, прелестный)
2. Какие слова с непроизносимыми согласными вы выписали из второго отрывка? (здравствуй, ненастный)
3. Какие слова непроизносимыми согласными вы выписали из третьего отрывка? (с грустной)
– Первый отрывок, из какого произведения Пушкина?
– Каким временем года восхищается поэт?
– Чем хороша зима?
II. Домашнее задание.
Стр. 120 упр. 237 I гр. – выписать слова с пропущенными буквами, написать проверочные слова. II гр. – выписать слова с пропущенными буквами, написать проверочные слова, подобрать ещё 5 слов на тоже правило. III гр. – выписать слова с пропущенными буквами, написать проверочные слова, подобрать ещё 5 слов на тоже правило, составить предложение с любым из написанных слов.
– Взгляните на текст и скажите, о каком времени говориться в нём?
– Чем хороша осень?
III. Минутка чистописания.
– На доске написан ряд букв: О, Д, Т, Ч, П, Ш, С,…
– Внимательно посмотрите на данный ряд букв. Определите, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания? (В этом ряду написаны первые буквы названия цифр: один – О, два – Д,… Следующая будет цифра 8. Её название начинается на букву В, значит, мы будем писать букву В)
– Определите порядок следования букв в этой цепочке: Вдтл, Влтд, Втдл (Справа от заглавной В находятся строчные буквы в, л, д, которые в каждой ячейке меняют свой порядок. Первая из них становится последней.)
– Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.
– Поменяйтесь тетрадями, проверьте закономерность, если верно – жетон.
– Дайте характеристику звукам, которые обозначены данными буквами. (Все звуки согласные, могут быть твёрдыми и мягкими.) Звуки [в], [д] – звонкие парные согласные Звук [т] – глухой парный согласный. Звук [л] – непарный звонкий согласный.
– Как вы думаете, почему именно эти буквы мы писали на минутке чистописания. (Эти буквы обозначают непроизносимые согласные звуки.)
– Назовите тему урока. (Мы будем повторять правило правописания слов с непроизносимыми согласными)
– Почему это правило важно знать?
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
В.Волина
– Какое же правило мы должны знать?
– Посмотрите на опорную схему. Внимание на экран!
1. [д], [т], [в], [л] 2. Запомните: чувство, лестница, праздник 3. -сн-, -зн- 4.-стн-, -здн-, -лнц- |
Ученик рассказывает правило по опорой схеме.
1. В некоторых словах согласные звуки [д], [т], [в], [л] не произносятся, но пишутся. Например: звездный, местный, здравствуй, солнце.
Для проверки непроизносимых согласных нужно подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки произносятся четко. Например: радостный – радость, честный – честь, счастливый – счастье.
- Некоторые слова проверить нельзя. Например: чувство, лестница, праздник. Их нужно запомнить.
- Если в словах встречаются сочетания -сн-, -зн-, то мы вспоминаем стихотворение:
Вкусный, гласный, интересный,
Безопасный и небесный,
И чудесный, и прекрасный,
И ужасный, и напрасный –
Этих слов не забывайте,
Букву “Т” в них не вставляйте.
Во всех других словах есть стечение трех согласных -стн-, -здн-, -лнц-.
IV. Словарная работа. (Письмо по памяти.)
– Убираем опорную схему. Напишите слова с непроизносимыми согласными, которые проверить нельзя.
– С красной строки напишите слова, в которых встречаются сочетания -сн-.
– Посчитайте, если вы написали все 12 слов, берите 5 жетонов. Пропустили 1-2 слова – 4 жетона, 3-5 слов – 3 жетона. Написали меньше 6 слов – 2 жетона.
– Встаньте, кто набрал 5 жетонов. А теперь кто 4 жетона.
V. Закрепление пройденного материала.
– Внимание на экран!
– К словам левого столбца подберите близкие по значению слова из правого столбца. Напишите их парами. Вставьте, где необходимо, непроизносимые согласные.
Унылый | ярос… ный |
огромный | радос… ный |
знаменитый | наез… ник |
здешний | гиган…ский |
всадник | грус…ный |
веселый | извес…ный |
гневный | месс…ный |
– Проверим (унылый – грустный, огромный – гигантский, знаменитый – известный, здешний – местный, всадник – наездник, весёлый – радостный, гневный – яростный).
– Внимание на экран!
– В словах правого столбца найдите лишнее. Что обозначает это слово? (наездник – тот, кто едет верхом)
VI. Физминутка.
Я буду показывать слова на разные правила. Если в слове, которое я покажу, есть непроизносимые согласные, то вы присядете, если нет – поднимаете руки. Слова: цвет, овраг, сердце, туча, дубы, грустный, победа, свекла, завистливый, тополь, земля, счастливый, луг, рукав, сугроб, устный, шалаш. Провожу упражнение для глаз.
VII. Работа по составлению словосочетаний.
– Внимание на экран!
– Прочитайте слова. Постарайтесь составить словосочетания (прилагательное + существительное), и чтобы в прилагательном обязательно был непроизносимый согласный. Слова (словосочетание): писатель (известный писатель), ветер (яростный ветер), ответ (устный ответ), день (радостный день), поступок (честный поступок), погода (ненастная погода), час (поздний час), находка (счастливая находка).
– Какое из написанных слов является лишним? (поздний – непроизносимая согласная “д”)
VIII. Работа по учебнику (стр.124 упр.248).
– Прочитайте текст.
– О каком времени года говорится в этом тексте? (О лете.)
– А чем вам нравится лето?
– Мы выполним только третье задание
Красные ягоды земляники найдут и принесут птицы.
IX. Восстановите авторское стихотворение, вставляя слова с непроизносимыми согласными.
Весеннее предупреждение. … (Что?) светит так … (как?), Но по льду ходить … (как?). …(Когда?) рыбку здесь ловить, …(Как?) в речку угодить.
1 – солнце, 2 – прекрасно, 3 – опасно, 4 – поздно, 5 – грустно.
– В какое время года то может пройти?
– Внимание на экран!
– О чем предупреждает нас это стихотворение?
– Чем хороша весна?
X. Итог урока.
– Какие знания повторяли и закрепляли на уроке?
– Что удалось?
– С какими заданиями справились без затруднений, не допустили ошибок?
– Над чем ещё нужно поработать?
– Кто получил более 12 жетонов?
– Какое же время года лучше?