Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ.
Форма организации работы учащихся: Фронтальная, групповая.
Цели урока:
- Образовательная: познакомить учеников со структурой лесной промышленности и ее проблемами.
- Развивающая: продолжить формирование навыков работы в группе, анализа статистических данных, умения делать выводы и устанавливать закономерности.
- Воспитательная: привести учеников к мысли о исчерпаемости ресурсов, необходимости их рационального использования и бережного отношения к природе.
Задачи урока:
- актуализировать знания о лесах России, полученные в курсе 8 класса;
- сформировать у учащихся представление о структуре лесопромышленного комплекса;
- обратить внимание учащихся на проблемы лесного комплекса России;
- показать необходимость бережного отношения к природе и рационального использования ресурсов.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал: рабочий листок и незаполненная схема лесного комплекса. (Приложение 1, Приложение 2)
Приветствие
Здравствуйте ребята! Сегодня нам с Вами предстоит познакомиться с новым межотраслевым комплексом.
Слайд № 1. Тема урока
Тема этого урока “Лесная промышленность России” тема урока у вас записана на рабочих листках.
Положите их перед собой.
Актуализация знаний
Для того, чтобы разобраться в этой непростой теме, придется вспомнить то, что вы проходили в 8-м классе.
Слайд № 2. Типы лесов России
Посмотрите, пожалуйста, на карту. Мы с вами уже много знаем о лесах. Перед вами карта с подсказками. Глядя на нее, определим, какие типы лесов размещены на территории России и где они располагаются.
Ваша задача вспомнить их названия и определить район размещения.
Смешанные, субтропические, светлохвойная тайга, темнохвойная тайга, широколиственные, муссонные. (Ученики определяют тип леса по картинке и называют район их размещения.
Молодцы, ребята!
Изучение нового материала
Лес издревле воспевался человеком. О нем сложено множество стихов и песен. Но не только лишь красотой леса можно восхищаться. Сейчас я приведу пример стихотворения о лесе.
Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного севера неприхотливый лес.
Ты полон свежести все в тебе живое,
И сколько у тебя загадок и чудес.
Ты испокон веков сдружился с человеком:
Берет он для себя от щедрости твоей
Грибы и ягоды по солнечным просекам,
И пищу, и жилье, и мачты кораблей.
Вот такое описание леса дал замечательный поэт Всеволод Рождественский.
А теперь, прослушав это замечательное стихотворение, попытайтесь определить, какова роль леса в жизни человека.
Ученики отвечают
Совершенно верно. Какие только предметы не производятся из древесины! Посмотрите на экран
Слайд № 3 Изделия из древесины
Слайд № 4 Изделия из древесины
А) Лес – источник топлива, стройматериалов. Из древесины производятся мебель, лекарства и многое другое.
Б) Рекреационная функция
В) Санитарно гигиеническая и оздоровительная функции – создание благоприятных микроклиматических условий для здоровья людей в городских поселениях
Г) Лес – среда обитания 70% видов растений и животных, источник биологических ресурсов
Д) Водоохранная и защитная функции
Ученики записывают функции леса в рабочий листок.
Молодцы!
Итак, леса занимают 44, 7% территории России, или, примерно 1/5 всех лесов мира. Это приблизительно 766 млн га.
Равномерно ли размещены леса по территории России? – нет
Лес – наше богатство. Это мы знаем. Как и любое богатство, его надо беречь и считать. Для того, чтобы разобраться с количеством леса, ученые ввели показатель, называемый ЛЕСИСТОСТЬ.
Слайд № 5. Лесистость. Познакомимся с новым понятием. Лесистость – отношениние площади территории, занятой лесом к общей площади района.
Запишите себе, пожалуйста, это определение в рабочий листок.
Слайд № 6. Карта
Перед вами карта лесной промышленности. Пользуясь данной картой, выделите, пожалуйста, те регионы, в которых показатель лесистости наиболее велик.
Ученики называют регионы с максимальными показателями лесистости.
Слайд № 7 . диаграмма
Максимальными показателями обладают Иркутская обл., Приморский край, Костромская обл., Пермский край
Помимо лесоизбыточных регионов, которые мы с вами назвали, есть и лесодефицитные районы. Назовите их.
Калмыкия, Ставропольский край, Астраханская обл., Ростовская обл.
Итак, леса в России много, но весь ли этот лес пригоден для промышленного использования?
Слайд № 8. Запасы древесины
Оказывается, что нет.
25% труднодоступны.
– 25%.
13% приходится на гари и поляны.
– 13 %.
15% лесов являются особо ценными, например
реликтовыми, поэтому вырубке не подлежат.
И что же у нас получилось?
– Подсчет
Проведя несложный подсчет, мы видим, что всего-то для промышленного использования остается 47% леса.
– Cтрашные цифры
А теперь немного статистики. На ваших рабочих листках приведены две диаграммы, одна касается лесозаготовки, а вторая – производства бумаги. Глядя на них, определите, какие регионы России являются лидерами по лесозаготовке и запишите вывод в листок.
Ученики записывают вывод в рабочий листок.
Слайд № 9. Структура лесного комплекса
Перед вами сложная схема лесного комплекса России.
То же самое вы видите на экране.
Как и любой межотраслевой комплекс, лесной комплекс в общем, состоит из нескольких последовательных стадий, и главными из них являются добыча и переработка. Добыча – лесозаготовка, переработка – множество процессов, начиная с лесопиления и заканчивая производством мебели, бумаги и прочих необходимых нам вещей.
Слайд № 10. Карта
Взгляните на карту: предприятия лесного комплекса размещены по всей территории страны, но все же, присмотревшись повнимательнее, мы заметим некоторые закономерности.
Давайте вместе с вами вспомним, какие факторы влияют на размещение любого производства.
Для этого в легенде на ваших листках даны первые буквы названий этих факторов.
Кто может перечислить их? Сырьевой, потребительский, водный, энергетический, транспортный, экологический.
Молодцы!
В кабинете столы расставлены таким образом не зря. Следующее здание мы будем выполнять, разделившись на группы.
Задание заключается в следующем:
- используя карты атласа, учебник, дополнительные материалы и собственный интеллект попытайтесь выделить основные факторы размещения той или иной отрасли промышленности и запишите их в кружочки так, как записано в легенде
- дополните схему вашей отрасли видами ее продукции
- используя учебник и атлас, приведите примеры центров данной отрасли
- обоснуйте правильность размещения любого центра по выбору.
- Через 5 минут один человек от группы должен будет выйти к доске, обозначить свои центры на контурной карте и обосновать местоположение одного из них. По результатам работы каждая группа получает оценку.
Ученики работают, выходят к карте и объясняют
А теперь давайте посмотрим, что получилось у меня
Слайд №11. Структура лесного комплекса
Часто случается так, что в одном месте сочетается сразу несколько факторов размещения, и именно в это месте можно разместить и лесопилку, так как имеются запасы спелой древесины, и рядом порт, то есть выгодное транспортное положение, недалеко находится крупный город, где возможен сбыт, например мебели… получается, что нужно размещать все эти производства. Безусловно, такое встретишь не часто, но бывает.
В таком случае, самым выгодным вариантом является строительство ЛПК –лесопромышленного комплекса.
Слайд №12 ЛПК
Давайте запишем определение: ЛПК – территориальное сочетание всех трех стадий производства: заготовки, механической обработки и химической переработки древесины, предприятия которого имеют тесные производственные связи.
Слайд №13 Крупнейшие ЛПК
Крупнейшие ЛПК: Усть-Илимский, Братский, Архангельский, Сыктывкарский
Ученики записывают примеры в рабочий листок
Слайд №14. Проблемы отрасли
Проблемы отрасли:
- истощение запасов древесины, особенно в европейской части;
- молевой сплав леса;
- отходы в районах лесозаготовки;
- вырубка по берегам рек приводит к их обмелению;
- сброс в реки отходов целлюлозно-бумажных комбинатов;
- нерациональное использование сырья (из 1 кубометра древесины в Финляндии производится 190 кг бумаги, в США 135, у нас – 29).
Как же решить такое множество проблем? Задача не из легких. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Слайд № 15. Решение проблем отрасли
Это далеко не весь список мер, которые могут быть использованы для решения всего спектра проблем лесного комплекса.
Слайд № 16. Берегите лес
Закрепление (фронтальный опрос):
- назовите три стадии производства лесной промышленности
- назовите ведущий фактор размещения а) лесопилки б) мебельного завода в) целлюлозно-бумажного комбината
- Почему крупные ЛПК расположены в Братске и Усть-Илимске, Архангельске?
- Почему на дне некоторых рек образуются запасы древесины?
- Какие экологические проблемы стоят перед лесной промышленностью?
Домашнее задание: используя учебник и другие источники на рабочий листок выписать те меры, которые мы можем предпринять, чтобы сохранить наше главное богатство – лес.