I. Введение
Рациональное питание детей школьного возраста – необходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.
Организация питания в образовательных учреждениях представляет проблему большой социальной значимости, особенно, в условиях современной сложной социально-экономической обстановки. Правильно построенное питание формирует у детей полезные привычки, закладывают основы культуры питания, создает рациональную модель пищевого поведения.
Поэтому оттого, насколько правильно организовано питание в образовательном учреждения, во многом зависит здоровье и развитие детей.
II. Цели, задачи и мероприятия программы
Программа «Организация питания в ГОУ ЦО №1445» – нормативно-управленческий документ, отражающий специфику содержания питания обучающихся и особенности организации питания в школе.
1. Программа школы является краткосрочной
программой, разработанной в контексте Городской
целевой программы «Совершенствование
организации питания» и программы развития
образования «Столичное образование – 4 на
2005-2007г.».
2. Цель программы развития образования
«Столичное образование – 4» –обеспечить
устойчивое развитие системы образования в
московском мегаполисе, доступность и
обязательность, повышение качества,
эффективность образования и комплексную
безопасность обучающихся и воспитанников
образовательных учреждений.
3. Одной из задач Городской целевой программы
развития образования является
совершенствование организации учебного
процесса в целях сохранения и укрепления
здоровья обучающихся.
4. В области общего образования одним из
приоритетных направлений является продолжение
работы по совершенствованию содержания и
структуры школ, работающих в режиме полного дня.
5. В число ожидаемых конечных результатов
реализации программы включены следующие;
– создание условий, обеспечивающих охрану
жизни, сохранение и укрепление здоровья
обучающихся, формирование их здорового образа
жизни;
– создание условий для полноценного питания
обучающихся и воспитанников;
6. Конечная социальная цель программы:
– обеспечение рационального, сбалансированного,
высококачественного питания детей и подростков
на основе внедрения новых технологий
приготовления пищи.
– основная цель городской программы
«Совершенствование организации питания
обучающихся» – сохранение и укрепление здоровья
детей и подростков, обеспечение обучающихся и
воспитанников образовательных учреждений
города Москвы высококачественным, безопасным,
сбалансированным питанием, исключающим
использование продуктов, содержащих
генно-модифицированные организмы.
7. Основные задачи:
– совершенствование организации;
– повышение качества;
– обеспечение безопасности питания обучающихся;
– развитие материально-технической базы системы
питания ОУ;
– совершенствование нормативно-правового
регулирования;
– повышение квалификации кадров;
– развитие информационных технологий и
совершенствование автоматических средств
управления и контроля.
8. Основные мероприятия программы:
– совершенствование организации;
– повышение качества, сбалансированности, и
обеспечение безопасности питания
обучающихся;
– улучшение рационов питания;
– повышение процента охвата горячим питанием
обучающихся старших классов за счет средств
родителей,
– совершенствование производственного
контроля;
– совершенствование организации питьевого
режима;
– организация у детей и подростков
рационального пищевого поведения и знаний о ЗОЖ;
– организация системы мониторинга питания
обучающихся в образовательных учреждениях.
Установленные требования к организации питания обучающихся учтены педагогическим коллективом школы при разработке краткосрочной программы совершенствования организации питания обучающихся школы.
Назначение программы ГОУ ЦО №1445 в том, чтобы создать модель управления процессом питания обучающихся, где наряду с использованием в составе рациона детей в школе преимущественно пищевых продуктов, блюд и кулинарных изделий с повышенной пищевой и биологической ценностью, обеспечивается доступность питания для более широкого контингента школьников, а также учитываются индивидуальные, этнические и религиозные предпочтения в питании.
Программа питания в ГОУ ЦО №1445 предполагает реализацию следующих принципов:
1) Питание является одним из важнейших
факторов, определяющих здоровье детей и
подростков, способствует профилактике
заболеваний, повышению успеваемости,
физическому и умственному развитию, создает
условия для адаптации подрастающего поколения к
окружающей среде. (Столичное образование – 4).
2) Демократизации управления реализует
неотъемлемое право каждого субъекта: ученика,
родителей, педагогов, специалистов организации
питания.
3) Компетентный подход к образованию, а именно,
обучение детей и подростков знаниям об основах
здорового питания и здорового образа жизни.
Вышеперечисленные принципы (цель программы),
лежащие в основе построения программы,
сориентированы на личность ребенка, на создание
в школе условий для сохранения и укрепления
здоровья детей и подростков, на свободное
сотрудничество педагогов, специалистов,
воспитателей ШПД, семьи на целенаправленное
взаимодействие, обеспечение совершенствования
организации питания.
III. Информационная справка о школе
Государственное образовательное учреждение Центр образования №1445 открыта в 1983 году. С 1983 года ГОУ ЦО №1445 находится по адресу: Голубинская ул., д.5, корпус 4. Здание школы – трехэтажное, 1983 года постройки, «самолет».
ГОУ ЦО №1445 имеет Государственную лицензию на образовательную деятельность с 2005 года. С 2006 года наша школа работает в режиме «школы полного дня». Для организации питания школа располагает следующими резервами: питание учащихся школы № 1445 осуществляет ООО «Школьник». На начало учебного года в школе обучается 405 учащихся. В этом учебном году школа продолжает работу в режиме «школы полного дня». Учащиеся 1-9 классов завтракают и обедают на сумму 101 рубль. Все ученики имеют возможность приобрести полдники в буфете.
Зал столовой на 150 посадочных мест. Естественное освещение зала через оконные проемы, оборудованные тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен; искусственное освещение от светильников дневного света.
Пищеблок работает по форме «столовая – доготовочная». На пищеблоке имеется следующее оборудование, холодильник для сырых и холодильник для вареных продуктов, хлеборезка, привод: протирочная, мясорубка, резка овощей; мясорубка настольная для вареного мяса, сковорода жарочная, картофелечистка, пекарский шкаф, шкаф турбо; плиты электрические, титан. На раздаче – прилавок для холодных, супов, вторых блюд. В помещении для мытья посуды находится посудомоечная машина и ванны для мытья кухонной и столовой посуды. В буфете из технологического оборудования имеются миксер для коктейлей. Раздельные подсобные помещения: кладовая для хранения сухих продуктов, кладовая для хранения овощей и охлажденные камеры для хранения скоропортящихся продуктов.
В школе обучается 485 человек, в том числе:
- начальная школа – 266 человек;
- основная школа – 168 человека;
- средняя школа – 51 человек.
В педагогическом коллективе школы, занятом в системе организации питания, работает 21 преподаватель, 12 воспитателей ШПД, врач, фельдшер, социальный педагог, учитель-логопед.
IV. Аналитическое обоснование программы
В этом разделе программы предстоит провести системный анализ, т.е. всестороннее, во взаимосвязи и взаимодействии со всеми участниками организации процесса питания, исследование управления питанием в школе, чтобы выявить и систематизировать проблемы, препятствующие совершенствованию организации питания, соответствующие требованиям государства, запросам общества, родителей обучающихся.
1. Анализ комплектования школы:
Табл. 3. Динамика комплектования контингента обучающихся в ГОУ СОШ №1445 (данные на начало учебного года):
Учебный год |
Начальная школа |
Основная школа |
Средняя школа |
Всего |
2006/2007 | 171 | 200 | 56 | 427 |
2007/2008 | 145 | 194 | 93 | 432 |
2008/2009 | 161 | 201 | 73 | 435 |
2009/2010 | 206 | 196 | 38 | 440 |
2010/2011 | 266 | 168 | 51 | 485 |
Вывод: анализ контингента ГОУ ЦО №1445 свидетельствует о том, что наблюдается тенденция увеличения количества обучающихся вместе с тем увеличение происходит за счет учеников начальной и основной школы.
Проблема: увеличение площадей или изменение графика приема пищи.
2. Анализ контингента школы. Социально незащищенные семьи
К категории социально незащищенных семей
рекомендуется относить следующие семьи:
– многодетные семьи;
– одинокие матери;
– беженцы и вынужденные переселенцы, имеющие
соответствующий статус;
– военнослужащие, в т.ч. погибшие при исполнении
служебных обязанностей;
– безработные, состоящие на учете на бирже труда;
– семьи, потерявшие кормильца;
– опекуны, в т.ч. не получающие пособия по приказу
№50 Министерства Обороны РФ;
– родители-инвалиды;
– семьи, в которых есть дети-инвалиды;
– родители-студенты дневных отделений учебных
заведений;
– подвергнувшиеся радиации при ликвидации
аварии на Чернобыльской АЭС;
– родителей-пенсионеров;
– родителей, находящихся в розыске, заключении;
– родители – работники бюджетной сферы
Табл. 2. Социально незащищенные семьи
Динамика организации питания в рамках школы полного дня ЦО №1445
2006-2007 уч.г. | 2007-2008 уч.г. | 2008-2009 уч.г. | 2009-2010 уч.г. | 2010-2011 уч.г | |
Всего обеспечены питанием (от контингента школы): | 81% | 80% | 80% | 82% | 83% |
Из них: многодетные | 6,3% | 6% | 6% | 5,6% |
10% |
одинокие матери | 6,3% | 4,1% | 4% | 4,7% | 5,5% |
дети-инвалиды | 0,6% | 0,5% | 0,7% | 0,7% | 1,5% |
потеря кормильца | 3,1% | 2,6% | 2,7% | 2,5% | 3,7% |
опекаемые | 1,2% | 1,2% | 0,7% | 0,4% | 0,7% |
Организация питания обучающихся за
родительские средства (пункт 1.2 программы).
«Повышение процента охвата горячим питанием
обучающихся старших классов до 90% с учетом
льготной категории обучающихся и получающих
питание за родительские средства за счет
дополнительно открываемых предприятий питания
(мини-кафе, фито и интернет-бары и т.д.).
Льготным питанием охвачены: семь учащихся из
социально незащищенных семей и один ученик из
многодетной семьи. Остальные учащиеся старших
классов питаются в школьном буфете. За
родительские средства питаются только десять
человек (горячие завтраки и обеды).
Вывод: выявляется тенденция увеличения числа социально незащищенных семей, охват горячим питанием за родительские средства недостаточен.
Проблема: увеличить количество учащихся 10-11 классов, охваченных горячим питанием за родительские средства.
3. Анализ санитарной грамотности педагогов, родителей и детей
С 2000 года сотрудники школы работают в ГЭП «Здоровая и дружественная школа». На базе школы открыт Центр содействия здоровью и развитию ребенка. Одним из главных направлений работы ЦЗР является просветительская деятельность среди всех субъектов образовательного процесса. В начальной школе проходят уроки здоровья. Регулярно для учащихся основной и средней школы проводятся лекции по санитарной грамотности учащихся. Лекции и практические занятия проводятся приглашенными лекторами или школьными медицинскими работниками. Специалистами ЦЗР разработаны темы классных часов, родительского лектория, в которых большое место отводится проблеме школьного питания.
Вывод: по данному направлению в школе проводится необходимая работа.
Проблема: разработка новых теоретических и практических занятий с использованием новейших здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.